стоа (греч. stoia, stoa) в античной архитектуре, длинная галерея-портик, обычно с 1—2 рядами колонн и со стеной по одной из длинных сторон. С. нередко украшались статуями и живописью.
Стоя Аттала II на афинской агоре. 153—138 до н. э. Реконструкция.
СТО́Я, нареч. В стоячем положении. Читать с. С. спит кто-н. (также перен.: то же, что на ходу спит).
1. деепр. от стоять.
2. нареч.
В стоячем положении.
Читать стоя.
СТО́Я, нареч. В вертикальном, стоячем положении. «Конь убогий, точно вкопанный, стоит - уши врозь, дугою ноги и как будто стоя спит.» А.Майков.
нареч. качеств.-обстоят.
1.
В стоячем положении.
отт. В вертикальном положении.
2.
Употребляется как несогласованное определение.
СТОЯ (стоа) (греч. stoia - stoa), в древнегреческой архитектуре общественное сооружение - галерея-портик (иногда 2-ярусная) для отдыха, прогулок, бесед.
стоа (греч. stoia, stoa) в античной архитектуре, длинная галерея-портик, обычно с 1-2 рядами колонн и со стеной по одной из длинных сторон. Стои нередко украшались статуями и живописью.Источник:"Архитектурный словарь"
нареч. upright
debout
нареч.
de (en) pie
чита́ть сто́я — leer de (en) pie
нар.
in piedi
широко распространенное в древнегреч. философии течение. Основано приблизительно за 300 лет до Р. X. Зеноном из Китона. Зенон собирал своих учеников в одном из портиков в Афинах – Stoa poikile (отсюда происходит название этой школы). Знаменитыми стоиками были Клеан (ему принадлежит изречение: «В нем [Боге-космосе] мы живем, движемся и существуем», которое приводит апостол Павел [см. Деян., 17, 28]) и Хрисипп; Панэций Родосский, Посидоний, являющиеся представителями средней Стой, а также позднейшие стоики – Сенека, Мусоний, Эпиктет и император Марк Аврелий. Во времена империи учение Стой превратилось в своего рода религию для народа. Для стоиков, которые эклектически соединили в, своей философии самые различные учения, Бог и природа суть одно и то же, а человек – часть этой богоприроды. Все действительное и действующее телесно. Сила не есть нечто нематериальное или абстрактное, а есть сама тончайшая материя. Сила, управляющая миром в целом, – божество. Она пронизывает мир, как распространяющееся во все стороны дуновение (световой эфир), она – душа мира, его разум. Вся материя есть лишь модификации, находящиеся в вечном изменении этой божественной силы и снова и снова растворяющиеся в ней. Все происходит согласно внутренней и абсолютной необходимости, и абсолютно необходимое есть одновременно и абсолютно целесообразное. Но, с др. стороны, стоики считали, что существует свобода воли. Поэтому они требовали (ради свободы) жить в согласии с природой. Но поскольку человеческий разум, пока он заслуживает этого названия, есть часть мирового разума, то жить сообразно природе – значит жить одновременно и сообразно разуму. Всякое нравственное действие является, согласно стоикам, не чем иным, как самосохранением и самоутверждением; но споспешествовать самому себе – значит, если это осуществляется правильно, споспешествовать общему благу. Все грехи и безнравственные поступки суть не что иное, как саморазрушение, утрата собственной человеческой природы, болезнь души. Правильные (сообразные с разумом и природой) желания и воздержания, поступки и дела – гарантия человеческого счастья. Но правильно желать и воздерживаться – значит всячески развивать свою личность в противовес всему внешнему, не быть покорным судьбе, не склоняться ни перед какой силой. Наиболее известные работы стоиков в рус. пер.: Марк Аврелий Антонин. К самому себе. Размышления, СПБ, 1885, а также: его же. Наедине с собой. Размышления, 1914.
СТО́Я нареч. В стоячем положении. Читать с. Дремать в метро с. Отвечать экзамен с. Спать с. (также: вяло, невпопад, рассеянно выполнять какую-л. работу или реагировать на что-л.).
* * *
сто́ястоа (греч. stoiá, stoá), в древнегреческой архитектуре общественное сооружение — галерея-портик (иногда 2-ярусная) для отдыха, прогулок, бесед.
* * *
СТОЯСТО́Я (стоа) (греч. stoia, stoa), в древнегреческой архитектуре общественное сооружение — галерея-портик (иногда двухъярусная) для отдыха, прогулок, бесед.
• Stoa,
στοά,
1. колоннада. Такие колоннады были внутри и вне храма, также вокруг домов, гимназий, рынков. Кроме того, они строились и отдельно. Колоннады этого рода имели с одной стороны стену, а с другой ряд колонн и были крытыми. Стены подобных колоннад были иногда разрисованы, напр., стена так называемой пестрой С. (στοὰ ποικίλη) в Афинах, на которой были изображены Полигнотом борьба Тесея с амазонками, взятие Трои, Марафонская битва и т. п. Στοά называется двойной, διπλη̃, когда по обеим сторонам стены была колоннада. В Пирее στοὰ μακρά имела 5 колоннад или рядов колонн. Στοὰ βασίλειος или βασιλική, царская С. у афинской площади, была, вероятно, разделена двумя рядами колонн на 3 корабля или части, из которых средняя заканчивалась полукругом (α̉ψίς, apsis). Поэтому от этой царской С. производят обыкновенно название и форму римских базилик, тесно примыкавших к форуму. Первую базилику в Риме построил цензор М. Порций Катон, в 184 г. до Р. X. Базилики были крытые, и только со стороны форума или площади они были открытые. Они служили местом для судебных заседаний, а также сборным местом для торговцев и вообще граждан в плохую погоду. Трибунал помещался в апсиде или полукруге, которым заканчивался средний корабль базилики. Поэтому, по Витрувию, он должен был иметь форму сегмента. По тому же Витрувию, ширина базилики должна была равняться 1/3 или 1/2 ее длины. Оба боковых корабля назывались портиками (porticus); ширина их должна была равняться 1/3 ширины среднего корабля. Этой ширине должна была равняться высота колонн. Портики иногда были двухэтажные, колонны верхнего этажа должны были быть на 1/4 ниже колонн нижнего этажа. Там, где базилика суживалась, т. е. по обеим сторонам апсида, пристраивались еще боковые залы или комнаты (chaledica). Вся базилика покрывалась плоской крышей или же коробовым сводом. Встречаются также базилики с одним кораблем и с 5-ю, несколько иной конструкции. Эти базилики послужили впоследствии образцом для христианских храмов. ср. Basilica, Базилика;
2. см. Stoici, Стоики.
Большой Энциклопедический словарь. 2000.