Словарь Брокгауза и Ефрона

    (Sterne, 1713—1768) — известный английский юморист; изучал в Кембридже богословие, долго был пастором в деревне. Первый роман, написанный С.: "The life and opinions of Tristram Shandy" (Лонд., 1759—67), доставил автору величайшую популярность; новизна его манеры возбудила всеобщее внимание и С., переехавший в Лондон, сделался любимцем высшего лондонского общества. Этот роман состоит из ряда рассказов, которые излагаются частью от лица Йорика (под которым подразумевается сам С.), частью от лица фантастического Тристрама; все произведение в целом проникнуто оригинальною ученостью и представляет собою скорее гениальные беспорядочные наброски, чем художественное произведение, составленное по известному плану. "Тристрам Шенди" выдержал много изданий и переведен на многие европейские языки (русский перевод под заглавием "Жизнь и убеждения Тристрама Шенди", СПб., 1890). Более стройно "Sentimental journey through France and Italy" (Лонд., 1768), написанное С. после действительно совершенного им путешествия: это сочинение, по которому получило название "сентиментальное" направление в литературе (см.), представляет собою изображение любовных похождений путешественника, чередующееся с изложением волнующих его чувств. Кроме того, С. издал много томов "Sermons" (1760 и след.) После его смерти вышли его "Letters to his most intimate friends" (1775) и переписка его с Элизой (Елизаветой Дрэнер) — дамой, с которой С. долгое время находился в близких отношениях. Собрание сочинений С. выходило многократно; последнее издание, с автобиографией С., появилось в 1884 г. На русском языке, кроме вышеуказанного перевода "Тристрама", имеются переводы "Сентиментального путешествия" (1793; новый перевод Д. Аверкиева, СПб., 1891 и 1892); в 1801 г. был издан сборник под заглавием: "Красоты С. или собрание лучших его патетических повестей и отличнейших замечаний на жизнь"; перевод его стихотворения "Без ответа" помещен в "Отечеств. записках" (1877, № 4). Ср. Ferriar, "Illustrations of Sterne" (Лондон, 1798); Traill, "Lawrence Sterne" (Лонд., 1882); Fitzgerald, "Life of L. Sterne" (Л., 1864; нов. изд., 1890; здесь рассказывается судьба С. после смерти: труп его был вырыт похитителями трупов и продан в Кембриджский университет для практических занятий по анатомии); А. Дружинин, "Лекции Теккерея об английских юмористах" (в его "Собр. соч.", т. V). О влиянии сочинений С. на европейскую литературу и в частности на русскую — см. Сентиментализм.

  1. Источник: Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона



  2. Большая Советская энциклопедия

    Стерн (Sterne) Лоренс (24.11.1713, Клонмел, Ирландия, ‒ 18.3.1768, Лондон), английский писатель. Крупнейший представитель сентиментализма. Окончил богословский факультет Кембриджского университета (1738); священник. В пародийном романе «Жизнь и мнения Тристрама Шенди, джентльмена» (т. 1‒9, 1760‒67, рус. пер., т. 1‒6, 1804‒07) полемически утрировал и привёл к абсурду притязания просветительства на рассудочное постижение жизни. Вслед за Д. Юмом высказал сомнение и в непогрешимости сердца ‒ основной категории сентименталистской этики. Хаотическая композиция, эксцентрическая повествовательная манера, попрание моральных табу вызвали ожесточённую полемику вокруг романа. Пересмотр литературных канонов и традиционных представлений о человеке продолжен в незаконченном «Сентиментальном путешествии по Франции и Италии» (1768, рус. пер. 1793). Механизм резкой смены душевных состояний, прихотливая игра чувств, иронический самоанализ героя-повествователя обнаруживают здесь неполноту и односторонность представлений, идущих как от просветительства, так и от сентиментализма. Опыт психологических этюдов представляют собой и «Проповеди Йорика» (т. 1‒2, 1760‒69). Влияние С. было особенно сильным во Франции (Д. Дидро) и Германии (Жан Поль); в России его испытали А. Н. Радищев, Н. М. Карамзин, В. Ф. Одоевский, о С. высоко отзывались А. С. Пушкин и Л. Н. Толстой. В начале 20 в. формально-экспериментаторские черты поэтики С. возродились в литературе «потока сознания».

    Соч.: Works and life, v. 1‒12, N. Y., 1904; Letters, Oxf., 1935: Жизнь и мнения Тристрама Шенди, джентльмена. Сентиментальное путешествие по Франции и Италии, М., 1968.

    Лит.: Тройская М. Л., Немецкий сентиментально-юмористический роман эпохи Просвещения, Л., 1965; Елистратова А. А., Английский роман эпохи Просвещения, М., 1966; Cross W., Life and times of L. Sterne, New Haven, 1929; The winged skull..., L., [1971]: Thomson D., Wild excursions. The life and fiction of L. Sterne, L., [1972]; Hartley L., Laurence Sterne in the twentieth century, Chapel Hill, [1966].

    В. А. Харитонов.

  3. Источник: Большая советская энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия. 1969—1978.



  4. Энциклопедия Кольера

    (Sterne, Laurence)

    ЛОРЕНС СТЕРН

    ЛОРЕНС СТЕРН

    (1713-1768), английский романист. Самое значительное его произведение, Жизнь и мнения Тристрама Шенди, джентльмена, было предвестником романа "потока сознания" в литературе 20 в. Родился 24 ноября 1713 в Клонмеле (Ирландия). В годы его детства семья перемещалась по Англии и Ирландии, следуя за отцом, армейским прапорщиком. Затем мальчика определили в школу поблизости от Галифакса. В 1733 при содействии двоюродного брата Р.Стерна он был зачислен стипендиатом в Джизас-колледж Кембриджского университета. Получил степени бакалавра (1736) и магистра искусств (1740); был рукоположен в диаконы (1736) и в священники (1738). В том же году стал викарием в Саттоне, а затем благодаря влиянию своего дяди Ж.Стерна, влиятельного в Йорке священнослужителя, - пребендарием в Йоркском кафедральном соборе (1738). Стерн без особого рвения служил в своем приходе, недолго, но весьма деятельно участвовал в политической жизни Йорка на стороне вигов, безуспешно пробовал себя в фермерстве и предавался любимым занятиям - рисованию, музыке, чтению. В его проповедях, созданных в эти годы и впоследствии опубликованных, уже заметно прославившее его своеобразие стиля. Домашняя жизнь Стерна в эти годы складывалась неблагополучно из-за его романических увлечений и психической неуравновешенности жены; вдобавок вдовствующая мать и сестра предъявляли неумеренные, по его скромным доходам, денежные требования. Эти обстоятельства сильно повредили его репутации в глазах будущих биографов. Между тем здоровье Стерна было подорвано туберкулезом, участились кровотечения, начавшиеся еще в Кембридже. К этому времени он уже попробовал себя в сатирическом жанре, написав небольшой памфлет Политический роман (A Political Romance, 1759), поводом для которого послужили склоки в церковных кругах Йорка. Памфлет вскоре изъяли, но Стерн, обнаружив в себе литературный дар, взялся писать Тристрама Шенди - поначалу как сатирическую "смесь" (miscellany). Вышедшие в начале 1760 первые два тома покорили Лондон, и приехавший в столицу автор стал литературной знаменитостью сезона. Триумфы повторялись и в последующие частые наезды Стерна в Лондон. Очередные двухтомные выпуски романа вышли в январе и декабре 1761, в 1765; и последний, 9-й том - в 1767. Собрания Проповедей Йорика (Sermons of Mr. Yorick) выходили в 1760, 1766 и 1769 (посмертное издание). Успех ждал Стерна и в светском обществе континентальной Европы, куда он выезжал на лечение в 1762-1764 и 1765-1766. Его чествовали в Париже, затем писатель долго жил на юге Франции и ездил в Италию. Материалы этих путешествий вошли в 7-й том Тристрама Шенди и легли в основу последней книги Стерна, Сентиментальное путешествие Йорика по Франции и Италии (A Sentimental Journey through France and Italy by Mr. Yorick). Умер Стерн в Лондоне 18 марта 1768. Шедевром Стерна безоговорочно признан Тристрам Шенди (Life and Opinions of Tristram Shandy, Gentleman). На первый взгляд роман представляется хаотической мешаниной занятных и драматических сцен, мастерски очерченных характеров, разнообразных сатирических выпадов и ярких, остроумных высказываний вперемежку с многочисленными типографскими трюками (указующие пальцы на полях, зачерненная ("траурная") страница, обилие многозначительных курсивов). Рассказ постоянно уходит в сторону, перебивается забавными и порою рискованными историями, каковые щедро доставляет широкая начитанность автора. Отступления составляют ярчайшую примету "шендианского" стиля, объявляющего себя свободным от традиций и порядка. Критика (прежде всего С.Джонсон) резко осудила писательский произвол Стерна. На деле же план произведения был продуман и составлен куда более внимательно, чем казалось современникам и позднейшим викторианским критикам. "Писание книг, когда оно делается умело, - говорил Стерн, - равносильно беседе", и, рассказывая "историю", он следовал логике живого, содержательного "разговора" с читателем. Подходящее психологическое обоснование он нашел в учении Дж.Локка об ассоциации идей. Помимо разумно постигаемой связи идей и представлений, отмечал Локк, бывают их иррациональные связи (таковы суеверия). Стерн разбивал крупные временные отрезки на фрагменты, которые затем переставлял, сообразуясь с умонастроением своих персонажей, от этого его произведение - "отступательное, но и поступательное в одно и то же время". Герой романа Тристрам - вовсе не центральный персонаж, поскольку вплоть до третьего тома он пребывает в зародышевом состоянии, затем, в период раннего детства, возникает на страницах от случая к случаю, а завершающая часть книги посвящена ухаживанию его дядюшки Тоби Шенди за вдовой Водмен, вообще имевшему место за несколько лет до рождения Тристрама. "Мнения" же, упомянутые в заголовке романа, по большинству принадлежат Вальтеру Шенди, отцу Тристрама, и дядюшке Тоби. Любящие братья, они в то же время не понимают друг друга, поскольку Вальтер постоянно уходит в туманное теоретизирование, козыряя древними авторитетами, а не склонный к философии Тоби думает только о военных кампаниях. Комическое преобладает в Тристраме Шенди, однако ближе к концу романа, в угоду читательским ожиданиям, сатиру и задорный смех первых томов потеснили патетический тон и сентиментальные эпизоды (отступление о Лефевре в шестом томе и образ добрейшего дядюшки Тоби). "Чувствительность" (не без оглядки на С.Ричардсона) Стерн еще более усилил в Сентиментальном путешествии. Внешне оно организовано лучше, чем Тристрам Шенди, - это короткие рассказы о путешествии по Франции (писатель не успел закончить раздел, посвященный Италии). Его роман дал название новому литературному направлению - сентиментализму. Читатели-современники объединяли Стерна с Рабле и Сервантесом, которым он открыто следовал, а позже выяснилось, что он был предвестником таких писателей, как Дж.Джойс, Вирджиния Вулф и У.Фолкнер, с их методом "потока сознания".

    ЛИТЕРАТУРА

    Стерн Л. Сентиментальное путешествие; Воспоминания; Письма; Дневник. М., 1940 Верцман И. Лоренс Стерн. - В кн.: Из истории английского реализма. М., 1941 Елистратова А.А. Стерн. - В кн.: Елистратова А.А. Английский роман эпохи Просвещения. М., 1966 Стерн Л. Жизнь и мнения Тристрама Шенди, джентльмена; Сентиментальное путешествие по Франции и Италии. М., 1968 Атарова К.Н. Лоренс Стерн и его "Сентиментальное путешествие по Франции и Италии". М., 1988

  5. Источник: Энциклопедия Кольера



  6. Энциклопедический словарь

    Стерн Лоренс

    (Sterne) (1713—1768), английский писатель. Крупный представитель сентиментализма. В гротескном романе «Жизнь и мнения Тристрама Шенди, джентльмена» (1760—67) и романе «Сентиментальное путешествие по Франции и Италии» (1768) полемизирует с просветительским рационалистическим истолкованием мыслей и поступков человека. Мастерство литературной пародии, эксперименты с художественной формой, острая наблюдательность и психологизм определили притягательность Стерна в глазах писателей разных идейно-художественных установок (Э. Т. А. Гофман, Л. Н. Толстой, Дж. Джойс).

    * * *

    СТЕРН Лоренс

    СТЕРН (Sterne) Лоренс (1713—68), английский писатель. Крупный представитель сентиментализма. В гротескном романе «Жизнь и мнения Тристрама Шенди, джентльмена» (1760—67) и романе «Сентиментальное путешествие по Франции и Италии» (1768) полемизируют с просветительским рационалистическим истолкованием мыслей и поступков человека. Мастерство литературной пародии, эксперименты с художественной формой, острая наблюдательность и психологизм определили притягательность Стерна в глазах писателей разных идейно-художественных установок (Э. Т. А. Гофман, Л. Н. Толстой, Дж. Джойс).

  7. Источник: Энциклопедический словарь



  8. Лермонтовская энциклопедия

    СТЕРН (Sterne) Лоренс (1713—68), англ. писатель-сентименталист. Переводы его произв. издавались в России с кон. 18 в. Особым успехом пользовались письма С. к Э. Дрейпер (1744—78), изданные под заглавием «Письма Иорика к Элизе» («Letters from Yorick to Eliza», 1773). Объединенные с поддельными «Письмами Элизы к Иорику» («Letters from Eliza to Yorick», 1775), они четыре раза переводились на рус. яз. между 1789 и 1821. В 1830 Л., изучая англ. яз., перевел на франц. яз. начало восьмого письма Иорика к Элизе.Лит.: Висковатый, с. 45; Нейман (2), с. 40; Маслов В. И., Интерес к Стерну в рус. лит-ре конца 18 и нач 19 вв., в кн.: Историко-лит. сб., Посвящается В. И. Срезневскому, Л., 1924, с. 359—71; Описание ИРЛИ, с. 13.

  9. Источник: Лермонтовская энциклопедия