Большая Советская энциклопедия

    Стиллер (Stiller) Мориц (17.7.1883, Хельсинки, ‒ 8.11.1928, Стокгольм), шведский кинорежиссёр, актёр и сценарист. В 1899‒1909 работал в театрах Финляндии, в 1910‒12 возглавлял экспериментальный «Лилла-театр» в Стокгольме. С 1912 работал в кино. Лучшие фильмы С.: экранизации романов С. Лагерлёф ‒ «Деньги господина Арне» (1919;), «Сага о Гюннаре Хеде» (1922), «Сага о Месте Берлинге» (1‒2-я серия, 1923‒ 1924) и Ё. Линнанкоски ‒ «Песнь о багрово-красном цветке» (1918). Для С. характерно мастерство глубоко реалистического раскрытия и индивидуализации характеров. Важную роль в его фильмах играет атмосфера действия, природа, становящаяся своеобразным участником кинодрамы, одним из активных элементов повествования. Ставил также лёгкие комедии, в которых сочетал приёмы «комедии положений» с тонкой разработкой психологии персонажей. Наряду с В. Шёстрёмом С. ‒ ведущий режиссёр т. н. швед. классической киношколы. В 1925‒1928 работал в Голливуде, где поставил несколько фильмов, имевших успех, но уступавших по глубине и мастерству кинокартинам, осуществленным в Швеции.

    Лит.: Садуль Ж., Всеобщая история кино, пер. с франц., т. 3, М., 1961; W егner G., Mauritz Stiller och haus filmer, Stockh., 1969.

    Н. П. Абрамов.

  1. Источник: Большая советская энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия. 1969—1978.



  2. Энциклопедический словарь

    Сти́ллер Мориц

    (Stiller) (1883—1928), шведский кинорежиссёр, актёр. Один из основоположников национальной кинематографии. Поставил фильмы: «Деньги господина Арне» (1919), «Сага о Йёсте Берлинге» (1924), «Женщина под судом» (1927) и др.

    * * *

    СТИЛЛЕР Мориц

    СТИ́ЛЛЕР (Stiller) Мориц (1883—1928), шведский кинорежиссер, актер. Поставил фильмы: «Деньги господина Арне» (1919), «Сага о Йесте Берлинге» (1924), «Женщина под судом» (1927) и др.

  3. Источник: Энциклопедический словарь



  4. Энциклопедия кино

    СТИЛЛЕР (Stiller) Мориц (17. 07. 1883 — 08. 11. 1928), шведский режиссер, актер, сценарист. Настоящее имя — Моше.

    Родился в Хельсинки в семье русско-польских евреев, в четыре года осиротел, воспитывался посторонними людьми. С 16 лет играл в театре. В 1901, уклоняясь от призыва в русскую армию, бежал в Швецию с фальшивым паспортом. До 1911 — актер и режиссер в театре. В 1912 дебютирует в кино, исполняя роли в фильмах, поставленных по собственным сценариям, например, «Мать и дочь» (Mother And Daughter), «Черные маски» (De Svarta Maskerna), «Вампир» (Vampyren) Здесь и в последующих работах испытывает влияние датского кино. Завоевывая репутацию одного из лучших режиссеров шведского кино, которое приобретает международный авторитет своей самобытностью (интерес к психологии и сложным вопросам бытия, особая романтическая стилистика, эпический ритм и атмосфера), Стиллер долгое время снимает легкие, остроумные и несколько фривольные комедии, такие как «Современная суфражистка» (The Modern Suffragette, 1913); «Его брачная ночь», 1915; «Любовь и журналистика» (Love And Journalism, 1916); «Лучший фильм Томаса Гроля» (Thomas Graals Basta Film, 1917); «Лучший ребенок Томаса Гроля» (Thomas Graals Basta Barn, 1918); «Эротикон» (Erotikon, 1920). Однако его лучшими работами становятся экранизации произведений скандинавской литературы «Песнь о багрово-красном цветке» (Song Of The Scarlet Flower, 1918, по Е. Линнанкоски), «Деньги господина Арне» (Herr Arnes Pengar, по С. Лагерлеф, 1919) и «Юхан» (по Ю. Ахо, Johan, 1920). Здесь точность и глубина характеристик героев, ассоциативность изображения, драматическое использование пейзажа и эпичность манеры Стиллера соединяются в неповторимую стилистику «шведской школы кинематографа».

    В более поздних картинах «Сага о Гуннаре Хеде» (Gunnar Hede"s Saga, 1922) и «Сага о Йесте Берлинге» (Gosta Berlings Saga, 1924) пытается повторить успех «Денег господина Арне». Уезжает в США вместе со звездой последней картины Г. Гарбо, которую он воспитал из ученицы школы при Королевском драматическом театре. В результате разногласий с главой МГМ Л. Майером был отстранен от работы с Гарбо. Среди фильмов, поставленных Стиллером в США, две картины с П. Негри, такие как «Отель Империал» (Hotel Imperial, 1927); «Женщина под судом» (The Woman On Trial, 1927) и лента «Улица греха» (The Street Of Sin, 1928), из-за споров с продюсерами законченная Джозефом Штернбергом. Вернувшись в Швецию, Стиллер поставил на сцене мюзикл «Бродвей» и умер через несколько месяцев после премьеры.

    Владимир Утилов

    1912 ВАМПИР / VAMPYREN режиссер, сценарист

    1912 ЧЕРНЫЕ МАСКИ / DE SVARTA MASKERNA режиссер, сценарист

    1912 МАТЬ И ДОЧЬ / MOTHER AND DAUGHTER режиссер, сценарист, исполнитель

    1912 THE TYRANNICAL FIANCEE режиссер, сценарист, исполнитель

    1913 THE CHILD/BARNET режиссер

    1913 СОВРЕМЕННАЯ СУФРАЖИСТКА / THE MODERN SUFFRAGETTE режиссер, сценарист

    1913 ON THE FATEFUL ROADS OF LIFE режиссер, сценарист

    1913 THE UNKNOWN WOMAN режиссер, сценарист

    1913 NAR KARLEKEN DODAR режиссер, сценарист

    1913 WHEN THE ALARM BELL RINGS режиссер

    1914 BECAUSE OF HER LOVE режиссер, сценарист

    1914 BROTHERS режиссер, сценарист

    1914 THE CHAMBERLAIN режиссер, сценарист

    1914 PEOPLE OF THE BORDER режиссер

    1914 THE RED TOWER режиссер, сценарист

    1914 THE SHOT режиссер

    1914 STORMY PETREL режиссер

    1914 WHEN THE MOTHER-IN-LAW REIGNS режиссер, сценарист, исполнитель

    1915 ACE OF THIEVES режиссер

    1915 THE DAGGER режиссер

    1915 HIS WIFE"S PAST режиссер

    1915 MADAME DE THEBES режиссер

    1915 PLAYMATES режиссер, сценарист

    1915 WHEN ARTISTS LOVE режиссер

    1916 THE AVENGER режиссер

    1916 THE BALLET PRIMADONNA режиссер

    1916 THE FIGHT FOR HIS HEART режиссер, сценарист

    1916 ЛЮБОВЬ И ЖУРНАЛИСТИКА / LOVE AND JOURNALISM режиссер

    1916 THE LUCKY BROOCH режиссер

    1916 THE MINE PILOT режиссер

    1916 THE WINGS режиссер, сценарист

    1917 ALEXANDER THE GREAT режиссер, сценарист

    1917 HIS WEDDING NIGHT режиссер

    1917 ЛУЧШИЙ ФИЛЬМ ТОМАСА ГРОЛЯ / THOMAS GRAALS BASTA FILM режиссер

    1918 ЛУЧШИЙ РЕБЕНОК ТОМАСА ГРОЛЯ / THOMAS GRAALS BASTA BARN режиссер, сценарист

    1918 SONG OF THE SCARLET FLOWER режиссер

    1919 HERR ARNES PENGAR режиссер, сценарист

    1920 ЭРОТИКОН / EROTIKON режиссер, сценарист

    1920 THE FISHING VILLAGE режиссер

    1920 JOHAN режиссер, сценарист

    1921 THE EXILES режиссер, сценарист

    1922 САГА О ГУННАРЕ ХЕДЕ / GUNNAR HEDE"S SAGA режиссер, сценарист

    1924 САГА О ЙЕСТЕ БЕРЛИНГЕ / GOSTA BERLINGS SAGA режиссер

    1926 THE TEMPTRESS режиссер

    1927 ОТЕЛЬ ИМПЕРИАЛ / HOTEL IMPERIAL режиссер

    1927 ЖЕНЩИНА ПОД СУДОМ / THE WOMAN ON TRIAL режиссер

    1928 УЛИЦА ГРЕХА / THE STREET OF SIN режиссер

    2001 HAPPY HOUR исполнитель

  5. Источник: Энциклопедия кино