I
Ка́я
Сэйдзи (р. 21.12.1898, префектура Канагава), японский физик. Окончил университет Тохоку в Сендае (1923). Доктор физико-математических наук (1929). Профессор университета Хоккайдо (1931—43), Технологического института в Токио (1941—48). Профессор (с 1943) и ректор (1958—60) Токийского университета. Вице-президент Научного совета Японии (с 1954). Основные работы посвящены магнитным свойствам ферромагнитных кристаллов. Иностранный член АН СССР (1958).
IIКа́я
кайя, народность в Бирме (См. Бирма).Расселены главным образом в национальном автономном государстве Кая и районе Монией национального автономного Шанского государства. Общая численность около 100 тыс. человек (1967, оценка). Язык К. принадлежит к кая-каренской группе тибето-бирманских языков (См. Тибето-бирманские языки). Антропологический тип — южномонголоидный. В верованиях преобладает буддизм южной ветви, около 20% К. — христиане, однако сохраняются значительные пережитки древних культов (листвы деревьев и др.). Основное занятие — земледелие; у части К. (так называемых озёрных) — лесосплав с использованием слонов.
Лит.: Народы Юго-Восточной Азии, М., 1966.
IIIКа́я
государство Кая, национальное автономное государство в составе Бирманского Союза. Площадь 11,7 тыс. км2. Население 113 тыс. человек (1969). Главный город — Лойко. ГЭС Лопита на р. Балу-Чаунг (притоке Салуина). Добыча оловянно-вольфрамовой руды (район Мочи). Заготовка и обработка ценной древесины тика. Небольшие посевы риса.
КАЯ (самоназвания кая и бгаи) - народность общей численностью 150 тыс. чел., проживающая на территории Мьянмы. Язык - кая. Религиозная принадлежность верующих: традиционные верования, часть - буддисты, христиане (католики).
КА́Я см. Кой.
народность в Бирм. Союзе; населяет гл. обр. авт. гос-во Кая и р-н Монпей Шанского авт. гос-ва. Общая числ. ок. 100 тыс. чел. К. близки каренам; их язык, как и каренский, входит в тибето-бирм. группу языков. Антропологич. тип - южномонголоидный. Вопрос о происхождении К. еще не выяснен. Осн. занятие - земледелие, часть К. (т. н. озерные) занимается лесосплавом с применением слонов. Из верований преобладает буддизм юж. толка, сохраняются и древние культы (листвы деревьев и др.); ок. 20% К. приняло христианство.
Лит.: Очерки общей этнографии. Зарубежная Азия, ч. 1, М., 1959; Stevenson H. N. С., The Hill peoples of Burma, Calcutta, 1945.
Кая раны, дорога братіе, забывъ чти и живота, и града Чрънигова отня злата стола. 13—14. Тои же звонъ слыша давныи великыи Ярославь, а сынъ Всеволожь Владимиръ по вся утра уши закладаше въ Черниговѣ. 15.
907: И заповѣда Олег ...даяти уклады на рускыа грады: первое на Киевъ, та же на Чернигов, на Переяславль, на Полтѣскъ, на Ростов, на Любечь и на прочаа городы. Пов. врем. лет (Радз.), 24 (XV в. ← нач. XII в.). То и пакы ходихомъ, том же лѣтѣ, со отцемь и со Изяславомь битъся Чернигову с Борисомь, и побѣдихомъ Бориса и Олга. Поуч. Вл. Моном., 159 (1377 г. ← нач. XII в.). 1196: Ярославъ собравъ братью свою, и сдумавъ с ними, пожали земли своея, и затвори два Святославлича в Черниговѣ Олга Глѣба. Ипат. лет., 698 (XV в.). Бывшу же ему въ Черниговѣ, спаде с коня и разбися. Патер. Печ. (Абр.), 84—85 (XV в. ← XIII в.). И прииде из Чернигова в землю Резанскую. Пов. о Ник. Зараз., 295 (XVI в. ← XIV в.).
А въстона бо, братіе, Кіевъ тугою, а Черниговъ напастьми. 20.
1231: И святиша (епископа Кирилла) ...архиманьдритъ святыя Богородица манастыря Печерьскаго Анкюдинъ игуменъ ...а от Чернигова Иоанъ игуменъ Мученичьскыи при князи Володимери и при сынѣ его Ростиславѣ. Лавр. лет., 456—457 (1377 г.).
Поскепаны саблями калеными шеломы Оварьскыя отъ тебе, Яръ Туре Всеволоде. Кая раны, дорога братіе, забывъ чти и живота, и града Чрънигова отня злата стола, и своя милыя хоти, красныя Глѣбовны, свычая и обычая? 13—14.
Кая бо польза человѣку, аще приобрящеть вьсь миръ, а себе погубить или отъщетить? Остр. ев., 224 (1056—1057 гг.). Кое мѣсто не причащаеть твоихъ бечисльныхъ чюдесъ? Къи тя градъ не имать поборьника? Кая душа обидима не призываеть тебе помощьника, архистратиже божии, радостьно въпиюще, благословенъ? Мин. сент., 054 (1095 г.). Не брезѣте, братие и господье, не брезѣте! Кую обиду сътворихъ брату моему и вамъ, братие и господье мои? Ж. Бор. Глеб. (Сказ. Усп.), 21 (XII в. ← XI в.). Но вѣзде, яко гармании, храбрѣиши всѣх людей суще, нам работають? На твердости ли стѣнныя? А кая стѣна твержеиши Акиана? За ним сѣдяще вретании римскым оружником кланяются? Флав. Полон. Иерус., 423 (XVI в. ← нач. XII в.). 1078: Всеволодъ же исповѣда вся бывшая. И рече ему Изяславъ: Брате! Не тужи. Видиши ли, колико ся мнѣ сключи: первое, не выгнаша ли мене и имѣнье мое разграбиша? И пакы, кую вину вторую створилъ бѣхъ? Пов. врем. лет, 132 (1377 г. ← нач. XII в.). Другое же рече: кая страна добрѣиши есть, десная ли или шуяя? Они же рѣша: десная, и само бо солнце въсходить и по лѣвои странѣ небеснѣи ходить. Александр., 85 (XV в. ← XII в.). Кая напасть не отиметься другомъ? Кая же вазнь весела безъ друга? Пустота есть горчѣиши всѣхъ и страшьнѣиши, но съ добромысльнымъ другомъ и та ничтоже есть. Пчела, 63—64 (XIV в. ← XIII в.). Царь Батый нача вопрошати: Коея веры еста вы, и коея земля, и что мне много зла творите? Пов. разор. Ряз., 13 (XVI в. ← нач. XIV в.).
И се видѣ (боярин) церковь у облака сущу, и въ ужасти бывъ погъна съ отрокы, хотя видѣти, кая то есть церкы. Ж. Феод., 71 (XII в. ← ок. 1088 г.). Пакоръ же искаше, коею лестию иметь Фасаила съ Ирканомь. Флав. Полон. Иерус., 190 (XVI в. ← нач. XII в.). 1051: Се же написахъ и положихъ, в кое лѣто почалъ быти манастырь, и что ради зоветься Печерьскый. Пов. врем. лет, 108 (1377 г. ← нач. XII в.). Азь же расмотрѣвъ мнѣл есмь, яко по закону сотвори он муж высокии свою краткую одежу вдав низскому, а долгия на ся возложил. Слышав же учитель мои удари мя глаголя, аще быша тебе поставили судю разсудити, кая одежда кому подобна есть, тако бы судил. Пчела, 350 (XIV в. ← XIII в.).
Кую обиду сътворихъ брату моему и вамъ, братие и господье мои? Аще ли кая обида, ведѣте мя къ князю вашему. Ж. Бор. Глеб. (Сказ. Усп.), 21 (XII в. ← XI в.). Тогда же уже повелѣ (Феодосий) събьрати вься братию, и еже въ селѣхъ или на ину кую потрѣбу шьли, и вься съзъвавъ начатъ казати. Ж. Феод., 90 (XII в. ← ок. 1088 г.). 1015: Аще бо кая земля управится пред богомь, поставляеть ей цесаря или князя праведна, любяща судъ и правду. Пов. врем. лет, 95 (1377 г. ← нач. XII в.).
1110: Яко же пишеть премудрый Епифаний: Къ коеи же твари ангелъ приставленъ; ангелъ облакомъ и мъгламъ, и снѣгу, и граду, и мразу, ангелъ гласомъ и громомъ, ангелъ зимы, и зноеви. Пов. врем. лет (Ип.), 188 (XV в. ← нач. XII в.).