Словарь Брокгауза и Ефрона

    греческое название (употребляемое уже Геродотом) шрифта древнеегипетских надписей, распространенное наукой и на соответствующие ступени развития письма у других народов: хетские, китайские, мексиканские и др. Название "священных" (Ίερά) получили эти письмена от греков, в противоположность демотическим (см.). Египтяне не остановились на выражении понятий рисунками предметов, подобно китайцам, и на превращении этих рисунков в знаки, для изображения слогов, подобно изобретателям клинописи; им удалось, не сходя совершенно с этих двух ступеней, положить начало принципу алфавита — это их заслуга перед всемирной культурой. Каким образом дошли они до этого, трудно сказать; наиболее вероятным является предположение об акрологизме, т. е. что рисунок предмета был изображением первой буквы его названия. Таким образом, египетский шрифт состоял из трех групп знаков: 1) алфавитных (более 24), первоначально изображавших, как и в семитических языках, исключительно согласные буквы:

    2) Силлабических, первоначально изображавших исключительно отдельные понятия, но потом сделавшихся, кроме того, знаками для изображения однозвучных с ним слогов (напр. wr "голубь", это же слово значит "большой"; оно же входит, как составной слог в слово s—wi—'i "пить", которое писалось: ).

    3) Идеографических, т. е. знаков, выражавших целые понятия. Число знаков, входящих в две последних категории, очень велико; наиболее употребительных — около 700. Первоначально в егип. шрифте преобладал алфавитный принцип и каждое слово выписывалось, большей частью, со всеми согласными. С развитием литературы и канцеляризма развивалось, параллельно, и стремление к упрощению письма; разные сокращения иератических рукописей влияли и на иероглифические тексты и благодаря этому силлабический принцип получал все большее и большее распространение; как остаток древней орфографии, к силлабическому знаку присоединяли, большей частью, только последнюю согласную (так назыв. прежде "фонетическое дополнение"). В позднейшие эпохи вошло в моду так наз. "энигматическое письмо" — род орфографических фокусов, вроде ребусов. За фонетически написанным словом ставился обыкновенно, для облегчения чтения, так наз. "определительный знак", представлявший или самый предмет, или класс, к которому он относится (напр. за всяким ботаническим именем следовала фигура дерева или ветви с цветами), или приблизительный смысл глагола или отвлеченного понятия (напр. вооруженная рука определяла все слова, в которых заключалось понятие применения силы). Эти знаки, отделяя собой слова, много содействуют ясности текста. Как явление сравнительно новое, в древнейших текстах они употребляются далеко не всегда. Кроме надписей, иероглифическое письмо употреблялось, в несколько упрощенном виде, для рукописей "Книги мертвых"; для других целей служило письмо иератическое (см.). Историю разбора И., см. в ст. Египтология. Писались И. большей частью справа налево, вертикальными или горизонтальными строками, но нередко и в обратном направлении.

    Б. Тураев.

  1. Источник: Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона



  2. Большая Советская энциклопедия

    I

    Иеро́глифы (от греч. hierós — священный и glyphe — то, что вырезано)

    наиболее древние изобразительно-образные знаки египетского письма (См. Египетское письмо), применявшиеся с конца 4-го тысячелетия до н. э. (в отличие от иератической и демотической его разновидностей). Всего известно до 5 тыс. разных египетских И., однако в каждую эпоху использовалось не более 700—800. Среди египетских И. различают: 1) одноконсонантные знаки (около 30), обозначавшие согласные звуки египетского языка; 2) двух-трёхконсонантные знаки для фонетической передачи морфем; 3) идеограммы — для обозначения целых слов; 4) детерминативы — вспомогательные (непроизносимые) идеографические знаки, уточняющие значения слов.

    Термин «И.» применяется и по отношению к знакам других систем письма. Так, И. обычно называют знаки древнейшего (2-е тысячелетие до н. э. ) и современного китайского письма, знаки не клинописной, а изобразительной разновидности хеттского письма (2-е тысячелетие до н. э.) и др. См. Китайское письмо, Японское письмо.

    Лит.: Истрин В. А., Возникновение и развитие письма, М., 1965; Дирингер Д., Алфавит, пер. с англ., М., 1963; Шампольон Ж. Ф., О египетском иероглифическом алфавите, пер. с франц., [М.], 1950; Gelb I. J., A study of writing. The foundations of grammatology, L., [1952]; Jensen H., Die Schrift in Vergangenheit und Gegenwart, 2 Aufl., B., 1958.

    Т. В. Мишина.

    II

    Иеро́глифы (гиероглифы)

    в геологии, прихотливо изогнутые валики, борозды и др. формы отпечатков на поверхностях напластования некоторых, обычно тонкозернистых, пород (например, во флише). Часто представляют собой слепки с неровностей поверхности того слоя, на котором отлагался последующий, более молодой пласт (негативные И.). Подобные И. могут возникать путём заполнения мелких впадин (борозд), образованных при размыве течением (натёчные И.) или при волочении водой по дну различных предметов.

  3. Источник: Большая советская энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия. 1969—1978.



  4. Толково-фразеологический словарь Михельсона

    (иноск. шут.) — всякое неразборчивое письмо (намек на гиероглифы — фигурные знаки, особ. египетские, которые очень немногие умеют разбирать)

    Ср. Орден наш (масонов) подражает древним обществам, которые открывали свое учение иероглифами. Иероглиф, говорил ритор, есть наименование какой-нибудь неподверженной чувствам вещи, которая содержит в себе качества, подобные изобразуемой.

    Гр. Л. Толстой. Война и мир. 2, 2, 3.

    Ср. (Его одежда) коротенькая, синяя венгерка, с высокою талией и иероглифом из черных шнурков на спине...

    Григорович. Проселочные дороги. 1, 4.

    Ср. Псевдоним для него не существует... ибо читает сквозь какие угодно иероглифы настоящее имя автора...

    Там же. 1, 23.

    Ср. Ίερός, священный — γλυφή, резьба.

    См. псевдоним.

    См. талия.

    См. гиероглифы

  5. Источник: Русская мысль и речь. Свое и чужое. Опыт русской фразеологии. Сборник образных слов и иносказаний. Т.Т. 1—2. Ходячие и меткие слова. Сборник русских и иностранных цитат, пословиц, поговорок, пословичных выражений и отдельных слов. СПб., тип. Ак. наук.. М. И. Михельсон. 1896—1912.



  6. Толковый словарь Ефремовой

    I

    мн.

    1.

    Древние рисуночные знаки египетского письма.

    2.

    Знаки многих других неалфавитных письменностей.

    II

    мн. разг.

    Неразборчивое, трудное для прочтения письмо.

  7. Источник: Толковый словарь Ефремовой. Т. Ф. Ефремова. 2000.



  8. Большой энциклопедический словарь

    ИЕРОГЛИФЫ (от греч. hieros - священный и glyphe - то - что вырезано), древние рисуночные знаки египетского письма (см. Идеографическое письмо). Термин "Иероглифы" применяется также по отношению к знакам многих других неалфавитных письменностей (см. Китайское письмо, Японское письмо).

  9. Источник: Большой Энциклопедический словарь. 2000.



  10. Энциклопедический словарь

    иеро́глифы

    (от греч. hierós — священный и glyphē — то, что вырезано), древние рисуночные знаки египетского письма (см. Идеографическое письмо). Термин «иероглиф» применяется также по отношению к знакам многих других неалфавитных письменностей (см. Китайское письмо, Японское письмо).

    * * *

    ИЕРОГЛИФЫ

    ИЕРО́ГЛИФЫ (от греч. hieros — священный и glyphe — то, что вырезано), древние рисуночные знаки египетского письма (см. Идеографическое письмо(см. ИДЕОГРАФИЧЕСКОЕ ПИСЬМО)). Термин «Иероглифы» применяется также по отношению к знакам многих других неалфавитных письменностей (см. Китайское письмо(см. КИТАЙСКОЕ ПИСЬМО), Японское письмо(см. ЯПОНСКОЕ ПИСЬМО)).

  11. Источник: Энциклопедический словарь



  12. Советская историческая энциклопедия

    (греч. ieroglypika grammata - священные высеченные письмена (подразумевается на камне)) - знаки, представлявшие собой схематизированные рисунки, обозначавшие целые понятия (слова), а в дальнейшем частично слоги, а иногда даже отд. звуки. По мере развития иероглифич. письма И. превратились в условные знаки, частично или полностью утратившие свою изобразительность.

    И. употреблялись древними египтянами (с 4-го тыс. до н. э.), критянами (3-е тыс. до н. э.), хеттами (2-е тыс. до н. э.), ацтеками (с 10-11 вв. н. э.), майя (с нач. н. э.), а в настоящее время - китайцами (со 2-го тыс. до н. э.) и др. народами, населяющими КНР, японцами (с 5-6 вв.). Для совр. кит. И. характерно сочетание фонетич. знака со знаком, уточняющим смысловое значение (ключевым знаком).

  13. Источник: Советская историческая энциклопедия



  14. Геологическая энциклопедия

    — см. Гиероглифы (последнее произношение и написание термина стало традиционным благодаря акад. Андрусову, Богдановичу, акад. Борисяку, Криштофовичу, Ренгартену и др.).

  15. Источник: Геологическая энциклопедия



  16. Словарь лингвистических терминов

  17. Источник:



  18. Словарь лингвистических терминов Т.В. Жеребило

  19. Источник:



  20. Большой Энциклопедический словарь

  21. Источник: