Большая Советская энциклопедия

    осифляне, представители церковно-политического течения в Русском государстве в конца 15 — 16 вв., выражавшие интересы воинствующей церкви. Своё название получили как последователи Иосифа Волоцкого (См. Иосиф Волоцкий). Экономической основой влияния И. являлось крупное монастырское землевладение. Вначале И. блокировались с удельно-княжеской оппозицией и выступали против великокняжеской власти, стремившейся к секуляризации церковных земель. На соборе 1503 выступили против проекта ликвидации монастырского землевладения, который выдвигали так называемые Нестяжатели, вначале поддержанные Иваном III. На соборе 1504 И. добились осуждения еретиков и расправы над ними. И. создали и затем поддерживали теорию о божественном происхождении царской власти, выдвинутую их идейным вождём Иосифом Волоцким. Иосифлянин Филофей создал теорию «Москва — третий Рим», сыгравшую важную роль в формировании официальной идеологии русского самодержавия. Из среды И. вышли многие высшие церковные иерархи 16 в. [митрополит Даниил, ростовский архиепископ Вассиан (брат Иосифа Волоцкого), епископы Савва Слепушкин, Вассиан Топорков (племянник Иосифа Волоцкого), Акакий, Савва Чёрный и др.]. Близко примыкал к И. митрополит Макарий. И., обладая большинством, отвергли на Стоглавом соборе (См. Стоглавый собор) нестяжательскую программу, предложенную Сильвестром и его окружением. В середине 16 в. по инициативе И. были созваны церковные соборы против еретиков, осудившие Матвея Башкина и Феодосия Косого (См. Феодосий Косой). И. приняли активное участие в учреждении опричнины. К 17 в. иосифлянство как церковно-политическое течение прекращает свое существование.

    Лит. см. при ст. Иосиф Волоцкий.

  1. Источник: Большая советская энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия. 1969—1978.



  2. Большой энциклопедический словарь

    ИОСИФЛЯНЕ (осифляне) - церковно-политическое течение в Русском государстве кон. 15 - сер. 16 вв., идеолог Иосиф Волоцкий. В борьбе с нестяжателями отстаивали незыблемость церковных догм, защищали церковно-монастырское землевладение.

  3. Источник: Большой Энциклопедический словарь. 2000.



  4. Современная энциклопедия

    ИОСИФЛЯНЕ (осифляне), церковно-политическое течение в русском государстве конца 15 - середины 16 вв. Идеолог - Иосиф Волоцкий. В борьбе с нестяжателями отстаивали незыблемость церковных догм, защищали церковно-монастырское землевладение.

  5. Источник: Современная энциклопедия. 2000.



  6. Философская энциклопедия

    ИОСИФЛЯНЕ

    (или осифляне) – представители церк.-политич. течения в Русском гос-ве конца 15 – сер. 16 вв., выступавшие против реформац. движения в России. Свое название И. получили по имени главы движения Иосифа Волоцкого. Вначале И. выражали интересы удельно-княжеской оппозиции и выступали против великокняжеской власти. На соборе 1503 И. добились отклонения проекта ликвидации монастырского землевладения, с к-рым выступили т.н. нестяжатели, поддержанные Иваном III. На соборе 1504 И. добились осуждения новгородско-московских "еретиков" и жестокой расправы над ними. С этого времени И. поддерживали теорию о божеств. происхождении царской власти, выдвинутую Иосифом Волоцким, после смерти Иосифа Волоцкого И. возглавил Даниил, бывший с 1522 по 1539 митрополитом "всея Руси". Во главе с Даниилом И. продолжали ожесточ. борьбу с "еретиками" и нестяжателями, добились суда над Вассианом Косым и Максимом Греком. Противоеретич. полемика Даниила, направленная против выделявшегося в реформац. движении 1-й пол. 16 в. народного течения, носила обнаженно классовый, политич. характер. Выступая против еретич. движений, Даниил отождествлял критику православных догм со стороны "еретиков" с нападками на политич. строй. Представляя собой контрреформацию на рус. почве, И. приняли активное участив и в церк. соборах сер. 16 в., осудивших Матвея Башкина и Феодосия Косого. В борьбе с "еретиками" И. стремились перенять опыт исп. инквизиции. Взгляды И. восторжествовали в борьбе со взглядами нестяжателей и были до сер. 16 в. теорией господствующей церкви.

    Лит.: История философии, т. 1, М., 1957, с. 271; Рыбаков Б. А., Воинствующие церковники XVI в., "Антирелигиозник", 1934, No 3; Будовниц И. У., Русская публицистика XVI века, М.–Л., 1947; Зимин Α. Α., О политической доктрине Иосифа Волоцкого, "Тр. Отд. др.-рус. лит-ры. [Ин-т рус. лит-ры]", 1953, т. 9; Лурье Я. С., Краткая редакция "Устава" Иосифа Волоцкого – памятник идеологии раннего иосифлянства, там же, 1956, т. 12; Казакова Н. А. и Лурье Я. С., Антифеодальные еретические движения на Руси XIV – начала XVI века, M.–Л., 1955; Зимин А. А., И. С. Пересветов и его современники, М., 1958, ч. 1, гл. 2; Клибанов А. И., Реформационные движения в России в XIV – первой половине XVI вв., М., 1960, с. 210–11, 259–60; Лурье Я. С., Идеологическая борьба в русской публицистике конца XV – нач. XVI вв., М.–Л., 1960.

    В. Корецкий. Москва.

  7. Источник: Философская энциклопедия



  8. Энциклопедический словарь

    иосифля́не

    (осифляне), церковно-политическое течение в Русском государстве конца XV — середины XVI вв., идеолог Иосиф Волоцкий. В борьбе с нестяжателями отстаивали незыблемость церковных догм, защищали церковно-монастырское землевладение. Первоначально были сторонниками теории господства церкви над светской властью, затем признали теократический характер самодержавия.

    * * *

    ИОСИФЛЯНЕ

    ИОСИФЛЯ́НЕ (осифляне), представители церковно-политического течения в Русском государстве в конце 15 — 16 веков, выражавшие интересы воинствующей церкви.

    В борьбе с нестяжателями(см. НЕСТЯЖАТЕЛИ) отстаивали незыблемость церковных догм, защищали церковно-монастырское землевладение. Свое название иосифляне получили как последователи Иосифа Волоцкого(см. ИОСИФ Волоцкий). Экономической основой влияния иосифлян являлось крупное монастырское землевладение.

    Вначале иосифляне блокировались с удельно-княжеской оппозицией и выступали против великокняжеской власти, стремившейся к секуляризации церковных земель. На соборе 1503 они выступили против ликвидации монастырского землевладения, который выдвигали нестяжатели, поддержанные Иваном III Васильевичем(см. ИВАН III Васильевич). На соборе 1504 иосифляне добились осуждения еретиков и расправы над ними. Иосифляне поддерживали теорию о божественном происхождении царской власти, выдвинутую Иосифом Волоцким.

    Иосифлянин Филофей(см. ФИЛОФЕЙ) стал автором теории «Москва — третий Рим»(см. МОСКВА — ТРЕТИЙ РИМ), сыгравшую важную роль в формировании идеологии русского самодержавия. Из среды иосифлян вышли многие высшие церковные иерархи 16 века (митрополит Даниил(см. ДАНИИЛ (митрополит)), ростовский архиепископ Вассиан (брат Иосифа Волоцкого), епископы Савва Слепушкин, Вассиан Топорков(см. ВАССИАН Топорков) (племянник Иосифа Волоцкого), Акакий, Савва Черный). Близко примыкал к иосифлянам митрополит Макарий(см. МАКАРИЙ (митрополит)). Иосифляне, располагая большинством в церковных верхах, отвергли на Стоглавом соборе(см. СТОГЛАВЫЙ СОБОР) нестяжательскую программу, предложенную Сильвестром(см. СИЛЬВЕСТР (ум. 1566)) и его окружением. В середине 16 века по инициативе иосифлян были созваны церковные соборы против еретиков, осудившие Матвея Башкина(см. БАШКИН Матвей Семенович) и Феодосия Косого(см. ФЕОДОСИЙ Косой). К 17 веку иосифлянство как церковно-политическое течение прекратило свое существование.

  9. Источник: Энциклопедический словарь



  10. Советская историческая энциклопедия

    осифляне, - представители церк.-политич. течения в Рус. гос-ве в кон. 15-16 вв., выражавшие интересы воинствующей церкви. Свое назв. получили как последователи Иосифа Волоцкого. Экономич. основой влияния И. являлось крупное монастырское землевладение. Вначале И. блокировались с удельно-княж. оппозицией и выступали против великокняж. власти, стремившейся к секуляризации церк. земель. На соборе 1503 выступили против проекта ликвидации монастырского землевладения, к-рый выдвигали т. н. нестяжатели, поддержанные Иваном III. Нуждаясь в помощи сильной церк. орг-ции для борьбы с еретич. движениями (см. Ереси) и с феод. оппозицией, Иван III уступил в этом вопросе; "стяжательские" требования И. были удовлетворены. Взамен Иван III заручился поддержкой со стороны церкви. На соборе 1504 И. добились осуждения еретиков и расправы над ними. С этого момента И. поддерживали теорию о божеств. происхождении царской власти, выдвинутую их идейным вождем Иосифом Волоцким. Иосифлянин Филофей создал теорию "Москва - третий Рим", сыгравшую важную роль в формировании офиц. идеологии рус. самодержавия. Из среды И. вышли многие высшие церк. иерархи 16 в. (митрополит Даниил, ростовский архиепископ Вассиан (брат Иосифа Волоцкого), епископы Савва Слепушкин, Вассиан Топорков (племянник Иосифа Волоцкого), Акакий, Савва Черный и др.).. Близко примыкал к И. митрополит Макарий. И., обладая большинством, отвергли на Стоглавом соборе нестяжательскую программу, предложенную Сильвестром и его окружением. В сер. 16 в. по инициативе И. были созваны церк. соборы против еретиков, осудившие Матвея Башкина и Феодосия Косого. По словам А. М. Курбского, И. приняли активное участие в учреждении опричнины. Во 2-й пол. 16 в. наступление гос. власти на церковь с целью ее полного подчинения и сокращения церк. привилегий привело к утрате значения И. во внутрицерк. и политич. делах. Идеологами сильной царской власти в сер. 16 в. начинают становиться светские писатели (И. С. Пересветов и др.), и к 17 в. иосифлянство как церк.-политич. течение прекращает свое существование.

    Лит.: Рыбаков Б., Воинствующие церковники XVI в., "Антирелигиозник", 1934, No 3-4; Будовниц И. У., Рус. публицистика XVI в., М.-Л., 1947; Зимин А. A., И. С. Пересветов и его современники, М., 1958; Клибанов А. И., Реформационные движения в России в XIV - первой пол. XVI в., М., 1960; Лурье Я. С., Идеологич. борьба в рус. публицистике конца XV - нач. XVI в., М.-Л., 1960.

  11. Источник: Советская историческая энциклопедия



  12. Большой Энциклопедический словарь

  13. Источник: