Словарь Брокгауза и Ефрона

    см. Флигельгорн.

  1. Источник: Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона



  2. Большая Советская энциклопедия

    (нем. Flügelhorn, от Flügel – крыло, лопасть и Horn – рог, рожок; возможно, слово должно рассматриваться как искажённое Bugelhorn)

    духовой мундштучный музыкальный инструмент. Ф. часто называют инструменты семейства бюгельгорнов (См. Бюгельгорны), термин закрепился как название одного из них – бюгельгорна-сопрано. От др. инструментов семейства он отличается более широкой мензурой. Изготовляются и Ф. с менее широкой мензурой, близкие к Корнету.Диапазон и нотация те же, что у корнета-сопрано, строй – си-бемоль, реже до. Ф. появился около 1825 в Австрии.

    Лит.: Чулаки М., Инструменты симфонического оркестра, 3 изд., М., 1972; Sachs С., Realexikon der Musikinstrumente, В., 1913, факсимильное переизд. – Hildesheim, 1964.

  3. Источник: Большая советская энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия. 1969—1978.



  4. Толковый словарь Ефремовой

    м.

    Духовой музыкальный инструмент сопранового диапазона.

  5. Источник: Толковый словарь Ефремовой. Т. Ф. Ефремова. 2000.



  6. Музыкальная энциклопедия

    (нем. Flьgelhorn, от Flьgel - крыло, фланг и Horn - рог, рожок; итал. flicorno, франц. bugle а pistons, grand bugle, англ. flьgelhorn) - часто встречающееся назв. инструментов семейства бюгельгорнов; термин закрепился также как назв. одного из них - бюгельгорна-сопрано. От др. инструментов семейства он отличается более широкой мензурой. Имеет овальную форму и конусообразный канал, переходящий в небольшой раструб, чашеобразный мундштук, 3 вентиля. Изготовляются и Ф. с менее широкой мензурой, близкие к корнету. Диапазон и нотация те же, что и у корнета-сопрано. Ф. появился ок. 1825 в Австрии в результате усовершенствования сигнального инструмента - рожка почтового. Возможно, входящее в нем. назв. слово Flьgel (в его 2-м значении - фланг) свидетельствует о применении Ф. в нач. 19 в. в качестве воен. инструмента, к-рым пользовались в войсках для того, чтобы подавать сигналы, слышимые на далёкое расстояние, руководить движениями флангов (флигеля) пехоты. Звуковые и технич. возможности Ф. ограничены. Применяется в дух. оркестрах как мелодич. инструмент. Ряд усовершенствований в конструкцию Ф. внёс в сер. 19 в. чеш. мастер В. Ф. Червеный.

    Литература: Шафгайтель Э., В. Ф. Червеный в г. Градец-Кралове в Чехии и его область медных духовых музыкальных инструментов, Киев, 1906, с. 29-32; Чулаки М., Инструменты симфонического оркестра, Л., 1950, с. 171-73, М., 1972; Levy J., Die Signalinstrumente in der altfranzosischen Texten, "SIMG", Bd 12, 1910-11; Sасhs С., Reallexikon der Musikinstrumente, В., 1913, S. b 145, факсим. изд., Hildesheim, 1964; Вrьсker F., Die Blasinstrumente in der altfranzцsischen Literatur, "GieЯener Beitrдge zur Romanischen Philologie", 1926, No 19; Сarse A., Musical wind instruments, L., 1939, N. Y., 1965; Tracy E. S., Music and bugling, N. Y., 1947.А. А. Розенберг.

  7. Источник: Музыкальная энциклопедия