Большая Советская энциклопедия

    Гранадос, Гранадос-и-Кампинья (Granados у Campina) Энрике (27.7.1867, Лерида, Каталония, — 24.3.1916, Ла-Манш), испанский композитор, пианист и педагог. Учился в Барселоне у Ф. Хурнета и Х. Пухоля (фортепиано), Ф. Педреля (композиция), совершенствовался в Париже у Ш. В. Берио (фортепиано) и Ж. Массне (композиция). Вернувшись в Испанию, много концертировал. Известен как интерпретатор Э. Грига и Ф. Шопена (сделал новую инструментовку его 2-го концерта); выступал совместно с И. Альбенисом, Э. Изаи, К. Сен-Сансом, Ж. Тибо и др. Организовал в Барселоне общество классических концертов (1900, существовало недолго) и Академию музыки (1901, руководил ею до 1916). Как композитор дебютировал фортепьянным циклом «Испанские танцы» (4 тетради, 1892—1900). Среди его фортепьянных пьес на национальные испанские сюжеты и мелодии — 2 цикла «Гойески» (по картинам Ф. Гойи), на основе которых позднее создал одноименную оперу (пост. 1916, Нью-Йорк). Г. — один из представителей «испанского музыкального возрождения» — направления, связанного с музыкальным народным искусством и развивающего национальные традиции. Автор 6 опер, симфонических поэм, сюит, фортепьянных трио, хоров, песен и др. сочинений, в которых широкое использование музыкального фольклора сочетается с профессиональным мастерством. Однако многим его произведениям присущи элементы салонности. Погиб в Ла-Манше при кораблекрушении.

    Лит.: Fernandez-Cid A., Granados, [Madrid, 1956].

  1. Источник: Большая советская энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия. 1969—1978.



  2. Большой энциклопедический словарь

    ГРАНАДОС (Гранадос-и-Кампинья) (Granados y Campina) Энрике (1867-1916) - испанский композитор, пианист, педагог. С творчеством Гранадоса связано возрождение национальной музыки, т. н. ренасимьенто. Фортепьянные пьесы - циклы "Испанские танцы" (1900), "Гойески" (1911, на их основе одноименная опера, 1916). Руководил организованной им в Барселоне Академией музыки (с 1901).

  3. Источник: Большой Энциклопедический словарь. 2000.



  4. Энциклопедия Кольера

    (Granados, Enrique) (1867-1916), испанский композитор и пианист; его музыка строится главным образом на испанских фольклорных элементах. Панталеон Энрике Гранадос-и-Кампинья родился 27 июля 1867 в Лериде (Каталония). Его отец, кубинец по рождению, был офицером испанской армии, поэтому первые уроки игры на фортепиано и теории музыки одаренному ребенку давал капельмейстер военного оркестра. Однако вскоре семья переехала в Барселону, где Энрике начал серьезные занятия: по фортепиано с Ф.Хурнетом и Х.Пухолем, по композиции - с Ф.Педрелем. С 1887 по 1889 Гранадос жил в Париже, где он брал уроки у Ш.де Берио. Гранадос вернулся в Барселону в 1890 вполне сформировавшимся композитором и пианистом. В 1900 он основал и возглавил недолго просуществовавшее барселонское Общество классических концертов, годом позже он создал там же фортепианную школу - Академию музыки (позднее названную его именем), директором которой оставался до конца своих дней. В концертных программах Гранадос-пианист часто исполнял собственные произведения, в том числе цикл Испанские танцы (Danzas espaolas) и фортепианный вариант своих Гойесок (Гойески, Goyescas - два цикла, навеянные впечатлениями от рисунков и гобеленов Ф.Гойи и Мадрида той эпохи). Кроме оригинальных композиций, Гранадос оставил массу разного рода аранжировок, переложений, редакций, упражнений и даже учебник. Помимо прочего, он время от времени обращался к театральным жанрам. В числе таких сочинений - оперы Безумец (Follet, 1903) и Лилиана (Liliana, 1911); после премьеры оперы Мария дель Кармен (Maria del Carmen, 1898) Гранадос был пожалован Орденом короля Карла III. Позже он стал кавалером ордена Почетного легиона. После премьеры фортепианной редакции Гойесок в 1911, Гранадос приступил к сочинению давно задуманной оперы на том же материале. Опера намечалась к постановке в Париже в 1914, но этому помешало начало Первой мировой войны, и вместо Парижа премьера состоялась в Нью-Йорке 26 января 1916. Спустя два месяца пароход "Сассекс", на котором Гранадос с супругой возвращались домой из США, был потоплен в Ла Манше немецкой подводной лодкой. Подобно И. Альбенису (1860-1909) Гранадос принадлежал к национальной музыкальной школе - испанскому Ренасимьенто, движению, которое стремилось развивать профессиональное искусство на фундаменте народного творчества (глава движения - Ф. Педрель.) Гранадос был одним из самых ярких пианистов своей эпохи; Гойески свидетельствуют о серьезности его композиторских намерений, а Испанские танцы завоевали ему популярность у широкой слушательской аудитории.

    ЛИТЕРАТУРА

    Розеншильд К., Э. Гранадос. М., 1971

  5. Источник: Энциклопедия Кольера



  6. Энциклопедический словарь

    Грана́дос Энрике

    Гранадос-и-Кампинья (Granados у Campiña) (1867—1916), испанский композитор, пианист, педагог. Как композитор связан с движением за возрождение Испании, так называемым Ренасимьенто; в произведениях — сочетание национальных элементов с современной техникой письма. 7 опер, в том числе «Гойески» (1916); оркестровые сочинения, ансамбли; для фортепиано — 10 испанских танцев, «Испанское каприччо». Руководил организованной им в Барселоне Академией музыки (с 1901).

    * * *

    ГРАНАДОС Энрике

    ГРАНА́ДОС Энрике (полн. Энрике Гранадос-и-Кампинья; Granados y Campina) (1867—1916), испанский композитор, пианист, педагог. С творчеством Гранадоса связано возрождение национальной музыки — ренасимьенто. Фортепианные пьесы — циклы «Испанские танцы» (1900), «Гойески» (1911, на их основе одноименная опера, 1916). Руководил организованной им в Барселоне Академией музыки (с 1901).

  7. Источник: Энциклопедический словарь



  8. Музыкальный словарь

    ( Грана дос-и-Кампинья, Gran ados v Campina)(27 VII 1867, Лерича, Каталония - 24 III 1916, погиб в Ла Манше)С творчеством Э. Гранадоса связано возрождение национальной испанской музыки. Участие в движении Ренасимьенто, которое охватило страну на рубеже XIX-XX вв., дало композитору импульс к созданию классических образцов музыки нового направления. Деятели Ренасимьенто, в частности музыканты И. Альбенис, М. де Фалья, X. Турина, стремились вывести испанскую культуру из состояния застоя, возродить ее самобытность, поднять национальную музыку на уровень передовых европейских композиторских школ. Большое влияние на Гранадоса, как и на других испанских композиторов, оказал Ф. Педрель, организатор и идейный руководитель Ренасимьенто, теоретически обосновавший пути создания классической испанской музыки в манифесте "За нашу музыку". Первые уроки музыки Граиадос получил у товарища своего отца. Вскоре семья переезжает в Барселону, где Гранадос становится учеником известного педагога X. Пухоля (фортепиано). Одновременно он занимается композицией у Педреля. Благодаря помощи мецената способный юноша едет в Париж. Там он совершенствуется в консерватории у Ш. Берио по фортепиано и Ж. Массне по композиции (1887). В классе Берио Гранадос знакомится с Р. Виньесом, впоследствии известным испанским пианистом.

    После двухлетнего пребывания в Париже Гранадос возвращается на родину. Он полон творческих планов. В 1892 г. исполняются его Испанские танцы для симфонического оркестра. Он с успехом солирует как пианист в концерте под управлением И. Альбениса, дирижировавшего своей "Испанской рапсодией" для фортепиано с оркестром. С П. Казальсом Гранадос концертирует по городам Испании. "Гранадос-пианист соединял в своем исполнении мягкий и певучий звук с блестящей техникой: кроме того, он был тонким и искусным колористом", - писал испанский композитор, пианист и музыковед X. Нин.

    Творческую и исполнительскую деятельность Гранадос успешно сочетает с общественной и педагогической. В 1900 г. он организует в Барселоне "Общество классических концертов", в 1901 - Академию музыки, которую возглавляет до своей смерти. Гранадос стремится развить творческую самостоятельность в своих учениках - молодых пианистах. Он посвящает этому свои лекции. Разрабатывая новые приемы фортепианной техники, он пишет специальное пособие "Метод педализации".

    Наиболее ценная часть творческого наследия Гранадоса - фортепианные сочинения. Уже в первом цикле пьес "Испанские танцы" (1892-1900) он органично сочетает национальные элементы с современными приемами письма. Композитор высоко ценил творчество великого испанского художника Ф. Гойи. Под впечатлением от его картин и рисунков из жизни "махо" и "мах" композитор создал два цикла пьес под названием "Гойески".

    На основе этого цикла Гранадос пишет одноименную оперу. Она стала последним крупным сочинением композитора. Первая мировая война задержала ее премьеру в Париже, и композитор решил поставить ее в Нью-Йорке. Премьера состоялась в январе 1916 г. А 24 марта германская подводная лодка потопила в Ла Манше пассажирский пароход, на котором Гранадос возвращался на родину. Трагическая гибель не позволила композитору завершить многие замыслы.

    Лучшие страницы его творческого наследия пленяют слушателей своим обаянием, теплотой. К. Дебюсси писал: "Я не ошибусь, если скажу, что, слушая Гранадоса, словно видишь давно знакомое и любимое лицо".

  9. Источник: Музыкальный словарь



  10. Большой Энциклопедический словарь

  11. Источник: