Словарь Брокгауза и Ефрона

    (Georg-Philipp Telemann, 1681—1767) — немецкий композитор. Написал массу сочинений как светских, так и духовных: 44 сочинения на Страсти Господни, 12 полных годовых обиходов, 44 оперы, 700 арий, 600 увертюр и пр. Сочинения его не отличаются особой оригинальностью. В свое время он пользовался большой славой; современники ставили его выше С. Баха. К многим своим операм и кантатам Т. сам написал текст. См. "G.-P. Telemann's Portrait und Lebensbeschreibung" (Нюрнберг). Его внук (Georg-Michael, 1748—1831) — писатель о музыке. Главные его труды: "Unterricht im Generalbass-Spielen, auf der Orgel oder sonst einem Clavier-Instrumente" (Гамбург, 1773), "Beiträge zur Kirchen-Musik" (Кенигсберг, 1785), "Sammlung alter und neuer Kirchenmelodien" (Рига, 1812), "Ueber die Wahl der Melodie eines Kirchenliedes" (Рига, 1821).

    H. C.

  1. Источник: Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона



  2. Большая Советская энциклопедия

    (Telemann)

    Георг Филипп (14.3.1681, Магдебург, — 25.6.1767, Гамбург). немецкий композитор, органист, капельмейстер. Музыкальными предметами занимался самостоятельно. С 1701 изучал право в Лейпцигском университете, где основал музыкальный кружок «Коллегиум музикум». В 1704 органист в Лейпциге. В 1704—08 капельмейстер при герцогском дворе в Зорау (ныне Жоры, ПНР). Важное значение для Т. имело посещение Кракова, где он познакомился с польской народной музыкой. В 1708—12 был придворным музыкантом в Эйзенахе (здесь встречался с И. С. Бахом), в 1712—1721 кантор и музик-директор в Франкфурте-на-Майне; с 1721 городской музик-директор Гамбурга, до конца жизни руководил церковными капеллами и оперным театром (сыграл большую роль в его деятельности), основал общество «Коллегиум музикум», с 1728 издавал нотный журнал «Der getreue Musicmeister».

    Т. работал в разных жанрах (около 40 опер, многочисленные духовные кантаты, оратории, пассионы, мессы, оркестровые увертюры, сюиты, кончерти гросси, произведения для клавира, скрипки, триосонаты и др.). Современник Баха и Г. Ф. Генделя, Т. в своём творчестве соединял свободное владение полифонией с чертами нового, так называемого галантного стиля 18 в., писал пьесы для домашнего музицирования. нередко обращался к программности (оркестровая сюита «Дон Кихот» и др.).

    Лит.: Роллан Р., Музыкальное путешествие в страну прошлого, Собр. соч., т. 17, Л., 1935, гл. 5; Рабей В., Георг Филипп Телеман, М., 1974.

  3. Источник: Большая советская энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия. 1969—1978.



  4. Толковый словарь Ефремовой

    м.

    Тот, кто любит смотреть телепередачи и смотрит их слишком много.

  5. Источник: Толковый словарь Ефремовой. Т. Ф. Ефремова. 2000.



  6. Современная энциклопедия

    ТЕЛЕМАН (Telemann) Георг Филипп (1681 - 1767), немецкий композитор, капельмейстер, музыкальный теоретик. Одним из первых перешел от полифонии к гомофонно-гармоническому стилю композиции (смотри Гомофония). Основа творчества - инструментальная музыка: оркестровые сюиты, в том числе программные ("Дон Кихот" и др.), концерты, кончерто гроссо, пьесы. Свыше 40 опер, "Страсти", духовные и светские кантаты, свыше 700 песен.

  7. Источник: Современная энциклопедия. 2000.



  8. Энциклопедия Брокгауза и Ефрона

  9. Источник: Энциклопедия Брокгауза и Ефрона



  10. Большой англо-русский и русско-английский словарь

    м. television addict.

  11. Источник: Большой англо-русский и русско-английский словарь



  12. Энциклопедический словарь

    ТЕЛЕМА́Н -а; м. Тот, кто любит смотреть телевизионные передачи. Заядлый т. Занятие телемана. Т. смотрит всё подряд.

    Телема́нка, -и; ж.

  13. Источник: Энциклопедический словарь