Словарь Брокгауза и Ефрона

    Гектор (Berlioz) — замечательный французский композитор и музыкальный критик, род. в La Côte-St.-André 11 декабря 1803 г. Его отец был доктором и готовил сына к такому же поприщу, почему и отправил его в Париж. Но молодой человек, увлеченый непреодолимым стремлением к музыке, покинул занятие медициной и поступил в консерваторию, где его учителем теории композиции был Рейха. Б. не перенес, однако, строгих требований этого педагога, особенно сурового с ним обращения, почему вскоре покинул консерваторию и начал самостоятельно развивать свои музыкальные дарования. Первое самостоятельное произведение Б., исполненное публично в церквах St-Roche и St. Eustache, когда ему минуло всего лишь 22 г., была месса, не имевшая, однако, тогда никакого успеха. В 1826 г. Б. снова поступил в консерваторию и под руководством Лесюера прилежно занялся теорией музыки. В 1828—30 гг. вновь были исполнены несколько произведений Б. — увертюры "Ваверлей", "Francs-juges" и "Фантастическая симфония" (эпизод из жизни артиста). Хотя эти произведения также не встретили особенного сочувствия, тем не менее они обратили на молодого композитора внимание публики. Начиная с 1828 г., Б. стал не без успеха выступать на поприще музыкального критика, и после долгих и тщетных ожиданий справедливой оценки его композиторских трудов он в 1830 г. за написаннную им на конкурс кантату "Сарданапал" получил наконец от Парижской консерватории первую музыкальную премию (Prix de Rome), связанную с посылкой лауреата в Рим на казенный счет. Таким образом ему дана была возможность посетить Италию, из которой он, однако, возвратился через 18 месяцев убежденным противником итальянской музыки. Из своего путешествия Б. привез с собой увертюру "Король Лир" и симфоническое произведение "Le retour à la vie", названное им "мелологом" (смесь инструментальной и вокальной музыки с декламацией), которое составляет продолжение "Фантастической симфонии". С 1834 г. положение Б. в Париже улучшилось, особенно после того, как он сделался сотрудником во вновь основанной музыкальной газете "Gazette musicale de Paris", a вслед за тем и в "Journal des Débats". Работая в этих изданиях до 1864 г., Б. приобрел репутацию строгого и серьезного критика. В 1839 г. он был назначен библиотекарем консерватории, а с 1856 г. — членом Академии. Б. † в Париже 9 марта 1869 г. В 1868 г. он посетил Россию, где с огромным успехом дирижировал в симфонических концертах Русск. муз. общества. Из многочисленных его произведений особенного внимания заслуживают: симфония "Гарольд в Италии" (1834), "Реквием" (1837), опера "Бенвенуто Челлини" (1838), симфония-кантата "Ромео и Жюльетта" (1839), "Погребальная и торжественная симфония" (1840 г., при открытии Июльской колонны), драматическая легенда "Гибель Фауста" (1846 г.), оратория "Детство Христа" (1854), "Те Deum" для двух хоров (1856), комическая опера "Беатриче и Бенедикт" (1862) и опера "Троянцы в Карфагене" (1864). Текст к последним двум операм, равно как и к "Фаусту", к "Детству Христа" и к др. произведениям, был сочинен самим Б. Из литературных произведений Б. наиболее выдаются: "Voyage musical en Allemagne et en Italie" (Париж, 1854), "Les Soirées de l'orchestre" (Париж, 1853; 2 изд. 1854), "Les grotesques de la musique" (Париж, 1859), "A travers chant" (Париж, 1862), "Traité d'instrumentation" (Париж, 1844). Причина разноречивости отзывов о Б. как о композиторе зависит от того, что он с самого начала своей музыкальной деятельности пошел по совершенно новой, вполне самостоятельной дороге. Он тесно примыкал к новому развивавшемуся в то время в Германии музыкальному направлению и когда в 1844 г. посетил Германию, то был в последней гораздо больше оценен, чем в своем отечестве. В России Б. уже давно получил свою оценку. После своей смерти, а в особенности после франко-прусской войны 1870 г., когда во Франции с особой силой пробудилось национальное, патриотическое чувство, произведения Б. приобрели большую популярность среди его соотечественников. Значение Б. в области искусства заключается в его глубоком понимании инструментов и в мастерском их применении в оркестровке. Его партитуры полны новых и смелых оркестровых эффектов. Большим распространением пользуется его трактат об инструментовке, переведенный на многие языки. По смерти Б. появились незадолго перед тем написанные им "Mémoires" (Париж, 1870), "Correspondance inedite 1810—68" (1878). Ср. "Jallien Hector B." (1882); Hippeau, "В., l'homme et l'artiste" (3 т., Пар, 1863—85); Ernst, "De l'oeuvre dramatique de H. B." (1884); Pohl, "H. B. Studien u. Erinnerungen"; Трифонов, "Гектор Б." ("Вестн. Европы", 1885, IX-X).

  1. Источник: Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона



  2. Большая Советская энциклопедия

    (Berlioz)

    Гектор (Эктор) Луи (11.12.1803, Кот-Сент-Андре, Франция, — 8.3.1869, Париж), французский композитор, дирижёр, музыкальный писатель. Член Института Франции (1856). Родился в семье врача, свободомыслящего, просвещённого человека. В 1821 Б. — студент-медик, но вскоре, несмотря на сопротивление родителей, оставил медицину, решив посвятить себя музыке. Первое публичное исполнение произведения Б. («Торжественная месса») состоялось в Париже в 1825. В 1826—30 Б. учился в Парижской консерватории у Ж. Ф. Лесюэра и А. Рейхи. Получив Римскую премию (1830) за кантату «Сарданапал», жил (как стипендиат) в Италии. Возвратившись в Париж (1832), занимался композиторской, дирижёрской, критической деятельностью. С 1842 много гастролировал за границей. С триумфом выступал как дирижёр и композитор в России (1847, 1867—68).

    Б. — яркий представитель романтизма в музыке, создатель романтической программной симфонии. Искусство Б. во многом родственно творчеству В. Гюго в литературе и Э. Делакруа в живописи. Художник-новатор, Б. смело вводил новшества в области музыкальной формы, гармонии и особенно инструментовки (выдающийся мастер оркестровки), тяготел к театрализации симфонической музыки, грандиозным масштабам сочинений.

    Творчество композитора отразило и свойственные романтизму противоречия: стремление к общенародности, массовости музыки уживалось у него с крайним индивидуализмом, героика и революционный пафос — с интимными излияниями одинокой души склонного к экзальтации и фантастике художника. В 1826 была написана кантата «Греческая революция» — отклик на освободительную борьбу греческого народа. С восторгом встретил Б. Июльскую революцию 1830 года; на улицах Парижа он разучивал с народом революционные песни, в том числе обработанную им для хора и оркестра «Марсельезу». В ряде крупных сочинений Б. нашла отражение революционная тематика: в память героев Июльской революции созданы грандиозный «Реквием» (1837) и «Траурно-триумфальная симфония» (1840, написана к торжественной церемонии перенесения праха жертв июльских событий). Однако Революцию 1848 Б. не понял. В последние годы жизни Б. все больше склонялся к академизму, абстрактной моральной проблематике: ораториальная трилогия «Детство Христа» (1854), оперная дилогия «Троянцы» по Вергилию («Взятие Трои» и «Троянцы в Карфагене», 1855—59).

    Стиль Б. определился уже в «Фантастической симфонии» (1830, подзаголовок — «Эпизод из жизни художника»). Это известнейшее сочинение Б. — первая романтическая программная симфония. В ней нашли отражение типичные для того времени настроения (разлад с действительностью, преувеличенная эмоциональность и чувствительность). Субъективные переживания художника поднимаются в симфонии до социальных обобщений: тема «несчастной любви» приобретает значение трагедии утраченных иллюзий. Вслед за симфонией Б. пишет монодраму «Лелио, или Возвращение к жизни» (1831, продолжение «Фантастической симфонии»). Б. привлекали сюжеты произведений Дж. Байрона — симфония для альта и оркестра «Гарольд в Италии» (1834), увертюра «Корсар» (1844); У. Шекспира — увертюра «Король Лир» (1831), драматическая симфония «Ромео и Джульетта» (1839), комическая опера «Беатриче и Бенедикт» (1862, на сюжет «Много шума из ничего»); И. В. Гёте — драматическая легенда (оратория) «Осуждение Фауста» (1846, свободно трактующая поэму Гёте). Б. принадлежат также опера «Бенвенуто Челлини» (пост. 1838); 6 кантат; оркестровые увертюры, в том числе «Римский карнавал» (1844); романсы и др. Собрание сочинений в 9 сериях (20 тт.) издано в Лейпциге (1900—07).

    Б. был выдающимся дирижёром. Наряду с Р. Вагнером он положил основание новой школе дирижирования. Б. внёс существенный вклад в развитие музыкально-критической мысли. Он первый среди зарубежных критиков оценил значение М. И. Глинки (статья о Глинке, 1845) и вообще русской музыки.

    Соч.: Дирижёр оркестра, пер. с франц., М., 1912: Мемуары, пер. с франц., М., 1967; Избранные статьи, пер. с франц., М., 1956.

    Лит.: Роллан Р., Музыканты наших дней, пер. с франц. Ю. Вейсберг, М., 1938 (Собр. муз.-ист. соч., т. 5); Хохловкина А., Берлиоз, М., 1960; Соллертинскнй И., Берлиоз, [3 изд.], М., 1962: Tiersot J., Hector Berlioz et la société de son temps, P., 1904; Boschot А., L'histoire d'un romantique. Hector Berlioz, v. 1-3, P., 1946-50.

    Г. Берлиоз.

  3. Источник: Большая советская энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия. 1969—1978.



  4. Энциклопедия Брокгауза и Ефрона

  5. Источник: Энциклопедия Брокгауза и Ефрона