Словарь Брокгауза и Ефрона

    (Louis-Marcien, comte de Carné) — французский политический деятель и историк, член Франц. академии (1804-1876). В палате депутатов при Людовике-Филиппе принадлежал к ультракатолической оппозиции. Кроме множества исторических статей в "Journal des Débats", "Revue des deux Mondes" и др., К. написал: "Vues sur l'histoire contemporaine" (1833); "Des intérêts nouveaux en Europe depuis 1830" (1838); "Du gouvernement representatif en France et en Angleterre" (1841) и мн. др. — Сын предыдущего, Луи К. (1844-1870), исследовал реку Меконг; его труды: "L'exploration du Mékong" ("Revue des deux Mondes", 1869-1870) и "Voyage en Indo-Chine et dans l'Empire chinois" (1872).

  1. Источник: Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона



  2. Большая Советская энциклопедия

    (Carné)

    Марсель (р.18.8.1909, Париж), французский кинорежиссёр. Работает в кино с 1928, был ассистентом режиссёра и журналистом. Первый самостоятельный полнометражный фильм — психологическая драма «Жении» (1936). Затем поставил гротескную, сатирическую комедию «Забавная драма» (1937) о зыбкости, непрочности современной буржуазной жизни. Те же мотивы, но в тревожном, трагическом аспекте продолжил в фильмах «Набережная туманов» (1938), «День начинается» (1939), выдвинувших К. в число ведущих мастеров «поэтического реализма» во французском кино. Для художественной манеры К. характерны поэтическое настроение (лирические пейзажи городских окраин), щемящее беспокойство, тема рокового предопределения трагического одиночества человека во враждебном мире. В 1942 К. создал фильм «Вечерние посетители» (на сюжет средневековой легенды), где в иносказательной форме отразил сопротивление насилию фашистских оккупантов. В фильме «Дети райка» (1945) использовал традиции французского романтического искусства. Фильм отличался яркой зрелищностью, богатством режиссёрской фантазии.

    В фильмах К. снимались крупнейшие актёры французского кино: Ж. Габен, Арлетти, П. Брассёр, Ж. Л. Барро и др. В последующие годы поставил фильмы: «Жюльетта, или Ключ к сновидениям» (1951), «Тереза Ракен» (1953, по Э. Золя), «Воздух Парижа» (1954), «Обманщики» (1958), «Три комнаты в Манхеттене» (1965), «Убийцы именем порядка» (1971) и др.

    Соч.: Обманщики, в кн.: Сценарии французского кино, [пер. с франц.], М., 1961.

    Лит.: Лепроон П., Современные французские кинорежиссеры, М., 1960; Юренев Р., Марсель Карне, в кн.: Французское киноискусство. Сб. ст., М., 1960; Сокольская А., Марсель Карне, [Л.], 1970 (фильмография, с. 209—15).

    В. И. Божович.

    Кадр из фильма «Набережная туманов». 1938. Режиссёр М. Карне (в главной роли Ж. Габен — справа).

  3. Источник: Большая советская энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия. 1969—1978.