Большая Советская энциклопедия

    I

    (Purcell)

    Генри (около 1659, Лондон,— 21.11.1695, там же), английский композитор и органист. Состоял придворным музыкантом в Лондоне: пел в королевской капелле, был хранителем инструментов, настройщиком органов, композитором «24 скрипок короля», церковным органистом и королевским клавесинистом. Крупнейший английский композитор, П. отличался исключительной продуктивностью, с равным мастерством работал во всех музыкальных жанрах, особенно в музыкально-сценическом (автор музыки около 50 театральных постановок). Наивысшее достижение П.— опера «Дидона и Эней»(1689), первая национальная английская опера (по мотивам «Энеиды» М. Вергилия). Она отличается тонким лиризмом, психологической углублённостью, драматизмом, стройностью, единством мелодии и текста. П. обобщил в этой опере традиции английского реалистического театра, жанра масок (См. Маски театральные),национальной поэзии, английской и шотландской народной песни и танца, бытовой инструментальной музыки. Другие музыкально-сценические произведения П. называл «полуоперами»; они состоят из отдельных номеров или Интермеццо, многие из которых — развитые Дивертисменты в театральных пьесах. П.— автор многоголосных и одноголосных песен (создал около 100), близких народным; в светских песнях продолжал традиции английского Мадригала. Среди его хоровых сочинений (культовых и светских) выделяются антемы (торжественные церковные произведения на библейские тексты, типа Мотета). В инструментальной музыке П. следовал традициям итальянских скрипичных композиторов; его струнные фантазии, трио-сонаты, как и органные произведения, отличаются полифоническим мастерством; пьесы для клавесина, насыщенные народными и бытовыми мелодиями (танцы, сюиты, арии, граунды), близки пьесам вёрджинелистов (см. Вёрджинел) и предназначены главным образом для любителей. П. стремился к созданию национального музыкального искусства, однако его творчество не оставило прочных традиций. Интерес к П. возрос в Великобритании, особенно благодаря деятельности Б. Бриттена, издавшего в собственной обработке ряд его произведений, в том числе оперу «Дидона и Эней» (1951).

    Лит.: Конен В., Перселл и английская музыка, «Советская музыка», 1955, № 10; её же, «Британский Орфей», там же, 1959, № 11; Розеншильд К., История зарубежной музыки, в. 1, 3 изд., М., 1973, с. 323—38; Zimmerman F. В., H. Purcell, L.— N. Y., 1967.

    И. В. Розанов.

    Г. Пёрселл.

    II

    (Purcell)

    Эдуард Миле (родился 30.8.1912, Тейлорвилл, Иллинойс), американский физик. Учился в университетах Пердью и Гарварда. В 1941—45 работал в радиолокационной лаборатории Массачусетсского технологического института. С 1938 преподавал в Гарвардском университете (с 1949 профессор). В 1952 получил (совместно с Ф. Блохом) Нобелевскую премию за открытие (1946) ядерного магнитного резонанса (См. Ядерный магнитный резонанс) (ЯМР) в твёрдых телах. Он показал, что с помощью ЯМР можно обнаружить ядерный магнитный момент. Эти работы положили начало спектроскопии ЯМР. В 1951 совместно с Х. Юэном (H. I. Ewen) обнаружил линию межзвёздного водорода с длиной волны 21 см.

    Соч.: Observation of a line in the galactic radio spectrum, «Nature», 1951, v. 168, № 4270, p. 356.

  1. Источник: Большая советская энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия. 1969—1978.



  2. Энциклопедия Брокгауза и Ефрона

  3. Источник: Энциклопедия Брокгауза и Ефрона



  4. Научно-технический энциклопедический словарь

    ПЕРСЕЛЛ (Purcell) Эдвард Миллс (1912-97), американский ученый, получивший в 1952 г. совместно с Феликсом Блохом Нобелевскую премию по физике за их независимые работы по ЯДЕРНОМУ МАГНИТНОМУ РЕЗОНАНСУ (ЯМР). Открытие Перселлом ЯМР в жидкостях и твердых телах используют как средство измерения МАГНИТНЫХ МОМЕНТОВ ядер и молекул. Перселл также проводил исследования в области радиоастрономии, астрофизики и биофизики.

  5. Источник: Научно-технический энциклопедический словарь