Большая Советская энциклопедия

    Барлах (Barlach) Эрнст (2.1.1870, Ведель, Шлезвиг-Гольштейн, ‒ 24.10.1938, Росток), немецкий скульптор, график и писатель. Учился в Художественно-промышленной школе в Гамбурге (1888‒91), в дрезденской АХ (с 1891) и в Париже (1895‒96). В 1906 посетил Россию. С 1910 работал в Гюстрове. В творчестве Б. пластический язык немецкой готики переосмыслен в духе экспрессионизма. В скульптуре Б. сильное внутреннее движение, пронизывающее приземистые обобщённые формы человеческого тела, находится в резком контрасте с замкнутостью статичной композиции, чисто пластическими средствами создавая большое эмоциональное напряжение. Работал главным образом в дереве. Гуманистическое, проникнутое страстным неприятием милитаризма, искусство Б. подверглось гонениям в фашисткой Германии. Б. было запрещено работать, его произведения были изъяты или уничтожены.

    Произведения: памятники павшим ‒ в соборах в Гюстрове (ныне в Антонитеркирхе в Кёльне, бронза, 1927) и Магдебурге (дерево, 1929); иллюстрации к собственной драме «Бедный кузен» (литография, 1919), к «Фаусту» И. В. Гёте (гравюра на дереве, 1923).

    Соч.: Das dichterische Werk, Bd 1‒3, Munch., 1956-59.

    Лит.: Шмидт Ю., Эрнст Барлах, «Творчество», 1968, №7; Carls К. D., Ernst Barlach, 6 Aufl., В., [1954]; Fechter P., Ernst Barlach, Gutersloh, 1957; Fuhmann F., Ernst Barlach..., Rostock, 1964.

  1. Источник: Большая советская энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия. 1969—1978.



  2. Энциклопедия Кольера

    (Barlach, Ernst Heinrich)

    (1870-1938), немецкий скульптор, график и писатель; родился 2 января 1870 в Веделе (Хольштайн). Свою художественную деятельность начал как скульптор, и именно эта сторона его творчества получила наибольшую известность. Он написал несколько драматических произведений мистико-философского характера, опубликованных с авторскими иллюстрациями. Одна из иллюстраций - гравюра Потоп (1924) - была отмечена премией Клейста. Барлах создавал свои скульптурные произведения преимущественно из дерева. В 1906 он побывал в России, где на него произвела сильное впечатление крестьянская резьба по дереву. По возвращении он стал делать в основном фигурки крестьян в экспрессивных позах. Скульптор использовал особый прием: он изображал своих персонажей облаченными в длинные одежды, которые придавали их фигурам монолитность и напоминали драпировки готической скульптуры. Однако сильно упрощенная обработка поверхностей и геометрически стилизованные складки выдают их современное происхождение. Среди работ Барлаха значительное место занимают небольшие статуэтки, в том числе фарфоровые. Скульптор создавал и монументальные памятники и композиции, из которых наиболее известен состоящий из нескольких деревянных фигур Памятник павшим в Магдебургском соборе (1930). После прихода к власти фашистов Барлах подвергался преследованиям. Его произведения, показанные в 1937 на выставке "Дегенеративное искусство", были изъяты из музеев, а памятники сняты. Умер Барлах в Ростоке 24 октября 1938.

    ЛИТЕРАТУРА

    Шмидт Ю. Эрнст Барлах. - Творчество, 1968, № 7 Михайлов А.В. Человек к искусстве Эрнста Барлаха. - В кн.: Западное искусство XX в. М., 1991

  3. Источник: Энциклопедия Кольера



  4. Энциклопедический словарь

    Ба́рлах Эрнст

    (Barlach) (1870—1938), немецкий скульптор, график и писатель. Гуманистические, антимилитаристские, полные эмоционального напряжения произведения Барлаха (памятник павшим в соборе в Гюстрове, 1927, уничтожен фашистами) по художественному решению близки экспрессионизму, как и литературное творчество Барлаха. Бунт личности против традиционных установлений, усложнённая символика в драмах «Мёртвый день» (1912), «Славное время» (1929) и др. Гротескно-сатирическое изображение филистерства: драмы «Нищий кузен» (1918), «Истинные Седемунды» (1920). Посетив Россию, оставил «Русский дневник» (1906; полностью опубликован в 1958).

    * * *

    БАРЛАХ Эрнст

    БА́РЛАХ (Barlach) Эрнст (2 января 1870, Ведель, Шлезвиг-Гольштейн — 24 октября 1938, Росток), немецкий скульптор, график и писатель.

    Учился в Художественно-промышленной школе в Гамбурге (1888—1891), в дрезденской Академии художеств (с 1891), а также в Париже (1895—1896). В 1906 посетил Россию. С 1910 работал в Гюстрове. Произведениям Барлаха, переосмыслившего под влиянием экспрессионизма(см. ЭКСПРЕССИОНИЗМ) наследие немецкой средневековой скульптуры, свойственно сочетание компактности формы с резкими пластическими контрастами, что часто придает им обостренную эмоциональную напряженность («Мститель», бронза, 1923, Кунстхалле, Гамбург). Гуманистические, антимилитаристские памятники павшим в соборах в Гюстрове (бронза, 1927) были уничтожены фашистами. Их копии находятся в Гюстрове и Антонинеркирхе в Кельне (парящий бескрылый ангел с портретными чертами К. Кольвиц(см. КОЛЬВИЦ Кете)) и в Магдебурге (дерево, 1929; скорбная композиция, в которой объединены несколько фигур: «Раненый», «Ополченец», «Молодой солдат», «Погибший», «Мать», «Отец»). Барлах проиллюстрировал собственную драму «Бедный кузен» (литография, 1919) и «Фауст» И. В. Гете(см. ГЕТЕ Иоганн Вольфганг) (ксилография, 1923).

  5. Источник: Энциклопедический словарь