Большая Советская энциклопедия

    Зале (3алите) Карлис (Карл Фёдорович) [25.10(6.11).1888, ныне Кулдигский район Латвийская ССР, 19.2.1942, Инчукалнс, близ Риги], латышский скульптор. Учился в Художественной школе общества поощрения художеств (1915, у Г. Р. Залемана) и в АХ (191720, у А. Т. Матвеева) в Петрограде, где участвовал в осуществлении ленинского плана монументальной пропаганды (памятники Н. А. Добролюбову и Дж. Гарибальди, не сохранились). В 192123 жил в Берлине. В 1923 вернулся в Латвию. Крупнейшие произведения З.: ансамбль Братского кладбища (туф, 192436, совместно с архитектором А. К. Бирзениеком и др.), в котором скорбь о погибших воинах с большой силой выражена в символических монументальных образах, развивающих на национальной основе традиции «модерна», и «Памятник свободы» (гранит, туф, 193135) оба в Риге. Создал также ряд станковых произведений. В 193642 З. руководил скульптурной мастерской (профессор) в Латвийской АХ в Риге. Илл. см. при ст. Латвийская ССР.

    Лит.: Birzenieks A., Briedis Е. (sāstād.), Brāļu kapi, Rīga, 1959.

  1. Источник: Большая советская энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия. 1969—1978.



  2. Большой энциклопедический словарь

    ЗАЛЕ Карлис (1888-1942) - латышский скульптор. Участник осуществления плана монументальной пропаганды в Петрограде. В символических монументальных образах (ансамбль Братского кладбища, 1924-36, "Памятник свободы", 1931-35, оба в Риге) Зале развивал на национальной основе традиции стиля "модерн".

  3. Источник: Большой Энциклопедический словарь. 2000.



  4. Энциклопедический словарь

    За́ле Карлис

    (Zāle) (1888—1942), латвийский скульптор. В символических монументальных произведениях (ансамбль Братского кладбища, 1924—36, «Памятник свободы», 1931—35, оба — в Риге) акцентировал пластичную выразительность лаконичных массивных форм.

    * * *

    ЗАЛЕ Карлис

    ЗА́ЛЕ Карлис (1888—1942), латышский скульптор. Участник осуществления плана монументальной пропаганды в Петрограде. В символических монументальных образах (ансамбль Братского кладбища, 1924—36, «Памятник свободы», 1931—35, оба в Риге) Зале развивал на национальной основе традиции стиля модерн(см. МОДЕРН).

  5. Источник: Энциклопедический словарь



  6. Большой Энциклопедический словарь

  7. Источник: