Словарь Брокгауза и Ефрона

    (Eugène Sue, 1804—1857) — французский беллетрист, сын ученого врача; много путешествовал в молодости в качестве морского хирурга, хорошо изучил Испанию, французские колонии, а также морскую жизнь и быт матросов. Отец его умер, оставив ему миллионное состояние, и С. стал жить очень широко, отдавшись исключительно литературе. Первые его произведения — повести и романы из морского быта; самые известные из них — "Plick et Plock", "Atar Gull", "La Salamandre", "La Vigie de Koat Ven". Ими создан был совершенно новый род литературы во Франции. С. проявил очень богатую фантазию в описании моря и морской жизни; замыслы его оригинальны, драматичны, стиль сильный и яркий. Уже в этих первых произведениях С. является увлекательным рассказчиком и вместе с тем проявляет свойственный ему пессимизм, объясняя поступки своих героев большею частью тщеславием и эгоизмом. В исторических романах — "Lautréaumont", "Jean Cavalier", "Le Marquis de Letorrière" — С. очень произвольно обращался с историческим материалом, движимый все более назревавшей в нем ненавистью к монархии. За историческими романами последовали бытовые: "Arthur", "Morne au Diable", "Mathilde". В "Матильде", имевшей в свое время чрезвычайно громкий успех, С. отвлекся на время от философских замыслов и тенденциозного демократизма и дал яркую картину общественной жизни своего времени, обнаружив большое понимание действительности. В этом романе, как и в других чисто бытовых повестях, С. — трезвый реалист, не преувеличивающий дурных сторон жизни, а с полной правдивостью изображающий сочетание добра и зла в характерах и поступках людей. Все эти романы составляют, однако, лишь подготовительный период в творчестве С.; его литературная слава основана не на них, а на общественных романах, написанных в 40-х годах. С. проникся социалистическими теориями, волновавшими тогдашнюю Францию и подготовившими движение 1848 г.; он стал сторонником философских и экономических учений Фурье, Ламеннэ, Кабэ, Сен-Симона и Прудона. Источник всех человеческих страданий он видит в эгоизме общественной организации. Индивидуальная нравственность обусловлена, по его убеждению, общественным строем. Все общество виновато в преступлениях и пороках пролетариата. С. выступает пламенным защитником интересов низшего класса и страстно обличает аристократию и духовенство как виновников страданий народа. Этим духом проникнуты знаменитые в свое время и переведенные на все европейск. языки романы "Mystères de Paris", "Juif Errant", "Mystères du Peuple". С. писал их в виде фельетонов, имевших огромный успех. Помимо идейного содержания, романы эти увлекали драматическим изложением, фантастичностью, сложностью интриги, драматизмом и неожиданностью бесконечно разнообразных эпизодов. Для современного читателя романтические вымыслы С. с их полным пренебрежением к правдоподобности изображенных событий и к психологической правде представляют мало интереса, но в истории литературы романы С. сохраняют значение, как продукты того же течения, к которому относятся социалистические романы Жорж Санд, "Misérables" Гюго и др. произведения того же рода. С. написал еще "Les Sept Péchés Capitaux", "Les Enfants de l'amour", "Gilbert et Gilberte", "Les filles de Caïn", "Ferdinand Duplessis", "La famille Geoffroy" и мн. др. В молодости он сочинил в сотрудничестве с другими лицами несколько водевилей и драм ("Le fils de l'homme", "Pierre Le Noir", "Le Secret d'Etat" и др.), a впоследствии переделал для сцены некоторые свои романы ("Lautréaumont", "Juif Errant" и др.). Его избрание в члены законодательного собрания (1850) напугало буржуазию, встревоженную событиями 1848 г.; но выдающейся роли в политической жизни ему сыграть не удалось.

    З. Венгерова.

  1. Источник: Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона



  2. Большая Советская энциклопедия

    (Sue)

    Эжен (прозвище; настоящее имя Мари Жозеф)[26.1 (или 10.12). 1804, Париж, — 3.8.1857, Аннеси, депутат Верховного Савойя], французский писатель. В 1823—1829 военный хирург. Первые литературные опыты — очерки, памфлеты («Письма человека-мухи господину префекту полиции», 1826), водевили. В 1830 опубликовал «сатанинский» рассказ «Кернок-пират». Особым успехом пользовались авантюрно-мелодраматические романы-фельетоны С., рисующие «дно» Парижа, лицемерие «света», неправдоподобных героев («Парижские тайны», т. 1—10, 1842—43; «Вечный жид», т. 1—10, 1844—45, см. Агасфер).Ограниченность разоблачений С., неверие в народные силы и надежды на филантропию буржуазии снижали значение его социальной критики. В 1850 С. — депутат Законодательного собрания. В январе 1852 эмигрировал в Савойю; правительство преследовало его за роман «Тайны народа» (1849—57) и антиклерикальные памфлеты. К. Маркс называл С. «сентиментально-мещанским социал-фантазёром» (Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 7, с. 100—01).

    Соч.: Œuvres illustrées, [v. 1—23], P., 1850—55; в рус. пер. — Агасфер, т. 1—4, [М.—Л.], 1933—36.

    Лит.: Белинский В. Г., Полн. собр. соч., т. 8, 10, М., 1955—56; Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 2, М., 1955; История французской литературы, т. 2, М., 1956: Bory J.-L., Eugène Sue..., [P., 1973].

    М. А. Гольдман.

  3. Источник: Большая советская энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия. 1969—1978.



  4. Современная энциклопедия

    СЮ (Sue) Эжен (настоящее имя Мари Жозеф) (1804 - 57), французский писатель. В социальных, с авантюрным сюжетом, романах "Парижские тайны" (1842 - 1843) и "Вечный жид" (1844 - 45) рисовал бедствия народа, людей парижского "дна"; в сентиментально-мещанском духе трактовал социальные идеи Ш. Фурье.

  5. Источник: Современная энциклопедия. 2000.



  6. Энциклопедия Брокгауза и Ефрона

  7. Источник: Энциклопедия Брокгауза и Ефрона



  8. Литературная энциклопедия

    Сю

    СЮ Эжен (Eugene Sue, 1804—1857) — виднейший представитель массовой социальной беллетристики 40-х гг. во Франции. Сын придворного врача.

    «Сентиментально-мещанский социал-фантазер», по определению Маркса, С. является типичным писателем-профессионалом эпохи возникновения массового рыночного спроса на литературу. Приспособление к требованиям широкого читателя характерно для С. на всех этапах его творчества. Свою деятельность начал как драматург. Выдвинулся рассказами. Сборник «Плик и Плок» («Plik et Plok») снискал ему почетное по тем временам прозвище «французского Купера». Колониальная экспансия (захват Алжира и др.) возбуждает в 30-х гг. живой интерес к экзотическим странам. Увлечение байронизмом находится в апогее. Все это обеспечивает успех таких морских и колониальных романов С., как «Атар-Гюль» (Atar-Gull, 1831); «Кукарача» (La Coucaratcha, 1832—34) и др., где на фоне тропического пейзажа действуют гордые, разочарованные личности, таинственные злодеи и безумно-смелые морские волки. В романах из современной ему жизни («Сесиль» (Cecile, 1835), «Артур» (Arthur, 1838) и др.), так же как и в условно-исторических — «Латреомон» (Latreaumont, 1837), «Маркиз де Леторьер» (Le Marquis de Letorieres, 1839) — и других зарисовки, нередко портретные, легитимистских салонов подвергнуты той же обработке в духе байронизма, как и наблюдения, легшие в основу первых романов. Современники впрочем находили, что пресыщенное, самолюбивое, отравленное ядом рефлексии и позерства поколение 30-х гг. запечатлено в романах С. как живое. Однако в отличие от его дворянских бытописателей (Мюссе и др.), у С., чем дальше, тем настойчивей выступает типично буржуазное морализирование. «Матильда» (Mathilde, 1841), разоблачающая испорченность аристократии, знаменует совершившийся переход С. на новые, лево-буржуазные позиции. Наиболее популярны «Парижские тайны» (1842) — первый социальный роман С. Чрезвычайно доходчивым в этом произведении оказалось применение традиционных приемов «романа ужасов» к свежему, политически актуальному материалу — описанию быта парижской нищеты и преступного мира. Превознесенный Консидераном, Пиа, Ламартином, роман нашел беспощадную оценку у Маркса, обстоятельно показавшего в «Святом семействе» его идейное убожество и психологическую фальшь, продемонстрировавшего эклектизм идеологии С., скомбинированной из осколков реакционного буржуазного филантропизма и сентиментально-утопического социализма. С оценкой Маркса гармонирует и отклик Белинского на роман С. (см. замечательную статью Белинского о «Парижских тайнах», Избр. соч., т. II, Гослитиздат, 1937). Великий русский критик с негодованием обрушился на художественную фальшь и благонамеренный реформизм романа, затемнившие критику социального неравенства, церкви, брака и традиционной морали, но зато отвечавшие вкусам лево настроенного городского мещанства 40-х гг. Грандиозный успех «Парижских тайн» и антиклерикального «Вечного жида» (Le Juif errant, 1848) означал не только революционизирование этой среды, но и ее политическую аморфность, ярко проявившуюся в ходе революции 1848.

    Почти все романы С., начиная с 1837, шли сперва фельетонами в умеренно-либеральных газетах («Journal des Debas», «Constitutionel» и др.), находя доступ к читателю, нередко не бравшему до того книги в руки, и в свою очередь привлекая его к газете (во время печатания «Вечного жида» в «Constitutionel» число подписчиков поднялось с 3 000 до 40 000, в читальнях устанавливались очереди, не знающим грамоты читали вслух портье и соседи). Обращение к массовому мещанскому читателю, необходимость на протяжении ряда месяцев держать его в постоянном ожидании продолжения, торопливость самого процесса писания породили характерную для романа-фельетона технику: упрощенность психологических мотивировок, сентиментально-мелодраматический подбор персонажей, сложность интриги, при обилии кульминационных пунктов, подчас сводящих изложение к монтажу разрозненных выразительных ситуаций, растянутость, наконец эмоциональность и неряшливость языка. В отличие от другого корифея романа-фельетона, А. Дюма, опоэтизировавшего разгульную жизнь дворянского искателя приключений, С. внес в свои романы элементы демократического реализма — сочувственные описания быта рабочих, трактовку характеров как результата воздействия общественной среды, популяризацию идей утопического социализма. После «Вечного жида» популярность С. еще продолжала расти. Перед 1848 имели заметный успех «Мартин-найденыш» (Martin l’enfant trouve, 1847) и цикл «Семь смертных грехов» (Les sept peches capitaux, 1847). В 1850 С. выбирают в Национальное собрание (Маркс оценил эти выборы как «шутку в угоду гризеткам»). После 1851 он эмигрировал. Гнет цензуры и разочарование мелкой буржуазии в розовых идеалах 40-х гг. тяжело отразились на лит-ой судьбе С. Лучшее из его последних произведений, революционно-историческая эпопея «Тайны народа» (Les Mysteres du peuple, 1849—57), подверглось запрету во Франции, а потом и в других странах.Библиография:

    I. Русские переводы из Сю многочисленны. Многие из них указаны современными отзывами в работе Е. Б. Покровской (см. ниже). Новейшее изд. Агасфера (4 тт.) в пер. С. Ильиной, Под редакцией и со вступ. статьей и комментариями Ю. И. Данилина дано изд-вом «Academia», М. — Л., 1933—1936.

    II. Маркс К. и Энгельс Ф., Святое семейство, Сочин., т. III; К. Маркс, Классовая борьба во Франции с 1848 по 1850, Сочин., т. VIII; Маркс и Энгельс об искусстве. Сост. Ф. П. Шиллер и М. А. Лифшиц. Под редакцией А. В. Луначарского, М., 1933, стр. 64—86, 157. Указания на др. высказывания Маркса и Энгельса о Сю см. по «Библиографическому справочнику», приложенному к этому же изданию (№№ 68, 117, 180, 182, 205); Белинский В., Рецензии на «Парижские тайны» («Отчет. записки», 1844, март) и «Терезу Дюнойе» («Современник», 1847 или Полн. собр. сочинений Под редакцией Венгерова, т. X); Gros J.-M., Le mouvement litteraire socialiste depuis 1830, P., 1904; Teeg S. L. F., Die sozialen Elemente in den Romanen E. Sue’s, Greifswalder, Diss., 1921; Atkinson N., E. Sue et le roman-feuilleton, Nemours, 1929; Jarbinet G., Les Mysteres de Paris d’Eugene Sue, P., 1932; Веселовский Ю., Э. Сю в изд.: История западной литературы (1800—1900), Под редакцией Ф. Батюшкова, т. II, кн. 7, М., (1914), стр. 473—477; Покровская Е. Б., Литературная судьба Е. Сю в России (1830—57), «Язык и литература», сб. V, Л., 1930 (здесь же и библиография); Данилин Ю., Эпоха сороковых годов и «Агасфер» Эжена Сю, вступит. статья к «Агасферу», т. I, в изд. «Academia» (М. — Л.), 1933; Лифшиц М., Маркс о «Парижских тайнах» Сю, «Октябрь», 1933, № 3.

  9. Источник: Литературная энциклопедия



  10. Энциклопедический словарь

    СЮ см. Сей.

  11. Источник: Энциклопедический словарь



  12. Буддизм

    (яп.; кит. — цзун) — принятое в Японии (Китае) родовое название будд. школ (напр., Санрон-сю, Саньлунь-цзун). — А. Н. Игнатович

  13. Источник: Буддизм