Большая Советская энциклопедия

    Аксаков Иван Сергеевич [26.9(8.10). 1823, с. Надеждино Уфимской губернии, ‒ 27.1(8.2).1886, Москва], русский публицист, поэт, общественный деятель. Сын С. Т. Аксакова. Окончил Петербургское училище правоведения (1838‒42). В 40‒60-е гг. выступал за отмену крепостного права, телесных наказаний. Редактировал славянофильские журналы и газеты «Русская беседа», «День», «Москва», «Русь» и др. В 1858‒78 пользовался большим влиянием как один из руководителей московского Славянского комитета. В годы русско-турецкой войны 1877‒78 за освобождение Болгарии от турецкого ига организовал кампанию в поддержку южных славян. В публицистических статьях и речах А. выступал сторонником самодержавия и православия, пропагандировал идеи славянофильства и панславизма. В 40‒50-е гг. печатал стихи. Поэма «Бродяга» (1852) рисует трагическую судьбу крепостного. В стихах А., проникнутых гражданскими мотивами, выражено критическое отношение к крепостнической действительности и дворянской интеллигенции.

    Соч.: Сочинения, т. 1‒7, М., 1886‒87; И. С. Аксаков в его письмах, ч. 1‒2 (в 4-х тт.), М., 1888‒96; Стихотворения и поэмы. Вступ. ст. А. Г. Дементьева и Е.С. Калмановского. Подготовка текста и примечания Е. С. Калмановского, [Л.], 1960.

    Лит.: Пыпин А., Славянский вопрос; по взглядам И. С. Аксакова, «Вестник Европы», 1886, № 8; Венгеров С. А., Критико-биографический словарь, т. 1, СПБ, 1889; Дементьев А. Г., Славянофильская журналистика, в его кн.: Очерки по истории русской журналистики. 1840‒1850, М.-Л., 1951; Никитин С. А., Славянские комитеты в России, в 1858‒1876 гг., М., 1960; История русской литературы XIX в. Библиографич. указатель, под ред. К. Д. Муратовой, М. ‒ Л., 1962.

  1. Источник: Большая советская энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия. 1969—1978.



  2. Большой энциклопедический словарь

    АКСАКОВ Иван Сергеевич (1823-86) - русский публицист и общественный деятель. Сын С. Т. Аксакова. Один из идеологов славянофильства. Редактор газет "День", "Москва", "Русь", журнала "Русская беседа" и др. В 1840-50-х гг. выступал за отмену крепостного права. В годы русско-турецкой войны 1877-78 организатор кампании за освобождение славян от турецкого ига.

  3. Источник: Большой Энциклопедический словарь. 2000.



  4. Энциклопедия Кольера

    (1823-1886), русский писатель и деятель культуры. Сын С. Т. Аксакова, младший брат К. С. Аксакова. Родился 26 сентября 1823 в с. Куроедово Белебеевского уезда Оренбургской губернии. Окончил училище правоведения в Петербурге (1838-1842). Находился на правительственной службе до 1851 (в уголовном департаменте сената, министерстве внутренних дел). В марте 1849 был арестован, но вскоре освобожден. Причиной ареста стали славянофильские настроения молодого чиновника. После выхода в отставку его главным жизненным делом становится публицистика. В 1852 под редакцией Аксакова выходит славянофильский "Московский сборник". Уже второй том сборника был запрещен, а Аксаков лишен права редактировать какие бы то ни было издания. Во время Крымской войны Аксаков участвует в боевых действиях в составе Московского ополчения. В 1858 в "Полярной звезде" Герцена увидела свет социальная сатира Аксакова Судебные сцены. Герцен назвал эту работу "гениальной вещью". В 1858-1859 Аксаков участвует в издании журнала "Русская беседа", а после снятия запрета на издательскую деятельность выпускает газету "Парус", запрещенную, однако, уже на втором номере из-за антикрепостнической позиции редактора. В 1860-1880-е годы Аксаков стремится осмыслить новые тенденции общественной жизни пореформенной России в свете идей К. С. Аксакова и А. С. Хомякова. Аксаков надеялся, что крестьянская реформа приведет к сближению сословий в России, а институт земства будет способствовать восстановлению органичности общественных связей, характерной, по убеждению славянофилов, для истории Руси. Он считал, что дальнейшее существование дворянского сословия после 1861 невозможно и предложил проект самоупразднения дворянства как сословия, отмены всех "искусственных разделений сословий" и распространения дворянских привилегий на все сословия России. Идея самоупразднения дворянства была выдвинута Аксаковым в полемике с идеологами дворянского конституционализма. Аксаков вскоре утратил надежды на возможность быстрого достижения в России бессословной общественной гармонии, но продолжал выступать с критикой конституционализма. Требуемая либеральным дворянством конституция, по его убеждению, чужда народному духу и ведет к окончательному разрыву между народом и самодержавной властью. Как и у первых славянофилов, в воззрениях Аксакова монархизм сочетался с признанием необходимости личной и общественной свободы и несовершенства любых форм государственности: "Государство, конечно, необходимо, но не следует верить в него как в единственную цель и полнейшую норму человечества. Общественный и личный идеал человечества стоит выше всякого... государства, точно так, как совесть и внутренняя правда стоят выше закона и правды внешней". В начале 1860-х годов Аксаков формулирует идею "общества". На его взгляд, в России, покончившей с крепостным правом, развивается и крепнет новая социальная сила - "общество", "народ самосознающий" - по существу, народная интеллигенция, призванная преодолеть отчуждение между государством и народом. "Общество, - утверждал Аксаков, - объединяет людей всех сословий, оно есть сила именно социальная и духовная, а не политическая", и для нормального ее развития совершенно необходимы основные свободы (слова, печати, совести). Но уже в середине 1860-х годов, наблюдая за социальными процессами в стране, он приходит к выводу, что "общество" оказалось "бессильным", неспособным выполнить столь необходимую для России объединяющую и творческую миссию. В 1860-е годы Аксаков редактировал газеты "День" (1861-1865) и "Москва" (1867-1868). Оба издания отличались независимой и критической общественной позицией и в конце концов под давлением цензуры прекратили свое существование. Выступая как сторонник политической и культурной независимости славянских народов, Аксаков участвовал в создании славянских благотворительных комитетов и в 1870-е годы возглавлял Московский славянский комитет. В 1876 он становится одним из организаторов всенародного сбора средств для Сербии и Черногории, боровшихся за независимость. Во время русско-турецкой войны 1877-1878 Аксаков внес большой вклад в организацию помощи болгарскому ополчению. В последние годы жизни (1880-1886) Аксаков - редактор газеты "Русь". Аксаков стремился следовать не только общественно-политическим, но и религиозно-философским идеям первых славянофилов. Он продолжил начатый его предшественниками спор с рационализмом, видя в нем логическое знание, "отрешенное от нравственного начала". Глубокие личные и идейные отношения связывали Аксакова со многими деятелями русской культуры - Ф. М. Достоевским, Ф. И. Тютчевым, Вл. С. Соловьевым и др.

    Умер Аксаков в Москве 27 января 1886.

    ЛИТЕРАТУРА

    Аксаков И.С. Сочинения, тт. 1-7. М., 1886-1887 И.С.Аксаков в его письмах, тт. 1-4. М., 1888-1896 Цимбаев Н.И. И.С.Аксаков в общественной жизни пореформенной России. М., 1978

  5. Источник: Энциклопедия Кольера



  6. Философская энциклопедия

    АКСАКОВ Иван Сергеевич

    АКСАКОВ Иван Сергеевич [26 сентября (8 октября) 1823, с. Куроедово Белебеевского у. Оренбургской губ.— 27 января (8 февраля) 1886, Москва] —русский публицист, мыслитель, идеолог Славянофильства. Сын писателя С. Т. Аксакова, брат К. С. Аксакова. Закончил Училище правоведения в Петербурге (1842). До 1851 находился на правительственной службе. В марте 1849 из-за славянофильских настроений был арестован, но вскоре освобожден, оставаясь под негласным надзором полиции. В 1852 под его редакцией выходил славянофильский “Московский сборник”. Уже II т. сборника был запрещен, а он лишен права редактировать. В 1858—59 участвует в издании журн. “Русская беседа”, после снятия запрета на издательскую деятельность—газ. “Парус”, запрещенной на 2-м номере из-за ее антикрепостнической позиции. В 60-е гг. редактировал газ. “День” и “Москва”. Выступая как сторонник политической и культурной независимости славянских народов, Аксаков участвовал в создании славянских благотворительных комитетов, в 70-е гг. возглавлял Московский славянский комитет. Во время русско-турецкой войны (1877—78) внес большой вклад в организацию помощи болгарскому ополчению. В последние годы жизни (1880—86)—редактор газ. “Русь”, где продолжал отстаивать славянофильские идеалы, идею славянского единства, сохраняя, как и прежде, независимую общественную позицию. В 60—80-е гг. стремился осмыслить новые тенденции общественной жизни пореформенной России в свете идей К. С. Аксакова и А. С. Хомякова. Аксаков надеялся, что крестьянская реформа приведет к сближению сословий в России, а земство будет способствовать восстановлению той органичности общественных связей, которая была характерна, по убеждению славянофилов, для Древней Руси. Им был предложен проект самоупразднения дворянства, отмены всех “искусственных разделений сословий”, включая распространение дворянских привилегий на все сословия. В его воззрениях монархизм сочетался с признанием необходимости личной и общественной свободы и обоснованием несовершенства любых форм государственности. Аксаков продолжил начатый его предшественниками спор с рационализмом, видя в нем логическое знание, “отрешенное” от нравственного начала. Глубокие личные и идейные отношения связывали его со многими деятелями русской культуры (Ф. М. Достоевским, Ф. И. Тютчевым, В. С. Соловьевым и др.).

    Соч.: Соч. М., 1886—1887, т. 1—7; И. С. Аксаков в его письмах. М.—СПб., 1888—1896, т. 1—4; Литературная критика. М., 1981 (совместно с К. С. Аксаковым).

    Лит.: Цимбаев Н. И. И. С. Аксаков в общественной жизни пореформенной России. М., 1978. Арки”: ИРЛИ, ф. 3; ГПБ, ф. 14 м ф, 696, д. 44; ЦГАЛИ, ф. 10.

    В. В. Сербиненко

  7. Источник: Философская энциклопедия



  8. Энциклопедический словарь

    Акса́ков Иван Сергеевич

    (1823—1886), публицист и общественный деятель. Сын С. Т. Аксакова, брат К. С. Аксакова. Один из идеологов славянофильства. Редактор газет «День», «Москва», «Русь», журнала «Русская беседа» и др. В 1840—1880-х гг. выступал за отмену крепостного права. Во время русско-турецкой войны 1877—1878 организатор кампании за освобождение славян от турецкого ига.

    * * *

    АКСАКОВ Иван Сергеевич

    АКСА́КОВ Иван Сергеевич (26 сентября (8 октября) 1823, село Надеждино Уфимской губернии — 27 января (8 февраля) 1886, Москва), русский общественный деятель, публицист, идеолог славянофильства; сын С.Т. Аксакова(см. АКСАКОВ Сергей Тимофеевич). Иван Аксаков получил образование в Петербургском училище правоведения (1838—1842). В 1840—1850-е годах Аксаков выступал как поэт, в поэме «Бродяга» (1852) нарисовал трагическую судьбу крепостного. В стихах Аксакова, проникнутых гражданскими мотивами, выражено критическое отношение к крепостнической действительности и дворянской интеллигенции. В 1840—1850-х годах Аксаков выступал за отмену крепостного права, телесных наказаний; позднее он редактировал славянофильские газету «День», «Москва», «Русь», журнал «Русская беседа». В 1858—1878 годах Иван Аксаков пользовался большим влиянием как один из руководителей московского Славянского комитета. В годы русско-турецкой войны (1877—1878) за освобождение Болгарии от турецкого ига он организовал кампанию в поддержку южных славян. В публицистических статьях и речах Аксаков выступал сторонником самодержавия и православия, пропагандировал идеи славянофильства и панславизма.

  9. Источник: Энциклопедический словарь



  10. Москва (энциклопедия)

  11. Источник:



  12. Большой Энциклопедический словарь

  13. Источник: