«Нейтралитет»

Нейтралитет в словарях и энциклопедиях

Значение слова «Нейтралитет»

Источники

  1. Словарь Брокгауза и Ефрона
  2. Большая Советская энциклопедия
  3. Словарь форм слова
  4. Толковый словарь Ожегова
  5. Малый академический словарь
  6. Толково-фразеологический словарь Михельсона
  7. Толковый словарь Ушакова
  8. Толковый словарь Ефремовой
  9. Большой энциклопедический словарь
  10. Современная энциклопедия
  11. Этимологический словарь русского языка Макса Фасмера
  12. Большой англо-русский и русско-английский словарь
  13. Большой немецко-русский и русско-немецкий словарь
  14. Большой немецко-русский и русско-немецкий словарь
  15. Большой французско-русский и русско-французский словарь
  16. Большой испано-русский и русско-испанский словарь
  17. Большой итальяно-русский и русско-итальянский словарь
  18. Русско-китайский словарь: пресса, интернет, радио, телевидение
  19. Дипломатический словарь
  20. Энциклопедический словарь
  21. Советская историческая энциклопедия
  22. Энциклопедия социологии
  23. Толковый словарь по социологии
  24. Большой Энциклопедический словарь

    Словарь Брокгауза и Ефрона

    в обыкновенном словоупотреблении означает пассивное положение, занятое кем-либо третьим относительно двух других (neutralitas, от neuter — ни тот, ни другой). В международном праве Н. имеет техническое значение, определяя положение государства, не принимающего участия в войне между другими державами. Международная практика новейшего времени выработала целую систему норм, регулирующих взаимные отношения воюющих и нейтральных государств и известную под именем права Н. Воюющие государства по возможности щадят интересы мирного государства, боясь соединения его с противником, а мирное государство заинтересовано в сохранении прежних дружеских отношений к обеим воюющим сторонам и недопущении в пределах своей территории военных действий. Простой расчет заставляет воюющих уважать Н. государства, желающего оставаться в мире, а последнее — устраняться от всякого фактического вмешательства в войну. Н., как факт, возможен везде, где есть налицо несколько соперничающих между собой государств. Фактический Н. может получить юридическую санкцию путем договорного соглашения. В такой форме, фактической и договорной, Н. был известен уже народам древнего мира. О нем упоминают священные книги древних евреев и индусов. Греческие и римские историки сообщают целый ряд подобных случаев, выражая понятие Н. словами: оставаться в покое, не присоединяться к воюющим, сохранять с ними дружбу, занять среднее положение и т. п. Практика Н. получает особенное развитие в Средние века, во время частых войн между городскими республиками Италии. Путем законодательства и международных договоров вырабатываются уже тогда некоторые однообразные нормы, приобретающие силу международного обычая. Неприкосновенность нейтральной собственности во время морской войны санкционирована в известном сборнике морских обычаев (XIV в.) — Consolato del mare (см.). Н. перестает быть институтом исключительно договорного права: международный обычай связывает с фактом Н. определенные права и обязанности и дает им санкцию помимо договора. Эпоха тридцатилетней войны была особенно богата примерами Н. Практика этого времени полна противоречий, но она именно и выдвинула вопрос о праве Н., указала на необходимость урегулировать его и возбудила интерес к теоретическому его изучению. К этому времени относится первая монография о Н. — Неймайра из Рамслы (Neumayr von Ramssla). Термин H. (neutralitas, neutralité, Neutralität) тогда же получает всеобщее распространение, вытесняя из международной практики прежде употреблявшиеся названия: amici, pacati (в Италии), stillesitzen, geruwet sitzen (в Германии XIV—XV вв.) или unparteisch sein, Unpartyschung (XVI в.); писатели употребляют классические выражения: medii in bello, neutrarum partium. В течение XVII и XVIII вв. интересы и права нейтральных подвергаются серьезным испытаниям, как на суше, так и на море: особенно страдает морская торговля нейтральных. Нейтральные державы приходят к мысли о соединении своих сил для борьбы с воюющими ("вооруженный Н.") и добиваются признания своих прав. К концу XVIII в. начинает вырабатываться понятие о Н., как о полном воздержании от фактического вмешательства в войну ("полный или строгий Н."). В XIX в. получает общее признание так называемый вечный Н. или, точнее, постоянный Н. Вечно-нейтральное государство заранее и раз и навсегда отказывается от участия во всех посторонних войнах, могущих возникнуть в будущем; оно сохраняет, однако, право самообороны, не лишается средств защиты (войска, крепостей и проч.) и может заключать оборонительные союзы, но не наступательные. Н. такого государства носит также название принципиального Н. Этому Н. может быть дано формальное признание со стороны других государств. Такой акт установления Н. называется нейтрализацией, а государство, получившее признание своего Н. — нейтрализованным. Нейтрализация может быть совершена не только в интересах нейтрализуемого государства, по желанию последнего (Швейцария), но также и помимо его желания, или даже против его воли, в интересах нейтрализующих держав (Краковская республика). Навязанный Н. непрочен, как искусственное создание дипломатии; время, однако, может укрепить такой Н. и превратить его в принципиальный, если выгоды постоянного Н. будут испытаны и сознаны самим нейтрализованным государством (Бельгия). Сохранение постоянного Н. иногда обеспечивается поручительством (гарантией) других держав; это обеспечение имеет реальное значение, поскольку и пока в сохранении Н. заинтересованы поручители. Поручительство за Н., данное государству взамен отнятых у него средств защиты, ставит его в тяжелое положение зависимости от поручителей (Люксембург). До настоящего времени были нейтрализованы: в 1815 г. — Швейцария и Краковская республика, в 1831 г. — Бельгия, в 1867 г. — Люксембург, в 1885 г. — Конго. Распространение постоянного Н. знаменует эру постепенного замирения Европы; замирение начинается с небольших и слабых государств, не претендующих на роль руководителей общеевропейской политики. В последнее время ведется усиленная пропаганда относительно нейтрализации скандинавских государств. Постоянный Н. (в смысле замирения или неприкосновенности во время войны) распространен также на некоторые территории (в 1815 г. на часть Савойи, ныне французскую, в 1863 г. — на Ионические острова), пограничные полосы земли (см. Море), водные пути сообщения (Черное море с 1856 по 1870 г.; Магелланов пролив и Суэцкий канал — последние в том смысле, что они не могут быть превращаемы в театр военных действий, будучи исключительно предназначены для мирных сношений между народами — но вместе с тем они доступны военным судам всех наций), общеполезные учреждения и служащий в них персонал (см. Женевская конвенция 1864 г. о больных и раненых воинах), речные сооружения — в интересах международного судоходства (европейская комиссия и ее работы на нижнем Дунае; сооружения на реках Конго и Нигере). Н., как правовой институт, представляет отношение, основанное на явном или подразумеваемом соглашении между державой нейтральной и каждой из воюющих сторон. Соглашение о Н., однако, в настоящее время всегда предполагается, если нет явно выраженного отказа от него; в случае сомнений воюющие вправе потребовать категорического заявления, намерено ли государство оставаться нейтральным или принять участие в войне. Решение относительно Н. принимается обыкновенно при начале войны, по собственному усмотрению каждого государства ("добровольный Н.) и выражается в особом акте, известном под именем объявления или декларации о Н.; решение может быть принято и ранее, по договору с другими государствами (Н. "договорный" или "обязательный"; сюда относится и постоянный Н.). Право оставаться нейтральным, прежде оспариваемое, ныне признается за независимым государством, как следствие его державности (см. Невмешательство). Положительное международное право определяет условия Н. и связанные с ним права и обязанности; отступления и дополнения требуют специального соглашения между воюющими и нейтральными сторонами.

    Права и обязанности Н. В праве Н. необходимо различать две группы отношений: I) между государствами нейтральными и воюющими, II) между нейтральными подданными и воюющими государствами.

    I. Нейтральное государство нарушает Н. и несет ответственность перед воюющими: А) за враждебные действия, предпринятые от его имени уполномоченными к тому органами его; сюда подходит всякая помощь неприятелю войском, оружием, военными судами, даже деньгами. Современное международное право знает и допускает только абсолютный или полный Н., заключающийся в безусловном воздержании от фактического участия в войне. До конца XVIII в. практика не считала нарушением Н. помощь в исполнении обязательств, принятых до начала войны. Со своей стороны, воюющие не были обязаны безусловно уважать нейтральную территорию; на ней могли быть продолжаемы стычки, начатые на неприятельской земле; особенно распространено было право прохода неприятельских войск через нейтральную территорию, что объясняется чересполосицей государственных владений прежнего времени. Кроме фактического участия в войне, государство отвечает Б) за все враждебные акты, предпринятые в пределах его территориальной юрисдикции со стороны кого бы то ни было. Воюющие обязываются уважать нейтральную территорию под условием, что она не станет базисом враждебных действий, направленных против них. Если местная власть не желает или не в силах устранить в своих пределах подобные действия, воюющие вынуждены сами позаботиться о своей безопасности. Вытекающие из этого положения обязанности нейтрального государства получают юридическую санкцию только в XIX в. Этот важный отдел права Н. находится еще в периоде формации; отдельные нормы только что намечаются, и этим объясняется неустойчивость практики и разногласие теории. Бесспорными являются право и обязанность нейтральных государств не допускать в пределах своей территориальной юрисдикции вооруженных сил воюющих и не терпеть совершения каких-либо актов войны. Поэтому: a) проход войск не может быть разрешен, и всякая попытка к этому со стороны воюющих должна быть отражена в случае нужды даже вооруженной силой; b) при вступлении на нейтральную территорию неприятельских отрядов, последние должны быть разоружены и обязаны к невыезду из государства до окончания войны или интернированы (убежище, данное в войне 1870—71 гг. Швейцарией армии французского генерала Кленшана); c) военным судам может быть дано разрешение (под условием равенства для обеих воюющих сторон) заходить в нейтральные порты для починки судов, потерпевших аварию, и для снабжения топливом и съестными припасами; нейтральное государство обязано при этом наблюдать, чтобы при встрече неприятельских судов в его территориальных водах не произошло между ними столкновения; d) призы, сделанные в нейтральных водах, незаконны и должны быть освобождены; не может быть допущено в пределах нейтральной территории устройство призовых судов и продажа призов до присуждения их взявшему (см. Приз). Нейтральная территория не может служить базисом для приготовлений к военным операциям; поэтому: а) запрещается вербовка войск для воюющих, столь обычная в прежнее время; но добровольцев местная власть не обязана удерживать, исключая лиц, находящихся на службе в ее войсках (в Англии вопрос о найме солдата регулирован законом 1819 и 1870 гг. — так называемый Foreign Enlistment act); b) запрещается в нейтральных водах постройка и снаряжение для воюющих военных судов и крейсеров; неисполнение этой обязанности со стороны Англии в 1861—64 гг. дало повод Североамериканским Штатам искать с неё по окончании войны возмещения убытков (см. Алабама и Алабамский вопрос). Договор, передавший этот иск решению третейского суда, формулировал следующие обязанности нейтрального правительства ("Вашингтонские правила о Н."): 1) не допускать в пределах своей юрисдикции снаряжения и вооружения судна, относительно которого существует справедливое подозрение, что оно назначается для крейсерства или для войны против одного из воюющих; не выпускать из пределов своей юрисдикции судов с таким же назначением, хотя бы отчасти приспособленных для военной службы; 2) не допускать, чтобы воюющие обращали порты или воды нейтрального государства в базис военных операций или пользовались ими для увеличения или обновления своих военных припасов или для вербовки людей. Спорным является право допускать заключение займов на нейтральной территории для воюющих; большинство писателей и практика (в войнах 1870—71 и 1877—78 гг.) высказываются против стеснений в этом отношении частных лиц. То же самое должно сказать и относительно покупки и продажи на нейтральной территории оружия и других военных снарядов: нейтральное правительство не обязано стеснять свободы торговли в пределах своей юрисдикции. У самих воюющих есть средства помешать доставке контрабандных товаров в руки противника. Нейтральное государство в этом отношении слагает с себя всякую ответственность за действия своих подданных вне пределов его юрисдикции, предоставляя ведаться самим воюющим с ними, поскольку они нарушают признанные нормы международного права.

    II. Из непосредственных отношений воюющих государств к нейтральным подданным наибольший интерес представляют отношения, вытекающие из морской нейтральной торговли. В открытом море, где нет единой власти, а следовательно, и единой юрисдикции, ответственность за враждебные действия против воюющих не может быть возложена ни на одно государство в отдельности; каждое должно отвечать за своих подданных. Ввиду затруднительности контроля над действиями подданных, нейтральное государство предоставляет его воюющим, избавляя себя этим от ответственности за нарушение ими обязанностей Н. Международное право, в интересах воюющих, ограничивает, до известной степени, свободу нейтральной торговли. Эти ограничения обязательны для нейтральных подданных; за исполнением их со стороны последних следят воюющие. Настоящее положение нейтральной торговли является результатом долгой и упорной борьбы между воюющими и нейтральными сторонами; история этой борьбы представляет ряд завоеваний в пользу свободы морской торговли. Средневековые торговые республики Италии рано стали направлять свои удары на морскую торговлю противника, как на наиболее чувствительное и уязвимое место. Большую помощь в этом деле оказывали воюющим каперы (см.). Действуя исключительно с целью наживы, каперы не щадили и друзей (amici), как в то время называли нейтральных. За действия их приходилось отвечать перед нейтральными. Необходимо было установить над действиями каперов известный контроль. Рядом договоров и законов признана неприкосновенность нейтральной собственности, установлена ответственность каперов за нанесенные нейтральным обиды, организованы суды для рассмотрения законности сделанных каперами захватов. Эти нормы перешли затем в международный обычай (дальнейший очерк истории нейтральной торговли имеет в виду судьбу нейтрального груза и флага, не касаясь вопросов о каперстве, блокаде, контрабанде, призах и призовом судопроизводстве; о них см. под соответствующими словами). А) Система Consolato del mare. В основание ее положен характер (принадлежность) груза: нейтральный груз всегда неприкосновенен; неприятельский — подлежит захвату. Флаг, под которым плавает судно, неприятельский или нейтральный, никакого влияния на судьбу груза не оказывает. Это простое и ясное правило в течение нескольких веков было руководящим началом нейтральной торговли. Англия отстаивала его еще в XIX в. Он обременителен для нейтральной торговли тем, что делает необходимым детальную поверку груза, а потому предоставляет воюющим право останавливать и осматривать нейтральные суда. Воюющие, особенно Англия, широко пользовались этим правом и нередко злоупотребляли им. На континенте Европы, начиная с XVI в., вырабатывается новая система, более отвечающая интересам нейтральных держав. Б) система зависимости груза от флага: нейтральный флаг покрывает неприятельский груз, а неприятельский флаг подвергает захвату и нейтральный груз ("Le pavillon couvre la cargaison et la confisque"; "Frei Schiff — frei Gut, unfrei Schiff — unfrei Gut"). Решающим моментом в этой системе является характер флага (национальность судна), тогда как в прежней все зависело от принадлежности груза. Проводником этой системы была Ганза (XVI в.), позднее — Голландия и Франция; но раньше пришлось пережить переходную систему. В XVI и XVII вв., когда те же державы произвольными мерами всячески ограничивали свободу морской торговли, установилась В) смешанная система, направленная против нейтральных: неприятельский характер груза или флага заражает нейтральную собственность и подвергает ее захвату ("infection hostile"; "robe d'ennemi confisque la robe d'ami"). В этой системе соединены наиболее тягостные для нейтральной торговли постановления двух предшествующих: неприятельский груз подлежит захвату на нейтральном корабле (из 1-й системы), а равно и нейтральный груз — на неприятельском корабле (из 2-й). Свободен лишь нейтральный груз на нейтральном корабле: нейтральным запрещено связывать свои торговые интересы с интересами воюющих держав. Такая система установлена французскими указами 1543 и 1584 гг. Эдикты 1639, 1645 и 1650 гг. возвращаются к системе Consolato, но известный морской регламент Людовика XIV 1681 г. восстановляет прежнюю практику. Последующие указы (1692, 1704, 1705 гг.) еще более стесняют свободу нейтральной торговли, объявляя подлежащими захвату все произведения неприятельской страны, как сырые, так и фабричные, поощряя каперство и т. п. В то же самое время, в противоречие со своим внутренним законодательством, Франция заключает международные договоры, которыми обязывается к признанию начала: "нейтральный флаг покрывает неприятельский груз" (например, с Англией — 1655 и 1677 гг., с Испанией — 1659 г.). Голландия держалась той же системы до середины XVII в. (указы 1562, 1584 и 1630 гг.); с 1652 г. она вступает на новый путь защиты прав нейтральной торговли. В ряде договоров Голландия добилась признания выгодной для неё системы флага, получившей, наконец, и общеевропейскую санкцию в Утрехтском мире 1713 г. К этому времени путем международных соглашений успело установиться также и более строгое определение (в смысле ограничительном) понятий военной контрабанды и блокады. В 1693 г. была сделана первая попытка вооруженного Н. со стороны Дании и Швеции, не желавших подчиниться требованию Англии и Голландии (конвенция 1689 г.) — прекратить, на время войны союзных держав с Францией, всякие торговые сношения с последней (см. Groning, "Tractatus de navigatione libera", 1695). После Утрехтского мира главным и опаснейшим врагом нейтральной торговли становится Англия. Весь XVIII в. проходит в борьбе с нею континентальных держав за права Н. Призовые суды Англии продолжают держаться системы Consolato; они рассматривают начало свободы нейтрального флага как привилегию, устанавливаемую специальным договорным соглашением и подлежащую ограничительному толкованию. Призовая практика Англии установила весьма обременительное для нейтральной торговли толкование прав Н. Наибольшую известность приобрели так называемые правило семилетней войны ("Rule of the war", 1756) и учение о единстве пути ("continuous voyage"). Правилом 7-летней войны нейтральным судам запрещалось вести во время войны торговлю с колониями воюющей державы, если подобная торговля не была разрешена им уже в мирное время. Запрещение имело в виду главным образом Голландию, которой Франция на время войны с Англией предоставила право торговли со своими колониями, будучи совершенно отрезана от них английским флотом. Нейтральные суда рассматривались английскими призовыми судьями как утерявшие свою национальность и службой у неприятеля (per adoptionem) ставшие неприятельскими, а потому подлежащие захвату. В связи с правилом 7-летней войны возникло и учение о единстве пути; автором его был призовой судья William Scott. Если нейтральные суда, занимавшиеся недозволенной торговлей между колониями и метрополией, заезжали по пути в нейтральную гавань, то эта остановка не разрывала "единства пути" от неприятеля к неприятелю, и такие суда подлежали захвату вместе с грузом. При начале каждой войны Англия, вопреки договорным обязательствам, возвращалась вновь к системе Consolato: нейтральный флаг не защищал неприятельского груза от ее каперов. В 1759 г. северные державы вынуждены были заключить против неё оборонительный союз нейтральных; к ним присоединилась и Франция. Парижский мир 1763 г. в Париже подтвердил постановления Утрехтского трактата о нейтральной торговле. Во время войны североамериканских колоний за независимость в 1780 г. против Англии организуется лига нейтральных держав — России, Дании и Швеции ("Вооруженный Н."; см.). Цель ее — защита прав морского Н., получивших выражение в известной декларации Екатерины II от 28 февраля 1780 года: нейтральные суда могут беспрепятственно плавать между портами и вдоль берегов воюющих держав; неприятельская собственность на нейтральном корабле неприкосновенна, за исключением контрабанды (дальнейшие пункты касаются контрабанды, блокады и призовых судов). К декларации присоединились все морские державы, за исключением Англии. Система свободы нейтрального флага становится с этих пор общепризнанной нормой международного права. В эпоху революционных войн постановления декларации систематически нарушались. Россия, организовав в 1800 г. второй вооруженный Н., подтвердивший правила первого и вводивший, сверх того, требование нотификации блокады и неприкосновенности конвоируемых судов, уже в следующем году не только сама отступила от декларации, примкнув к системе Consolato, но и обязалась склонить к ней других участников бывшего вооруженного Н. (договор с Англией 1801 г.). С 1807 г. Россия возвратилась на старый путь. Наполеоновская Континентальная система (см.) была новой попыткой заставить Англию признать установившиеся на континенте начала свободы нейтральной торговли. Произвол с обеих сторон достиг в то время крайних пределов. По окончании наполеоновских войн Англия, не отказавшись от принципа, фактически не применяла более систему Consolato. В крымскую войну, будучи союзницей Франции, она формально отказалась от неё. По окончании войны подписан на Парижском конгрессе знаменитый акт4/16апреля 1856 г., известный под именем парижской декларации о морском праве. В Англии она сначала вызывала протесты, как отказ от "естественных и неотъемлемых" прав государства. Г) Система парижской декларации представляет ныне действующее право. Система эта тоже смешанная, но из начал, благоприятных для нейтральной торговли. Из практики Consolato сохранено начало неприкосновенности нейтрального груза на неприятельском корабле, из позднейшей практики континентальных держав усвоено правило: "нейтральный флаг покрывает неприятельский груз"; захвату подлежит только неприятельский груз на неприятельском же корабле ("Le pavillon couvre la cargaison et ne la confisque pas"; "Frei Schiff — frei Gut, unfrei Schiff — frei Gut"). Ближайшая реформа должна быть направлена на признание неприкосновенности частной собственности в морской войне, как это уже имеет место в войне сухопутной (см. Собственность частная на войне). Свобода нейтральной торговли ограничена в настоящее время в интересах воюющих держав лишь запрещением доставлять неприятелю товары, составляющие военную контрабанду (см.), и недопущением нейтральных судов в неприятельские порты, находящиеся в блокаде (см.). Воюющим предоставлено право контролировать торговлю нейтральных путем опроса, осмотра и обыска судов (см.). В случае нарушения установленных для нейтральной торговли норм судно или груз, или то и другое вместе подвергаются захвату (см. Приз) и конфискации, но не иначе как по решению специальных судов, учреждаемых с этой целью воюющими (см. Призовые суды и Призовое судопроизводство).

    Ср. Bulmerincq, "Neutralitätsgesetze" (в "Holtzendorff's Rechtslexicon"); Galiani, "De'Doveri de'principi neutrali verso i principi guerregianti e di questi verso и neutrali" (Неаполь, 1782); Esperson, "Dei Rapporti Giuridici fra i Belligeranti ed i Neutrali" (Турин, 1865); Sidney Schopfer, "Le principe juridique de la Neutralité et son évolution dans l'histoire du droit de la guerre" (Лозанна, 1894); P. Schweizer, "Geschichte der schweizerischen Neutralität" (Фрауенфельд, 1895); Коркунов, "Юридическое положение нейтральных" ("Журнал Гражданского и Уголовного Права", 1877); Hall, "The rights and duties of neutrals" (Л., 1874); Kleen, "Neutralitetens Lagar" (Стокгольм, 1889—91); Heilborn, "Rechte u. Pflichten der neutralen Staaten in Bezug auf die während des Krieges auf ihr Gebiet übertretenden Angehörigen einer Armee" (Б., 1888). О постоянном Н. Piccioni, "Essai sur la neutralité perpétuelle" (П., 1891); Filitis, "Essai sur la neutralité territoriale" (П., 1885); Tr. Twiss, "On international conventions for the neutralisation of territory" (Л., 1887). Особенно богата литература морского Н.: G. Fr. Martens, "Essai concernant les armateurs, les prises et surtout les reprises" (Геттинген, 1795); Каченовский, "О каперстве и призовом судопроизводстве" (М., 1856); Даневский, "Исторический очерк Н. и критика парижской морской декларации" (М., 1879); Лешков, "О морском торговом Н." (М., 1841); Спасович, "О правах нейтрального флага и груза" ("Собрание Сочинений", т. III, СПб., 1890); L. B. Hautefeuille, "Des droits et des devoirs des nations neutres en temps de guerre maritime" (3 изд., П., 1868); Hubner, "De la saisie des bâtiments neutres" (Гаага, 1759); Gessner, "Le droit des neutres sur mer" (2 изд., Б., 1876); его же, "Kriegführende und neutrale Mächte" (Б., 1877); Schiattarella, "Il diritto della neutralità nelle guerre marittime" (2 изд., 1881); Di Marco, "La neutralità nelle guerre marittime secondo il diritto pubblico italiano" (1882); Ward, "A treatise on the relative rights and duties of belligerent and neutral powers in maritime affairs" (Л., 1875); Johnstone, "Handbook of maritime laws and the declaration of Paris considered" (1877); Deppisch, "Das Recht des neutralen Seehandels" (Юрьев, 1855); Drouyn de Lhuys, "Les neutres pendant la guerre d'Orient" (П., 1868); Bernard, "Historical account of the neutrality of Great Britain during the American civil war" (Л., 1870); "Report of Neutrality Law Commissioners" (Л., 1868); Tr. Twiss, "La théorie de la continuité du voyage" (П., 1877). См. также литературу в ст. Алабамский вопрос, Вооруженный Н., Каперы. О вооруженном Н.: Fauchille, "La diplomatie française et la ligue des neutres de 1780" (П., 1893). О блокаде: Deane, "The law of bloccade" (Л., 1870); Fauchille, "Le blocus maritime" (П., 1889). О контрабанде: М. Заремба, "Историческое развитие понятия о военной контрабанде" (1849); А. Базили, "О военной контрабанде" (1866); кн. Кантакузин, граф Сперанский, "Опыт определения понятия военной контрабанды" (Одесса, 1875); Pratt, "Law of contraband of war" (Л., 1856); Lehmann, "Die Zufuhr von Kriegscontrabande-Waaren nach kriegführenden Ländern seitens Neutraler" (Киль, 1877); Kleen, "On Krigskontraband" (Стокгольм, 1886); Marquardsen, "Trentfall (Эрланген, 1862). О положении частной собственности на море: L. B. Hautefeuille, "Propriétés privées des sujets belligérants sur mer" (П., 1860); Cauchy, "Du respect de la propriété privée dans la guerre maritime" (П., 1866); "Frei Schiff unter Feindes Flagge" (1866); Léveillé, "De l'inviolabilité de la propriété privée des belligérants sur mer" (П., 1863); Vidari, "Del rispetto della proprietà privata fra glistati in guerra" (Павия, 1867); Laveleye, "Du respect de la propriété privée en temps de guerre" (Брюссель, 1875); de Boeck, "De la propriété privée ennemie sous-pavillon ennemi" (П., 1882); Мартенс, "О неприкосновенности частной собственности во время войны" (СПб., 1869).

    Вл. Грабарь.

  1. Источник: Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона



  2. Большая Советская энциклопедия

    (нем. Neutralität, от лат. neuter — ни тот, ни другой)

    в международном праве политика неучастия в войне, а в мирное время — отказ от участия в военных блоках. Нейтральное государство имеет право на неприкосновенность его территории, граждан, не участвующих в военных действиях воюющих сторон, и имущества, которое не отнесено к военной контрабанде. Нейтральное государство может защищать свой Н. с помощью оружия (вооружённый Н.).

    Н. во время войны распространяется на государства, не участвующие в войне после её начала. Страна может сделать специальное заявление о Н. (но это не обязательно). Права и обязанности нейтрального государства во время войны регламентированы 5-й и 13-й Гаагскими конвенциями 1907 о правах и обязанностях нейтральных держав в случае сухопутной войны и в случае морской войны. В этих документах запрещаются любые военные действия, которые могли бы быть рассмотрены как содействие воюющим сторонам. По Женевским конвенциям 1949 нейтральная страна может выступать как покровительница, содействующая применению конвенций, т. е. может, с согласия воюющих сторон, посылать санитарные формирования для оказания помощи лицам, взятым под покровительство воюющих государств в соответствии с Женевскими конвенциями.

    Постоянный Н. предусматривает обязательство государства воздерживаться от войны (кроме случаев самообороны), а в мирное время — проводить миролюбивую внешнюю политику, не участвовать в военных союзах и коалициях, не заключать соглашений, направленных на вовлечение его в войну. В отличие от государств, объявивших себя нейтральными во время войны, постоянно нейтральные государства обязуются проводить соответствующую политику постоянно (как в военное, так и в мирное время). Постоянно нейтральными государствами являются Швейцария (с 1815) и Австрия (с 1955). Постоянный Н. называют договорным, если государства проводят соответствующую политику на основе международного соглашения. В 50—70-е гг. 20 в. большое значение имеет политика позитивного (или конструктивного) Н., которую проводят многие независимые развивающиеся государства Азии, Африки, Латинской Америки, что отражает миролюбивый курс их внешней политики. Часто такой Н. называют нейтрализмом, политикой неучастия в блоках, активным Н. и т.д.

  3. Источник: Большая советская энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия. 1969—1978.



  4. Словарь форм слова

    1. нейтралите́т;
    2. нейтралите́ты;
    3. нейтралите́та;
    4. нейтралите́тов;
    5. нейтралите́ту;
    6. нейтралите́там;
    7. нейтралите́т;
    8. нейтралите́ты;
    9. нейтралите́том;
    10. нейтралите́тами;
    11. нейтралите́те;
    12. нейтралите́тах.
  5. Источник: Полная акцентуированная парадигма по А. А. Зализняку»



  6. Толковый словарь Ожегова

    НЕЙТРАЛИТЕ́Т, -а, муж. Неучастие в войне, происходящей между другими государствами; в мирное время неучастие в военных союзах, в борьбе между соперничающими государствами или группами государств. Соблюдать н. (также перен.: не вмешиваться в чужой спор, в борьбу двух враждующих сторон). Нарушить н. Вооружённый н. (соблюдение нейтралитета при полной готовности к войне).

  7. Источник: Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949-1992.



  8. Малый академический словарь

    , м.

    1.

    В международном праве: политика неучастия в войне, а в мирное время — отказ от участия в военных блоках.

    Сохранять нейтралитет. Договор о нейтралитете.

    2.

    Невмешательство в чьи-л. дела, борьбу, ссору и т. п.

    [Я] — человек мирный. Во время каких-нибудь скандалов и столкновений других люблю держать нейтралитет. Новиков-Прибой, В бухте «Отрада».

    [Евдокия Федоровна:] Но вы слышали, что между ними происходит? Разлад. Нам надо Клавдии помочь. [Абуладзе:] В некоторых случаях друзьям следует сохранять нейтралитет. Ромашов, Великая сила.

    - вооруженный нейтралитет

    [нем. Neutralität]

  9. Источник: Малый академический словарь. — М.: Институт русского языка Академии наук СССР. Евгеньева А. П.. 1957—1984.



  10. Толково-фразеологический словарь Михельсона

    нейтральная почва (нейтралитет)

    стоять (становиться) на нейтральной почве, не держаться чьей-либо стороны, не принимать участия в споре двух сторон

    Ср. Инженер (услышав жалобу публики с одной стороны и кондуктора с другой) становится на нейтральную почву и говорит: — Это не мое дело... Я ничего не знаю!..

    Гл. Успенский. Бог грехам терпит. Свои средствия.

    Ср. Этот пресловутый нейтралитет Пруссии — только западня.

    Гр. Л.Н. Толстой. Война и мир.

    Ср. Я с детских лет воспитывался в системе строжайшего нейтралитета: ни порицания, ни похвалы, так как в то время и то, и другое одинаково рассматривалось как позыв к непрошеному вмешательству.

    Салтыков. В среде умеренности. Отголоски. 2, 1.

    Ср. Neuter (лат.) — ни тот, ни другой.

    См. устроить западню.

  11. Источник: Русская мысль и речь. Свое и чужое. Опыт русской фразеологии. Сборник образных слов и иносказаний. Т.Т. 1—2. Ходячие и меткие слова. Сборник русских и иностранных цитат, пословиц, поговорок, пословичных выражений и отдельных слов. СПб., тип. Ак. наук.. М. И. Михельсон. 1896—1912.



  12. Толковый словарь Ушакова

    НЕЙТРАЛИТЕ́Т, нейтралитета, муж. невмешательство в войну, происходящую между другими государствами, нейтральное положение (полит.). Соблюдать нейтралитет. Вооруженный нейтралитет. В империалистическую войну Германия нарушила нейтралитет Бельгии.

    || Вообще невмешательство в спор, борьбу между двумя сторонами (книжн.).

  13. Источник: Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935-1940.



  14. Толковый словарь Ефремовой

    м.

    1.

    Политическое и правовое положение государства, не участвующего в войне и занимающего по отношению к воюющим государствам одинаковую - беспристрастную - позицию (в международном праве).

    2.

    перен.

    Невмешательство в чужие споры, в чужие конфликты и т.п.

  15. Источник: Толковый словарь Ефремовой. Т. Ф. Ефремова. 2000.



  16. Большой энциклопедический словарь

    НЕЙТРАЛИТЕТ (нем. Neutralitat - от лат. neuter - ни тот, ни другой), в международном праве - неучастие в войне, а в мирное время отказ от участия в военных блоках.

  17. Источник: Большой Энциклопедический словарь. 2000.



  18. Современная энциклопедия

    НЕЙТРАЛИТЕТ, в международном праве особый статус государства. Выражается в неучастии в войне; в мирное время - в отказе от участия в военных блоках, военных конфликтах, а также в отказе предоставлять свою территорию для военных баз иностранным государствам (так называемый постоянный нейтралитет, который официально имеют Швейцария, Австрия, Мальта).

  19. Источник: Современная энциклопедия. 2000.



  20. Этимологический словарь русского языка Макса Фасмера

    нейтралите́т Из нем. Neutralität, нейтра́льный; сначала неитральный, неутральный, Письма и бумаги Петра В. (Смирнов 204). Через нем. neutral или франц. neutral, польск. neutralny из ср.-лат. neutrālis от neuter "ни тот, ни другой; индифферентный ".

  21. Источник: Этимологический словарь русского языка Макса Фасмера



  22. Большой англо-русский и русско-английский словарь

    муж. neutrality вооруженный нейтралитет ≈ armed neutralityм. neutrality;
    вооружённый ~ armed neutrality.

  23. Источник: Большой англо-русский и русско-английский словарь



  24. Большой немецко-русский и русско-немецкий словарь

    нейтралитет м Neutralität f c постоянный нейтралитет immerwährende Neutralität соблюдать нейтралитет die Neutralität wahren

  25. Источник: Большой немецко-русский и русско-немецкий словарь



  26. Большой немецко-русский и русско-немецкий словарь

    м

    Neutralität f

    постоянный нейтралитет — immerwährende Neutralität

    соблюдать нейтралитет — die Neutralität wahren

  27. Источник: Большой немецко-русский и русско-немецкий словарь



  28. Большой французско-русский и русско-французский словарь

    м.

    neutralité f

    вооруженный нейтралитет — neutralité armée

    соблюдать нейтралитет — observer la neutralité, être neutre

    нарушить нейтралитет — violer la neutralité

  29. Источник: Большой французско-русский и русско-французский словарь



  30. Большой испано-русский и русско-испанский словарь

    м.

    neutralidad f

    вооруженный нейтралите́т — neutralidad armada

    нару́шить нейтралите́т — violar la neutralidad

    соблюда́ть нейтралите́т — acatar (observar) la neutralidad

  31. Источник: Большой испано-русский и русско-испанский словарь



  32. Большой итальяно-русский и русско-итальянский словарь

    м.

    neutralità

    соблюдать нейтралитет — osservare la neutralità

    вооруженный нейтралитет — neutralità armata

  33. Источник: Большой итальяно-русский и русско-итальянский словарь



  34. Русско-китайский словарь: пресса, интернет, радио, телевидение

    中立

  35. Источник: Русско-китайский словарь: пресса, интернет, радио, телевидение



  36. Дипломатический словарь

    (от лат. neuter, т. е. ни тот, ни другой) - политическое и юридическое положение государства, не принимающего участия в войне между другими государствами и не оказывающего военной помощи ни той, ни другой воюющей стороне. В качестве политического поведения, выражающегося в неучастии в войне и в поддержании мирных отношений с обеими воюющими сторонами, Н. известен и в древности и в средние века. Однако тогда практика Н. не получила сколько-нибудь широкого развития, поскольку не существовало всеобщих и регулярных политических и экономических связей между государствами.

    Как более или менее сложившийся юридический институт, определяющий в полном объёме взаимные права и обязанности воюющих и не участвующих в войне государств, Н. развивается уже в новое время. В 17 в. самый термин "Н." прочно входит в международный обиход.

    Содержание правил Н. изменялось в каждую историческую эпоху под влиянием экономических, социальных и политических условий данной эпохи и в частности характера войн. В период абсолютизма этот институт носил весьма заметную печать феодальных порядков и практики феодальных войн. Обязанности нейтрального государства ограничивались воздержанием от вооружённого участия в войне, но оно могло предоставлять свою территорию для прохода войск одного из воюющих, позволять воюющему производить на ней вербовку войск и т. д.

    Напротив, в эпоху капитализма устанавливается взгляд, что Н. означает полное воздержание от какого бы то ни было содействия государству, ведущему войну, и строго беспристрастное отношение к обеим воюющим сторонам. Этот взгляд на протяжении 19 в. получает признание как в теории, так и на практике. Известный русский юрист-международник Ф. Ф. Мартенс писал: "В настоящее время Н. может быть только абсолютным. Те различия, которые и теперь ещё допускаются некоторыми писателями, доказывающими, что Н. бывает "полный" и "неполный", "договорный" и "благожелательный", не имеют никакого значения".

    Правила H., сложившиеся в практике войн 19 в. главным образом в виде обычаев, были кодифицированы на Гаагской конференции 1907 в двух конвенциях: 5-й - о правах и обязанностях держав и лиц в случае сухопутной войны и 13-й - о правах и обязанностях нейтральных держав в случае морской войны, и затем дополнительно - в Лондонской декларации о праве морской войны 1909 (не ратифицированной, но признававшейся на практике). В основных чертах они сводятся к следующему.

    Территория нейтральных государств неприкосновенна. Воюющим запрещается проводить через неё войска и военные транспорты; в случае если войска воюющей стороны окажутся на территории нейтрального государства, последнее обязано их интернировать. Нейтральное государство обязано также не допускать на своей территории формирования военных отрядов в пользу воюющих. Оно не вправе производить снабжение воюющих оружием и военными материалами. Все запреты и ограничения нейтральное государство должно применять одинаково к обеим воюющим сторонам. Оно имеет право отражать покушение на его Н. вооружённой силой, и это не может рассматриваться как враждебное действие.

    В случае морской войны в территориальных водах нейтрального государства запрещается производить военные действия, в т. ч. захват торговых судов, создавать в этих водах, а равно в портах и на рейдах нейтрального государства базы для военно-морских операций или средства связи для сообщения с воюющими. Нейтральное государство обязано не допускать снаряжения в пределах его юрисдикции судов, предназначенных для участия в военных действиях на стороне кого-либо из воюющих, и выхода таких судов в море. Военные суда воюющих могут проходить по территориальным водам нейтрального государства лишь при условии, если их пребывание в этих водах не превышает 24 часов и если одновременно в одном и том же месте находится не свыше 3 судов одного воюющего. Удлинение указанного срока допускается только по причине аварии или угрожающего состояния моря, но судно обязано покинуть нейтральные воды, как только причина задержки исчезнет. Приз может находиться в нейтральных водах лишь для производства ремонта и пополнения запасов, а затем должен выйти в море. В отношении морской торговли признаётся правило неприкосновенности нейтрального груза под неприятельским флагом и неприятельского груза под нейтральным флагом.

    Что касается Н. в воздушной войне, то его правила не зафиксированы в международных конвенциях. Считается, что в данном случае должны применяться правила 5-й или 13-й Гаагской конвенции в зависимости от того, идёт ли речь о самолётах или о гидросамолётах.

    С наступлением войны государства, в ней не участвующие, обычно издают декларации о Н., хотя это и не считается обязательным.

    В период империализма, когда войны порождаются борьбой капиталистических держав за передел мира, приобретают всемирные масштабы и ведутся крупными империалистическими коалициями, стремящимися любой ценой вовлечь в свою орбиту наибольшее число государств, все вышеуказанные правила систематически и грубо нарушаются империалистами. Во время первой мировой войны Германия вторглась на территорию нейтральных Бельгии и Люксембурга, топила торговые суда нейтральной (до 1917) Америки, поставила себе на службу торговлю ряда нейтральных стран Европы: Дании, Швеции, Норвегии и др. Державы Антанты высадили свои войска на территории нейтральной Греции и превратили её в базу военных операций на Балканах. Ленин писал, что в этой "беспощадной империалистической войне... всемирные договоры и все законы о нейтральности попирались, попираются и будут попираться до тех пор, пока будет существовать капитализм".

    После первой мировой войны - в связи с установлением коллективных военных и экономических санкций против агрессора по статуту Лиги наций (ст. 16) и запрещением агрессивной войны по Парижскому пакту 1928 - в доктрине международного права был поставлен вопрос о необходимости пересмотра классических принципов Н. В частности на 38-й конференции Ассоциации международного права в Будапеште в 1934 были приняты т. н. "Будапештские статьи толкования" Парижского пакта, согласно которым (ст. 4, п. "в") в случае нарушения пакта государства, не участвующие в войне, могут отказаться соблюдать в отношении агрессора обязанности, налагаемые Н. Однако предложения, выдвинутые в доктрине, не привели ни к каким практическим результатам, ибо капиталистические государства, даже не принадлежавшие к блоку фашистских агрессоров, отнюдь не стремились к действительной борьбе против агрессии и отнюдь не препятствовали развязыванию агрессорами новой войны. В этих условиях гитлеровская Германия всячески спекулировала на понятии Н., для того чтобы подорвать попытки создания коллективной безопасности.

    Вскоре после начала войны гитлеровская Германия оккупировала целый ряд нейтральных стран Европы: Данию, Норвегию, Голландию, Бельгию и Люксембург. Она заставила своих европейских союзников и сателлитов фактически включиться в войну без формального объявления войны, чтобы они могли одновременно продолжать экономические и политические отношения с её противниками. С этой целью указанные государства объявили себя не нейтральными, а "невоюющими". В начале войны (сентябрь 1939) "невоюющей" объявила себя Италия. После того как Италия (в июне 1940) вступила в войну, аналогичное заявление сделала Испания, ранее издавшая декларацию о Н. По сути дела это была особая форма военного союза с агрессором. Если Испания в отличие от Италии затем и не вступила открыто в войну, то в качестве "невоюющего государства" она оказывала Германии большую помощь, чем способна была бы оказать открытым участием в войне. Она предоставляла Германии свои военно-морские базы и порты, строила для неё военные суда, снабжала её оружием и военными материалами (особенно важное значение имело снабжение вольфрамом), переправляла ей контрабандные товары и т. д. и даже посылала войска (под видом "добровольцев") на советско-германский фронт.

    Некоторые другие страны, прежде всего Швеция и Турция, формально всё время придерживавшиеся Н., также оказывали различного рода помощь Германии в явное нарушение Гаагских правил Н. Швеция разрешила транзит германских войск, перелёт германских военных самолётов (под видом "почтовых"), постройку на своих верфях судов для военных нужд Германии и снабжение её предметами военного значения. Ещё более активную помощь Германии оказывала Турция, которая снабжала её ценными видами сырья (в частности хромом), пропускала через черноморские проливы германские военные суда вопреки прямому запрещению по конвенции в Монтрё и держала войска на границе с СССР, чтобы при подходящих обстоятельствах вступить в войну.

    США, где к началу второй мировой войны действовал закон о Н. 1937, налагавший более строгие обязанности Н., чем Гаагские конвенции, впоследствии, ещё до своего вступления в войну, отошли не только от этих обязательств, но и от гаагских правил Н. В ноябре 1939 в закон 1937 было внесено изменение, допускавшее вывоз оружия в воюющие страны на судах экспортёра и за наличный расчёт, что позволило Англии и Франции закупать в США оружие и военные материалы. В марте 1941 в США был издан закон о передаче взаймы или в аренду вооружения (см. Ленд-лаз), дававший президенту право разрешать поставку любых предметов обороны той стране, "оборона которой, по мнению президента, имеет жизненно важное значение для обороны США". Наконец, в ноябре 1941 было принято новое изменение закона о Н., разрешавшее американским торговым судам заходить в порты воюющих стран, а также вооружаться для борьбы с подводными лодками держав оси.

    Позиция отказа от классических принципов Н., занятая США до их непосредственного вступления в войну, с точки зрения международного права была вполне обоснована как ввиду грубого нарушения прав нейтральных государств агрессивными державами, так и в силу принципов коллективной безопасности и взаимной помощи против агрессии. Однако это отнюдь не могло служить основанием для утверждений ряда американских юристов (Уильсон, Фенвик, Райт и др.), что Н. отходит в прошлое, что он теперь стал анахронизмом, что ему на смену приходит статус "невоюющей страны" и т. д., т. е. для отрицания Н. вообще, независимо от характера той войны, в которой он должен применяться. В действительности отступление от принципов Н. может быть правомерным только в случае несовместимости этих принципов с принципами коллективной безопасности против агрессии.

    Советский Союз, проводя последовательную политику мира, пользовался институтом Н. в качестве средства укрепления как своей собственной безопасности, так и всеобщего мира. В 20-х и 30-х годах он заключил с целым рядом государств (Турцией, Ираном, Афганистаном, Финляндией, Польшей, Францией, Китаем, Германией и др. ) договоры о ненападении и Н., которые предусматривали обязательство каждой договаривающейся стороны соблюдать Н. в случае вооружённого конфликта другой стороны с какой-либо третьей державой. Эти договоры не только препятствовали попыткам капиталистических государств втянуть СССР в военные авантюры, но и содействовали всеобщему миру. В условиях отказа всех капиталистических держав от политики коллективной безопасности договоры о ненападении и Н., заключённые Советским Союзом, являлись тогда наиболее эффективным дипломатическим оружием охраны мира и безопасности. В период от начала второй мировой войны в Европе до вероломного нападения гитлеровской Германии на Советский Союз Н., который соблюдал СССР в соответствии с советско-германским договором о ненападении 1939, был использован им для того, чтобы укрепить свою оборону и "преградить путь беспрепятственному продвижению немецкой агрессии на Восток" ("Фальсификаторы истории. Историческая справка"), что в значительной степени предопределило победу миролюбивых народов над агрессорами во второй мировой войне.

    В настоящее время принципы и правила Н. должны быть согласованы с уставом ООН. В силу § 5 ст. 2 устава "все члены Организации Объединённых наций оказывают ей всемерную помощь во всех действиях, предпринимаемых ею в соответствии с настоящим уставом, и воздерживаются от оказания помощи любому государству, против которого Организация Объединённых наций предпринимает действия превентивного или принудительного характера". Эта общая обязанность исключает в случаях агрессии соблюдение правил Н. для членов ООН - так же, впрочем, как и для не членов ООН, поскольку в силу § 6 ст. 2 такая обязанность может быть возложена и на последних. Однако всё это нисколько не означает упразднения Н. из международной жизни и международного права. Международные принудительные действия, согласно ст. 48 устава, могут быть предприняты только по решению Совета безопасности и, поскольку речь идёт о военных действиях, - в соответствии с особыми соглашениями, предусмотренными в ст. 43. Но, не говоря уже о том, что такие соглашения до сего времени ещё не заключены, на практике возможны такие случаи (о чём свидетельствует и опыт первых лет деятельности ООН), когда при возникновении вооружённого конфликта Совет безопасности окажется не в состоянии принять решение о санкциях и даже констатировать акт агрессии. В этих случаях каждое государство вправе занять позицию Н. в отношении участников конфликта, и тогда оно будет обязано соблюдать постановления Гаагских конвенций 1907 и другие общепризнанные правила Н. Таким образом наличие устава ООН, несомненно, ограничивает сферу применения Н., но отнюдь не исключает его существования как действующего института международного права.

    От Н. в его обычном понимании, т. е. как института, применяемого во время войны, следует отличать т. н. постоянный нейтралитет (см.), как особый постоянный международный статус определённых государств (напр., Швейцарии).

  37. Источник: Дипломатический словарь



  38. Энциклопедический словарь

    НЕЙТРАЛИТЕ́Т -а; м. [нем. Neutralität]

    1. Юрид. Политика неучастия в войне, а в мирное время - отказ от участия в военных блоках. Сохранять н. Договор о нейтралитете. Политика нейтралитета. Нарушить н.

    2. Невмешательство в чьи-л. дела, борьбу, ссору и т.п. Отец сохранял н.

    * * *

    нейтралите́т

    (нем. Neutralität, от лат. neuter — ни тот ни другой), в международном праве неучастие в войне, а в мирное время отказ от участия в военных блоках.

    * * *

    НЕЙТРАЛИТЕТ

    НЕЙТРАЛИТЕ́Т (нем. Neutralitat, от лат. neuter — ни тот, ни другой), в международном праве — неучастие в войне, а в мирное время отказ от участия в военных блоках.

  39. Источник: Энциклопедический словарь



  40. Советская историческая энциклопедия

    в международном праве (от лат. neuter - ни тот, ни другой) - курс внеш. политики гос-ва, характеризующийся неучастием этого гос-ва в войне между др. державами и отказом от воен. помощи воюющим гос-вам, а в мирное время - невхождением в воен. блоки. Н. предусматривает право нейтрального гос-ва на неприкосновенность его терр., граждан (не принимающих участия в воен. действиях воюющих сторон) и имущества (не отнесенного к воен. контрабанде). В случае нарушения Н. гос-ва последнее имеет право защищать свой Н. вооруж. путем (соглашения, заключенные на этот предмет, наз. вооруженным Н.). Развернутое определение прав и обязанностей нейтрального гос-ва дано в резолюциях 7-го конгресса Междунар. ассоциации юристов-демократов (1960). Политика Н. получила широкое распространение в новое время. В 1780 и 1800 был провозглашен вооруж. Н. (по инициативе России) по отношению к Великобритании, к-рая, ведя морские войны, стесняла торг. навигацию нейтральных стран. Правила поведения воюющих и нейтральных стран во время войны были закреплены в Гаагских конвенциях 1899 и 1907. В 19 в. создается понятие постоянного Н. Согласно договору 1815 (Россия, Австрия, Испания, Франция, Великобритания, Португалия и Пруссия), постоянный Н. был признан за Швейцарией. Н. Бельгии был гарантирован договором пяти держав в 1831 (Россия, Англия, Франция, Австрия, Пруссия). Люксембург был признан вечно нейтральным гос-вом, согласно договору 1867, заключенному между Россией, Австрией, Францией и Пруссией.

    В эпоху империализма права нейтральных гос-в часто нарушаются. Во время 1-й мировой войны страны Антанты и Тройственного союза активно боролись за вовлечение нейтральных гос-в в войну на своей стороне. В этой борьбе, продолжавшейся вплоть до окончания войны, права нейтральных гос-в часто грубо нарушались (в 1914 был нарушен Н. Бельгии и Люксембурга, а в 1915 - H. Греции (установлен в нач. войны)). Нарушения Н. имели место и в период 2-й мировой войны. Так, 10 мая 1940 фаш. Германия нарушила восстановленный в окт. 1936 постоянный Н. Бельгии, провозглашенный в сент. 1939 Н. Нидерландов и традиционный Н. Люксембурга. Нередко политика Н. использовалась одними гос-вами в ущерб другим. Напр., в период развязывания гос-вами "оси" 2-й мировой войны нек-рые зап. державы (Франция, Великобритания, США) прикрывались т. н. политикой Н., чтобы оправдать свое попустительство в отношении фаш. агрессии, к-рую они рассчитывали направить против СССР. Были случаи и фактич. нарушения Н. Так, во время 2-й мировой войны Испания, объявив себя невоюющим гос-вом, на деле активно помогала фаш. Германии и Италии в осуществлении агрессии.

    СССР, проводя последоват. политику мира, заключил в 20-х и 30-х гг. с рядом государств (Турцией, Ираном, Афганистаном, Финляндией, Польшей, Францией, Китаем, Германией и др.) договоры о ненападении и Н., к-рые предусматривали обязательство каждой договаривающейся стороны соблюдать Н. в случае вооруж. конфликта др. стороны с к.-л. третьей державой. Эти договоры не только препятствовали попыткам капиталистических государств втянуть СССР в военные авантюры, но и содействовали всеобщему миру.

    В условиях отказа всех капиталистич. держав от политики коллективной безопасности договоры о ненападении и Н., заключенные СССР, являлись наиболее эффективным дипломатич. оружием охраны мира и безопасности.

    После 2-й мировой войны Н. стал для отдельных гос-в (Австрия, Индия, Афганистан и др.) выражением стремления правящих кругов избежать вовлечения их стран в систему агрессивных воен. блоков и превращения терр. этих гос-в в один из плацдармов новой мировой войны. В то же время правящие круги ряда бурж. гос-в (Бельгия, Нидерланды, Люксембург), ранее придерживавшихся политики Н., вовлекли свои страны в агрессивные блоки. В июле 1958 Федеральный совет Швейцарии объявил о принятом им решении вооружить швейц. армию атомным оружием, что создало угрозу политике Н. этой страны.

    Видное место принадлежит Н. в политике развивающихся стран. Желая подчеркнуть действенность Н., к-рого придерживаются многие из этих гос-в, их гос. и обществ. деятели называют проводимую ими политику политикой активного, динамич., позитивного или конструктивного Н.

    Н. имеет большое значение в борьбе прогрессивных сил за упрочение мира, за претворение в жизнь принципов мирного сосуществования, за полную ликвидацию колониализма.

    Лит.: Моджорян Л. A., Политика подлинного нейтралитета - важный фактор борьбы народов за мир и независимость, М., 1956; Дурденевский В. Н., Нейтралитет в системе коллективной безопасности, "Сов. гос-во и право", 1957, No 8; Коровин Е., Проблема нейтралитета на современном этапе, "МЖ", 1958, No 3; Материалы VII конгресса Междунар. ассоциации юристов-демократов, "Государство и право зарубежных стран". Информац. сборник, 1961, No 6.

    А. И. Иойрыш. Москва.

  41. Источник: Советская историческая энциклопедия



  42. Энциклопедия социологии

    - англ. neutrality; нем. Neutralitat. 1. Невмешательство в чужие споры, конфликты между странами. 2. Положение, политика государства ни прямо, ни косвенно не участвующего в войне и военных действиях других стран, в мирное время не участвующего в военных блоках. Различают Н. временный и Н. постоянный.

  43. Источник: Энциклопедия социологии



  44. Толковый словарь по социологии

    - англ. neutrality; нем. Neutralitat. 1. Невмешательство в чужие споры, конфликты между странами. 2. Положение, политика государства ни прямо, ни косвенно не участвующего в войне и военных действиях других стран, в мирное время не участвующего в военных блоках. Различают Н. временный и Н. постоянный.

  45. Источник: Толковый словарь по социологии



  46. Большой Энциклопедический словарь

  47. Источник: