Большая Советская энциклопедия

    Моисеев Игорь Александрович [р. 8(21).1.1906, Киев], советский артист балета и балетмейстер, народный артист СССР (1953). В 1924 окончил Московское хореографическое училище (ученик А. А. Горского) и до 1939 был солистом балетной труппы Большого театра. Здесь же поставил в 1930 балеты «Футболист» Оранского (совместно с Л. А. Лащилиным) и «Тщетная предосторожность» Гертеля (совместно с А. М. Мессерером), в 1932 — «Саламбо» Арендса, в 1935 — «Три толстяка» Оранского, в 1958 — «Спартак» Хачатуряна. Один из основоположников сов. сценического народного танца. В 1937 создал Ансамбль народного танца СССР, с этого времени — его бессменный художественный руководитель. Помимо отдельных танцев, М. осуществил постановки: «Танцы народов СССР» (1937—38), «Танцы славянских народов» (1945), «Мир и дружба» (1953). В своих постановках М. сохраняет и развивает богатство, образность и самобытность танцевального искусства разных народов. На основе фольклорного материала создал цикл жанровых хореографических сцен: «Картинки прошлого», «Советские картинки», «По странам мира», а также «Партизаны», «Призывники», «Вива, Куба!», «Подмосковная лирика», «Старинная городская кадриль», «Арагонская хота», «Дорога к танцу» (Ленинская премия, 1967) и др. Государственная премия СССР (1942, 1947, 1952). М. — автор теоретических статей по вопросам хореографического искусства и искусства народного танца. Награждён орденом Ленина, 3 другими орденами, а также медалями.

  1. Источник: Большая советская энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия. 1969—1978.



  2. Большой энциклопедический словарь

    МОИСЕЕВ Игорь Александрович (р. 1906) - российский балетмейстер, народный артист СССР (1953), Герой Социалистического Труда (1976). Организатор и руководитель Ансамбля народного танца СССР (1937). Ленинская премия (1967), Государственная премия СССР (1942, 1947, 1952, 1985).

  3. Источник: Большой Энциклопедический словарь. 2000.



  4. Энциклопедический словарь

    Моисе́ев Игорь Александрович

    (р. 1906), артист балета, балетмейстер, народный артист СССР (1953), Герой Социалистического Труда (1976). Поставил в Большом театре: «Футболист» (1930), «Три толстяка» (1935, оба В. А. Оранского), «Спартак» А. И. Хачатуряна (1958) и др. Организатор и руководитель Ансамбля народного танца СССР (1937; с 1991 Ансамбль народного танца). Постановки: «Половецкие пляски» на музыку А. П. Бородина (1978), «Ночь на Лысой горе» на музыку М. П. Мусоргского (1984), «Еврейская сюита» (1994) и др. Государственная премия СССР (1942, 1947, 1952, 1985), Ленинская премия (1967), Государственная премия Российской Федерации (1995). Профессор (с 1997).

    * * *

    МОИСЕЕВ Игорь Александрович

    МОИСЕ́ЕВ Игорь Александрович [8 (21) января 1906, Киев — 2 ноября 2007, Москва], российский танцовщик и балетмейстер. Народный артист СССР (1953). Герой Социалистического Труда (1976). Ленинская премия (1967). Государственная премия СССР (1942, 1947, 1952, 1985). Государственная премия России (1995).

    В 1924 окончил Московское хореографическое училище (педагог А. А. Горский(см. ГОРСКИЙ Александр Алексеевич)). В 1924—39 в Большом театре. Исполнял партии: Иосиф («Иосиф Прекрасный» С. Н. Василенко), Футболист («Футболист» В. А. Оранского), Мато («Саламбо» А. Ф. Арендса) и др. Поставил балеты: «Футболист» В. А. Оранского (1930, совместно с Л. А. Лащилиным), «Тщетная предосторожность» П. Гертеля (1930, совместно с А. М. Мессерером(см. МЕССЕРЕР Асаф Михайлович) и Лащилиным), «Три толстяка» Оранского (1935), «Спартак» А. И. Хачатуряна (1958; первая постановка в Большом театре). Ставил танцы в операх: «Турандот» Дж. Пуччини (1930), «Демон» А. Г. Рубинштейна (1932), «Кармен» Ж. Бизе (1936) и др. В своих балетмейстерских работах Моисеев стремился к непрерывности драматургического развития действия, выраженного средствами классической и народной хореографии. Его балеты отличались театральностью формы, остротой сюжета, выразительностью танцевального языка.

    В 1937 Моисеев создал Ансамбль народного танца СССР(см. АНСАМБЛЬ НАРОДНОГО ТАНЦА), равного которому нет в мире: с тех пор он его бессменный руководитель и постановщик всех программ. Этот ансамбль (с самого начала неофициально зовущийся «моисеевским») стал новаторским явлением в истории мировой хореографической культуры, новым видом танцевально-сценического искусства, основанного на слиянии самобытности народного творчества с академической основой танца. Моисеев поставил разнообразные по жанру фольклорные циклы: «Картинки прошлого» (1937), «Колхозная улица» (1938), «Морская сюита» (1943), сюита «Жок» (1949), «Партизаны» (1950), «Хитрый Мокану» (1952), «Метелица» (1965), «Дорога к танцу», «Скоморохи» (оба 1970), «Половецкие пляски», «Праздник труда» (оба 1978), «На катке» (1980), «Ночь на Лысой горе» на музыку М. П. Мусоргского (1984), «Таверна» (1986), «По странам мира» (1960—89), цикл зарубежных танцев (1960—91; 30 номеров), «Греческая сюита» на музыку М. Теодоракиса (1991), «Еврейская сюита» (1994) и др. Моисеев владеk глубочайшим знанием хореографической лексики, обладал богатой фантазией и изобретательностью в сочинении ярких пластических характеристик персонажей. В своих постановках он являлся не только хореографом, но и режиссером, и драматургом.

    В 1966 организовал хореографический концертный ансамбль «Молодой балет» (ныне — Государственный театр балета под руководством Н. Д. Касаткиной(см. КАСАТКИНА Наталья Дмитриевна) и В. Ю. Василева(см. ВАСИЛЕВ Владимир Юдич)), которым руководил до 1970. Творчеству Моисеева посвящены документальный фильм «Вечное движение» («Perpetuum mobile», 1967), телефильм «Балет Игоря Моисеева» (1982). Моисеев — автор книги «Я вспоминаю... Гастроль длиною в жизнь» (1996), а также ряда статей по вопросам танцевального искусства. Почетный член Академии танца в Париже (1953). В 1994 в Москве был проведен Фестиваль музыки и танца в честь Моисеева. В 2000 был удостоен медали Моцарта — одной из наиболее почетных наград ЮНЕСКО.

  5. Источник: Энциклопедический словарь



  6. Большой Энциклопедический словарь

  7. Источник: