Словарь Брокгауза и Ефрона

    (санскр. Purâna = "старина, былина") — особый вид эпических поэм в индийской литературе, сменивший в ней так называемые итихасы (см.), от которых его отделяет довольно большой промежуток времени. Следует отличать памятники, дошедшие до нас под именем П., от древних П., упоминаемых еще в ведийской литературе (в брахманах) и представлявших собой космогонические рассуждения о "начале вещей" (agra). Со временем имя П. было придано и другим произведениям баснословно-исторического содержания. В то время, как итихасы изображают подвиги смертных героев, П. прославляют главным образом деяния богов, являясь как бы Священными книгами индуизма. Наряду с древними мифами и преданиями, П. представляют и очевидные черты позднейшего происхождения. Повторения одних и тех же мифов, нередко даже буквальные повторения текста в разных П. указывают на существование каких-то более древних памятников (тоже П.?), послуживших источником для уцелевших П. По определению индийского лексикографа Амарисинхи (VI в. после Р. Х.?), П. изображают: 1) сотворение мира, 2) его разрушение и возобновление, 3) генеалогию богов и патриархов, 4) царствования разных Ману, образующие особые периоды — Манвантары, 5) историю солнечной и лунной царских династий. Ни одна из дошедших до нас П. не отвечает вполне точно этому определению; наиболее выдержанной в данном отношении является одна лишь Вишну-П. Обстоятельство это легко объясняется большим хронологическим расстоянием, которое отделяет эпоху Амарасинхи от времени окончательной редакции дошедших до нас П., древнейшая из коих (Ваю-П.) не старше Х в. после Р. Х., а прочие принадлежат XIII—XVI вв. Таким образом, сохранившиеся П. являются памятниками сравнительно очень позднего происхождения, древние же их редакции утрачены. Значение П., как исторических памятников, ничтожно. В изображении древнейших событий П. следуют Махабхарате и Рамаяне, а в своих генеалогических построениях самым резким образом противоречат друг другу и хронологии вообще. Зато для истории индийских верований П. дают ценный материал. По словам знатока П., профессора Вильсона, значительная часть их содержания имеет подлинный, древний характер. Позднейшие вставки, сделанные в целях той или другой индусской секты, легко могут быть выделены из первичного содержания, так что П. служат хорошим источником для характеристики круга верований, сменившего ведийское религиозное мировоззрение, хотя сами они принадлежат более позднему периоду. Феогония и космогония П. в своих элементах восходит почти к ведийскому периоду; знакомство с ведами проглядывает в них довольно часто. Схема первичного творения заимствована от философской школы Санкхья (см.). Одна из характерных черт П. — пантеизм, лежащий в основе их учений; хотя специальное божество, прославляемое в той или другой П., варьируется, согласно ее принадлежности к тому или другому сектантскому учению, но везде оно отожествляется со всем существующим, исходящим из него и к нему возвращающимся. Вообще, П. носят очевидные признаки своей принадлежности к разным эпохам и составления под различными влияниями. Так как процесс образования современного индуизма из смеси брахманизма и других религиозных учений древней и средневековой Индии происходил между IX—XIV вв. после Р. Х., то и возникновение П. в их окончательном виде должно быть отнесено к этой эпохе. Все П. написаны стихами, в неизменной форме диалога между двумя лицами, одно из которых задает разные вопросы, а другое излагает в своих ответах пуранические учения. Этот диалог прерывается другими, происходившими, будто бы, между другими лицами по поводу аналогичных вопросов. Постоянным рассказчиком является Ломагаршана или Ромагаршана, ученик мифического мудреца Вьясы (см.), носящий титул суты, т. е. рапсода или панегириста, имеющего особое право и обязанность прославлять деяния царей и богов. Кроме основных 18 П., имеется столько же так называемых упапуран или побочных П., в которых эпическое содержание оттеснено на задний план ритуальным элементом.

    Основные П. делятся индусами на три класса, смотря по преобладанию в них "чистоты, тьмы и страсти". К первой серии (с преобладанием чистоты = санскр. sattva) принадлежат: 1) "Вишну П." (изд. Дживананды Видьясагары с туземным комментарием, Калькутта, 1876; английский перевод с обширным введением и примечанием Вильсона, Лондон, 1840; переиздан с дополнениями Фицэдвардом Галлем, Л., 1864—77); 2) "Нарадия П."; 3) "Бхагавата П." (изд. с туземным комментарием, Бомбей, 1860, 1880, 1887 и т. д. Текст и французский перевод Бюрнуфа и Hauvette-Besnault, Париж, 1840—84); 4) "Гаруда П." (часть изд. в Бомбе, 1863); 5) "Падма П." (отрывки изд. в Бомбее, 1857, 1861, полное изд. Вишванатха Нараяны Мандлика, Пуна, 1893—94); 6) "Варага П." (изд. Гришикеши Шастри, Калькутта, 1887—89). Эти П. принадлежат секте вайшнава (вишнуитам), и поэтому главную роль в них играет бог Вишну. Вторую группу (с преобладанием "невежества или тьмы" = санскр. tamas) составляют: 1) "Матсья П." (изд. Дживананды Видьясагары, Калькутта, 1876); 2) "Курма П." (изд. в Мадрасе, 1876); 3) "Линга-П." (изд. с туземным комментарием, Бомбей, 1857); 4) "Шива П." (изд. Бомбей, 1884); 5) "Сканда П." (часть изд. в Бомбее, 1861); 6) "Агни П." (изд. в "Bibliotheca Indica", Калькутта, 1870—79). П. этой группы принадлежат шиваитам, и главный герой их бог Шива. Наконец, третью серию, посвященную Брахме и представляющую преобладание "страсти" (санскр. rajas), образуют: 1) "Брахма П."; 2) "Брахманда П.; 3) "Брахма-вайварта П." (отрывок изд. с лат. перев. и комм. Штенцлер, Б., 1829, другой в Бомбее, 1854); 4) "Маркандея П." (изд. Banerjea в "Bibl. indica", Калькутта, 1855—62; Дживананды Видьясагары, Калькутта, 1876, в Бомбее, 1888 и т. д.; отрывок с лат. переводом и примеч. Poley, Берлин, 1831); 5) "Бхавишья П." и 6) "Вамана П.". Кроме этих П., есть еще очень древняя "Ваю П." (изд. Раджендралала Митра, Калькутта, 1879—85), которая в туземных перечнях П. заступает место Агни П. или Шивы П. Ее относят к VI в. после Р. Х., тогда как прочие П. принадлежат позднейшему времени (XIII—XVI вв.). Все П. отличаются своим обширным объемом. По показанию Бхагаваты П., во всех 18 П. насчитывается 400 тысяч строф. Самая объемистая, Сканда П., имеет 81000 строф, а две самые краткие — Брахма и Вамана П. — по 10000.

    Из упапуран изданы лишь немногие: "The vrihannaradiya Р." (Гришикешой Шастри, Калькутта, 1866—91) и "Саура" ("Saura P." ed. by Pandit Kasinatha Sastri Sele, Пуна, 1880). Прочие известны в рукописях или только по имени.

    Ср. Wilson, "Analysis of the P." ("Journ. of the Roy. As. Soc.", т. V, 1838; перепечатано в его "Select Works", Л., 1862—71, т. III); его же предисловие к переводу Вишну П. (см. выше); Weber, "Verzeichniss der Sanskrit Handschriften der K. Bibliothek zu Berlin" (1855, стр. 127—48); Th. Aufrecht, "Catalogus Codicum MSS Sanscriticorum quotquot in Biblioth. Bodleiana adservantur" (1859, стр. 7—87). Мифология П. — у Vans Kennedy, "Researches into the Nature and Affinities of Ancient Hindu Mythology" (Лондон, 1831).

    С. Б—ч.

  1. Источник: Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона



  2. Большая Советская энциклопедия

    (от санскр. пурана, буквально — древний)

    канонические тексты индуизма. Древнейшие П. восходят к середине 1-го тыс. до н. э., но основные, дошедшие до нас тексты возникли главным образом во 2-й половине 1-го тыс. Наиболее ценными в литературнх и исторических отношениях считаются Маркандея-пурана, Ваю-пурана, Вишну-пурана, Бхагавата-пурана и Матсья-пурана. В соответствии с культом того бога, которому каждая из П. посвящена, имеются вишнуитские, шиваитские и брахмаитские П., но в целом они излагают основные религиозные, социальные и этические принципы индуизма. По содержанию и форме П. близки древнеиндийскому эпосу и излагают космогонические легенды, мифы о происхождении всех творений, генеалогии богов, божеств, мудрецов и легендарных династий. Этические и метафизические идеи П. повлияли на большинство философов индийского средневековья; использовали мифы П. в своих произведениях также поэты и драматурги. Особое влияние на религиозные и литературные традиции на новоиндийских языках оказала Бхагавата-пурана, проповедующая культ экстатической любви к богу (бхакти) и пересказывающая легенды о жизни Кришны.

    Изд.: Bhagavata Purapa, trad. et publ. par E. Burnouf [e. a.], v. 1—5, P., 1840—98; Vayu Purana, v. 1—2, Calcutta, 1880—88; Matsya Parana, Poona, 1907; Markandeya Purana, Bombay, 1924; Vishnu — Purana, transl. by Н. H. Wilson, v. 1—5, 3 ed., Calcutta, 1972; в рус. пер. — Лаллу джи Лал, Прем Сагар. Пер. с хинди, вступ. статья и примечания А. П. Баранникова, М. — Л., 1937.

    Лит.: Wilson Н. Н., Puranas or an account of their contents and nature, Calcutta, 1911; Pusajker A. D., Studies in the epics and Puranas, Bombay, 1955; An anthology of the epics and Puranas, ed. by S. K. De and R. C. Hazra, New Delhi, 1959.

    П. А. Гринцер.

  3. Источник: Большая советская энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия. 1969—1978.



  4. Толковый словарь Ефремовой

    мн.

    Памятники древнеиндийской литературы, посвященные индийским божествам Вишну и Шиве.

  5. Источник: Толковый словарь Ефремовой. Т. Ф. Ефремова. 2000.



  6. Большой энциклопедический словарь

    ПУРАНЫ (от санскр. пурана - букв. - древний), памятники древнеиндийской литературы; священные книги индуизма. Древнейшие из сохранившихся относятся ко 2-й половине 1-го тысячелетия. В соответствии с культом того бога, которому каждая пурана посвящена, имеются вишнуитские, шиваитские и брахмаитские пураны. По содержанию и форме близки древнеиндийскому эпосу. Содержат легенды и мифы.

  7. Источник: Большой Энциклопедический словарь. 2000.



  8. Современная энциклопедия

    ПУРАНЫ (на санскрите пурана - древний), памятники древнеиндийской литературы, священные книги индуизма, близкие эпосу. Сохранившиеся пураны относятся ко 2-й половине 1-го тысячелетия. Каждая пурана посвящена одному из богов - Вишну, Шиве, Брахме. Содержат легенды и мифы, частично повторяющие сюжеты "Махабхараты" и "Рамаяны". Этические идеалы и мифы пураны повлияли на писателей и философов индийского средневековья, индийских поэтов (в том числе на Калидасу).

  9. Источник: Современная энциклопедия. 2000.



  10. Энциклопедия Брокгауза и Ефрона

  11. Источник: Энциклопедия Брокгауза и Ефрона



  12. Энциклопедический словарь

    пура́ны

    (от санскр. пурана, буквально — древний), памятники древнеиндийской литературы; священные книги индуизма. Древнейшие из сохранившихся относятся ко второй половине 1-го тысячелетия. В соответствии с культом того бога, которому каждая пурана посвящена, имеются вишнуитские, шиваитские и брахмаитские пураны. По содержанию и форме близки древнеиндийскому эпосу. Содержат легенды и мифы.

    * * *

    ПУРАНЫ

    ПУРА́НЫ (от санскр. пурана, букв. — древний), памятники древнеиндийской литературы; священные книги индуизма(см. ИНДУИЗМ). Древнейшие из сохранившихся относятся ко 2-й половине 1-го тысячелетия. В соответствии с культом того бога, которому каждая пурана посвящена, имеются вишнуитские, шиваитские и брахмаитские пураны. По содержанию и форме близки древнеиндийскому эпосу. Содержат легенды и мифы.

  13. Источник: Энциклопедический словарь



  14. Советская историческая энциклопедия

    (от санскр. пурана - древний) - жанр др.-инд. лит-ры, собрания мифов и сказаний, трактующих о происхождении мира и космологии, о генеалогии богов, мудрецов, героев и царских родов; они содержат также рассуждения религ.-филос. характера и нек-рые сведения по различным отраслям практич. знаний - праву, политике, астрономии и т. п. П. написаны на санскрите стихами и достигают большого объема (многие содержат тысячи страниц текста). Складывание П. происходило, в течение длит. времени, и дошедшие до нас редакции имеют позднее происхождение (кон. 1-го тыс. до н. э. - нач. 2-го тыс. н. э.). Наряду с буддийскими сочинениями, П. являются осн. источником по политич. истории Индии до 3-1 вв. до н. э. и важным добавлением к сведениям эпиграфики в более позднюю эпоху. Ценность ист. сведений П. снижает неточность хронологии и непоследовательность в изложении событий. Большой интерес представляют данные П. о древних верованиях и мифологии.

    Формально П. делятся на три разряда, каждый из К-рых посвящен одному богу: Вишну, Шиве, Брахме. П. считались религиозными книгами; напр., "Бхагавата-пурана" является одним из канонических сочинений вишнуизма.

    Лит.: Dikshitar V. R. R., Purana Index, v. 1-2, Madras, 1951-52; Pargiter F. E., Ancient Indian historical tradition, L., 1922.

  15. Источник: Советская историческая энциклопедия



  16. Словарь индуизма

    (букв, древние предания) — класс свящ. текстов индуизма, по времени своего создания более поздних, чем эпические поэмы (см. ИТИХАСА). Первонач. представляли, по-видимому, особый жанр устной поэзии — мифологич., космологич. и историко-генеалогич. содержания. Письменное оформление П. имело место в основном в I тыс. н. э., хотя отдельные их части могут быть как более поздними (1-я пол. II тыс. н. э.), так и более ранними (первые века до н. э.) по происхождению. Основных П. насчитывается 18, из них наиб, значительны по своему содержанию Вишну-, Ваю-, Матсъя (эти три считаются также и древнейшими), Бхагавата-, Маркандея и Агни-пураны. Одни П. являются шиваитскими (Шива, Линга, Сканда, Ваю, Агни, Матсья, Курма), другие — вишнуитскими (Вишну, Бхагавата, Нарадия, Гаруда, Падма, Вараха). Известно также несколько десятков "малых пуран" (упапурана). Традиция считает обязат. для всякой П. пять тематических рубрик (панча-лакшана): космогония; описание гибели мира и нового творения; генеалогия богов и риши; периоды различных Ману (манвантары); и, наконец, родословия и легендарная история важнейших царских династий. Этот набор выдерживался полностью далеко не всегда. В П. содержится также разнообразный повествовательный материал: мифы (большинство индуистских мифов известно именно из П.), сказки (в Агни-пурану, напр., включен целый сказочный сборник "Двадцать пять рассказов Веталы"). Иногда включаются в их состав и специальные трактаты по разл. отраслям традиционной науки. Значит, место в содержании П. отводится ритуальным предписаниям, а также подробному описанию маршрутов и объектов паломничества. Для историков особый интерес имеют списки царей разл. династий с указанием продолжительности правления (иногда эти списки даны как пророчества о будущем, возвещеннные мудрецами древности); установлено, что в этих списках содержится немало достоверных сведений. Разновидностью П. являются стхала-пураны (местные пураны), посвященные истории свящ. мест, в части, храмов. Такие П. обычно насыщены местным мифологич. и фольклорным материалом. Часто бытуют в двух языковых вариантах — на санскрите и на местном языке.

    Я. Васильков

  17. Источник: Словарь индуизма



  18. Большой Энциклопедический словарь

    ПУРАНЫ
    ПУРАНЫ (от санскр. пурана - букв. - древний), памятники древнеиндийской литературы; священные книги индуизма. Древнейшие из сохранившихся относятся ко 2-й половине 1-го тысячелетия. В соответствии с культом того бога, которому каждая пурана посвящена, имеются вишнуитские, шиваитские и брахмаитские пураны. По содержанию и форме близки древнеиндийскому эпосу. Содержат легенды и мифы.

    Большой Энциклопедический словарь. 2000.

  19. Источник: