Словарь Брокгауза и Ефрона

    (Altération, alterirte Intervale, alterirte Accorde), от латинского слова alter — другой; музыкальный термин, обозначающий изменение интервала вследствие хроматического повышения или понижения его нот, при чем интервал становится шире или уже; каждая секунда большая, напр. do — re, при хроматическом повышении нижней ноты (do . — re) или хромат. понижении верхней ноты (do — re ) становится малою; при двойном хроматическом изменении тех же нот становится уменьшенною (do X — re или do — re такой же величины достигает этот интервал при простом хроматическом изменении вверх и вниз обеих ступеней (do — re ) при следующей A. (do — re . или — re) секунда большая станет увеличенною, или чрезмерною. Терции большие подвергаются таким же изменениям при А. Кварта чистая, например do — fa, при A. (do — fa или do — fa становится уменьшенной; при А. (do — fa или do — fa) становится увеличенной, или чрезмерной.

    Точно таким же изменениям подвергаются при А. квинты чистые и октавы чистые.

    Секста большая do — la при A. (do — la или do — la) становится малой; при A. (do — la , или do X — la, или do — la ) становится уменьшенной; при A. (do — la или do — la ) становится увеличенной, или чрезмерной. Подобного же рода альтерациям подвергается и септима большая.

    Ноты альтерированного интервала в каждом аккорде при его переходе в другой аккорд должны идти на полтона вверх, если перед ними поставлен знак повышения, и на полтона вниз, если они имеют перед собою знак понижения.

    Аккорд с одной А., аккорд с двойн. А.

    Аккорд с тройной А.:

    Названия некоторых наиболее характерных альтерированных интервалов присоединяются к названию аккордо, напр. вышеприведенные аккорды суть септаккорды с чрезмерной секстой.

    Должно еще упомянуть об энгармоническом тождестве аккордов с увеличенной секстой с доминантаккордом, напр. вышеупомянутый последний аккорд:— do — re fa (лада do-majeur) звучит как доминантаккорд la — do — mi — sol (лада re имеющий только другое разрешение.

    А. в аккордах имеет большое значение для модуляций. Хотя альтерированные интервалы и образуют диссонансы, но не требуют приготовления. А. в настоящее время пользуется широким применением в гармонии, но ею пользовались композиторы и более отдаленного времени, как, напр., Бах, Моцарт, Гайдн, Бетховен и другие.

  1. Источник: Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона



  2. Большая Советская энциклопедия

    I

    Альтера́ция (от позднелат. alteratio — изменение)

    в биологии, изменения структуры и функции клеток, тканей и органов под влиянием повреждающих воздействий (механических, тепловых, электрических, химических и др.). А. развивается постепенно; на первых этапах её проявления обратимы, но продолжение действия повреждающих агентов может привести к гибели клеток и тканей. Структурные нарушения при А. (Паранекроз) связаны с изменением состояния клеточных коллоидов. А. возбудимых тканей (нервной, мышечной) сопровождается изменением возбудимости (см. Парабиоз). При этом в связи с увеличением в альтерированном участке проницаемости клеточных мембран для ионов возникает т. н. потенциал повреждения, который обусловливает появление токов повреждения (см. Биоэлектрические потенциалы).

    Л. П. Латаш.

    II

    Альтера́ция (музыкальное)

    изменение высоты ступеней лада или основных ступеней звукоряда посредством повышения или понижения их на полутон или целый тон. Знак повышения на полутон диез (♯), на тон — дубль-диез (Тональность). Знаки А., относящиеся к определённой тональности, ставятся при ключе и называются ключевыми (действительны для всех октав до конца произведения или до перемены знаков). Знаки А., возникающие вследствие хроматизма, ставятся перед нотами, к которым имеют отношение и называются случайными (действительны только для данной октавы до конца такта).

    Под А. подразумевается также обострение ладового тяготения неустойчивых звуков (ступеней), служащее средством мелодического и гармонического разнообразия. Интервалы или аккорды, в составе которых имеются измененные ступени, называются альтерированными.

    В. А. Вахромеев.

  3. Источник: Большая советская энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия. 1969—1978.



  4. Словарь форм слова

    1. альтера́ция;
    2. альтера́ции;
    3. альтера́ции;
    4. альтера́ций;
    5. альтера́ции;
    6. альтера́циям;
    7. альтера́цию;
    8. альтера́ции;
    9. альтера́цией;
    10. альтера́циею;
    11. альтера́циями;
    12. альтера́ции;
    13. альтера́циях.
  5. Источник: Полная акцентуированная парадигма по А. А. Зализняку»



  6. Малый академический словарь

    , ж. муз.

    Повышение или понижение звука на полутон или тон.

    [От лат. alteratio — изменение]

  7. Источник: Малый академический словарь. — М.: Институт русского языка Академии наук СССР. Евгеньева А. П.. 1957—1984.



  8. Толковый словарь Ушакова

    АЛЬТЕРА́ЦИЯ, альтерации, жен. (лат. alteratio - изменение) (муз.). Повышение или понижение тона на полтона или тон в пределах какой-нибудь тональности. Бемоль, бекар и диез - знаки альтерации.

  9. Источник: Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935-1940.



  10. Толковый словарь Ефремовой

    ж.

    Повышение или понижение музыкального звука на полутон или тон (в музыке).

  11. Источник: Толковый словарь Ефремовой. Т. Ф. Ефремова. 2000.



  12. Большой энциклопедический словарь

    АЛЬТЕРАЦИЯ (от средневекового лат. alteratio - изменение) - в музыке - повышение и понижение ступени ладового звукоряда без изменения ее названия. Знаки альтерации - диез, бемоль, дубль-диез, дубль-бемоль; знак отмены альтерации - бекар.

  13. Источник: Большой Энциклопедический словарь. 2000.



  14. Большой французско-русский и русско-французский словарь

    ж. муз.

    altération f

  15. Источник: Большой французско-русский и русско-французский словарь



  16. Большой испано-русский и русско-испанский словарь

    ж. муз.

    alteración f

  17. Источник: Большой испано-русский и русско-испанский словарь



  18. Медицинская энциклопедия

    (alteratio; лат. изменение, от altero, alteratum изменять, делать иным)

    общее название структурных изменений клеток, тканей и органов, сопровождаемых нарушением их жизнедеятельности.

    Альтера́ция аллерги́ческая (a. allergica) — А., вызываемая воздействием на ткани аллергических антител, комплексов аллерген — антитело или сенсибилизированных лимфоцитов.

    Альтера́ция втори́чная (a. secundaria) — А., возникающая опосредованно вследствие нервно-рефлекторных и гуморальных влияний, исходящих из места первичного повреждения.

    Альтера́ция перви́чная (a. primaria) — А., обусловленная непосредственным воздействием повреждающего агента.

  19. Источник: Медицинская энциклопедия



  20. Энциклопедический словарь

    АЛЬТЕРА́ЦИЯ [тэ], -и; ж. [от лат. alteratio - изменение]. Муз. Повышение или понижение звука на полутон или тон.

    * * *

    альтера́ция

    (от ср.-век. лат. alteratio — изменение) (муз.), повышение или понижение ступени ладового звукоряда без изменения её названия. Знаки альтерации — диез, бемоль, дубль-диез, дубль-бемоль; знак отмены альтерации — бекар.

    * * *

    АЛЬТЕРАЦИЯ

    АЛЬТЕРА́ЦИЯ (от средневекового лат. alteratio — изменение), в музыке — повышение и понижение ступени ладового звукоряда(см. ЗВУКОРЯД) без изменения ее названия. Знаки альтерации — диез(см. ДИЕЗ), бемоль(см. БЕМОЛЬ), дубль-диез, дубль-бемоль; знак отмены альтерации — бекар(см. БЕКАР).

  21. Источник: Энциклопедический словарь



  22. Музыкальная энциклопедия

    (от позднелат. alteratio - изменение) –

    1) Повышение или понижение ступени осн. звукоряда без изменения её назв. Знаки А.:

    (диез, повышение на полутон),

    (бемоль, понижение на полутон),

    (дубль-диез, повышение на тон),

    (дубль-бемоль, понижение на тон). Знаки тройного повышения и понижения не применяются (исключение - в "Сказании о невидимом граде Китеже" Римского-Корсакова, цифра 220). Знаки А., стоящие в начале нотной строки при ключе (ключевые), действуют во всех октавах до тех пор, пока они не меняются. Знаки А. перед нотой (случайные) действительны лишь в одной октаве в пределах данного такта. Отказ от А. обозначается знаком

    (бекар); знаки

    ,

    и

    устарели, и в случаях, когда за звуком, повышенным на тон, следует тот же звук, повышенный на полтона, или за звуком, пониженным на тон, - тот же звук, пониженный на полтона, после

    пишут не

    , a

    , и соответственно после

    не

    , a

    .

    Первоначально понятие А. возникло в связи с двояким начертанием звука В, встречавшимся уже в 10 в. Круглым знаком

    обозначалась нота более низкая (или "мягкая", франц.

    -mol, отсюда термин бемоль); прямоугольным

    - более высокая ("квадратная", франц.

    саrre, отсюда бекар); знак

    долгое время (до конца 17 в.) был равнозначным вариантом бекара. На рубеже 17-18 вв. случайные

    и

    стали действовать до конца такта (прежде они сохраняли силу лишь при повторении той же ноты), были введены двойные знаки А. В совр. музыке в связи с тенденцией к хроматизации тональной системы выставление ключевых знаков А. часто теряет смысл (их тотчас же приходится отменять). В додекафонной музыке знаки А. обычно ставятся перед каждой альтерируемой нотой (за исключением повторяющихся в пределах такта); двойные знаки не применяются.

    2) В учении о гармонии А. обычно понимается как хроматич. видоизменение осн. неустойчивых ступеней звукоряда, обостряющее их тяготение к устойчивым (к звукам тонич. трезвучия). Напр., в C-dur:

    Аккорды, содержащие хроматически видоизменённые звуки, называются альтерированными. Важнейшие из них образуют 3 группы. Основой каждой из них является увеличенная секста, к-рая располагается полутоном выше одного из звуков тонич. трезвучия. Таблица альтерированных аккордов (по И. В. Способину):

    В др. трактовке под А. понимается вообще всякое хроматич. видоизменение диатонич. аккорда независимо от того, направлен ли хроматич. ход к звукам тоники или нет (X. Риман, Г. Шенкер, А. Шёнберг, Г. Эрпф). Напр., в C-dur, c-e-ges - альтерация трезвучия I ступени, a-cis-e - трезвучия VI ступени.

    3) В мензуральной нотации А. - удвоение второй из двух равных нотных длительностей (напр., второй из двух семибревис) при превращении двухдольного метра в трёхдольный;|

    | в двухдольном метре (в совр. ритмич. записи) превращаются в|

    | в трёхдольном.

    Литература: Тюлин Ю., Учение о гармонии, ч. I, Л., 1937, М., 1966; Аэрова Ф., Ладова альтерация, К., 1962; Берков В., Гармония, ч. 2, М., 1964, (все 3 чч. в одном томе) М., 1970; Способин И., Лекции по курсу гармонии, М., 1968; Schenker H., Neue musikalische Theorien und Phantasien..., Bd 1, В.-Stuttg., 1906; Schцnberg A., Harmonlelehre, Lpz.-W., 1911, W., 1949; Riemann H., Handbuch der Harmonie- und Modulationslehre, Lpz., 1913; Kurth E., Romantische Harmonik und ihre Krise in Wagners "Tristan", Bern, 1920; Erpf H., Studien zur Harmonie- und Klangtechnik der neueren Musik, Lpz., 1927.Ю. Н. Холопов.

  23. Источник: Музыкальная энциклопедия



  24. Музыкальный словарь

    Латинское слово alterare означает изменять. В музыкальной науке альтерацией принято называть повышение или понижение звука, при котором название его не меняется. Любой звук можно повысить на полтона или тон, можно понизить на полтона или тон. В нотах это обозначается при помощи так называемых знаков альтерации. Вот они: -- диез -- повышение на полтона; -- дубль-диез -- повышение на целый тон; -- бемоль -- понижение на полтона; -- дубль-бемоль -- понижение на целый тон. Если после альтерированного звука должен прозвучать натуральный, пишут знак отказа -- бекар -- (или, если нужно, дубль-бекар -- ). Если альтерированный звук появляется в музыкальном произведении случайно, однократно (например, ре-диез или фа-диез в до-мажорной пьеске), знак альтерации ставится непосредственно перед ним и учитывается только до конца того такта, в котором появился, и только в той октаве, в которой указан. Но когда в этом же такте далее должен прозвучать неальтерированный звук, перед ним ставят знак отказа -- бекар. На первый взгляд может показаться, что знаки альтерации -- это обозначения черных клавиш фортепианной клавиатуры, тогда как белые клавиши имеют собственные названия. Но дело обстоит совсем не так просто. Знаки альтерации обозначают не клавиши, а звуки. И черная клавиша между белыми фа и соль, в зависимости от тональности, в которой написана исполняемая вами пьеса, может быть и фа-диезом и соль-бемолем. А в каком-нибудь произведении (как правило, более сложном, предназначенном не для начинающих музыкантов) встретятся, например, до-дубль-диез или соль-дубль-бемоль, которые на фортепианной клавиатуре окажутся равными, соответственно, нотам ре и фа, но в исполняемой пьесе, по смыслу развертывания мелодии или логике гармонической структуры, будут именно «дубль-диезом» или «дубль-бемолем».

  25. Источник: Музыкальный словарь



  26. Большой Энциклопедический словарь

  27. Источник: