Большая Советская энциклопедия

    Есенин Сергей Александрович [21.9(3.10).1895, с. Константинове, ныне Есенино Рязанской области, ‒ 28.12.1925, Ленинград; похоронен в Москве], русский советский поэт. Родился в крестьянской семье. С 1913 жил в Москве, работал в типографии; был слушателем народного университета им. А. М. Шанявского. Первое опубликованное стихотворение ‒ «Берёза» (1914). В 1915 Е. переехал в Петроград, где сблизился с поэтами Н. Клюевым, С. Городецким, познакомился с А. Белым и А. Блоком. Первый сборник стихов «Радуница» (1916) привлек внимание проникновенным изображением природы и «праздничностью зрения», которую сам Е. впоследствии осознал как живую черту народного мироощущения, связав её с органической образностью русского языка, с обрядовым и орнаментальным народным искусством (ст. «Ключи Марии», 1918).

    Отношение Е. к Октябрьской революции ‒ восторженное, но с «крестьянским уклоном» (по его словам) ‒ отразилось в цикле поэм 1917‒18 («Отчарь», 1917, «Октоих», 1918, «Инония», 1918, «Пантократор», 1919, и др.), своеобразной поэтической «библии», назначением которой, по замыслу Е., было нести «светильник» искусства в обновленный революционным вихрем быт. Но вскоре Е. ощутил, что реальные социально-исторические сдвиги несовместимы с его крестьянской утопией «Инонии», земли, где реки текут «молоком и мёдом». Недоверчивое и враждебно-оборонительное отношение к «железному гостю» ‒ городу проявилось в произведениях 1919‒21: в «Сорокоусте», 1920, «Кобыльих кораблях», 1920, «Песне о хлебе», 1921, отчасти ‒ в лирической драме «Пугачев» (1921).

    В 1919‒23 Е. состоит в группе имажинистов. Связь уже сложившегося самобытного художника с имажинизмом была чисто внешней, но жизненный стиль и быт имажинистской богемы сыграли немалую роль в судьбе Е. Пессимистические упадочнические настроения отразились в цикле «Москва кабацкая» (1921‒24), в поэме «Чёрный человек» (1925). Однако Е. не мог жить в отрыве от общества, современности, от России (это стало для него особенно ясно во время заграничного путешествия 1922‒23). 1924‒25 были для Е. годами перелома. В «Песни о великом походе», сборнике «Русь Советская» (1925), стихах «Возвращение на родину», «Капитан земли», вступлении к эпической поэме «Гуляй-поле» Е. стремится «... постигнуть в каждом миге коммуной вздыбленную Русь». Поэт воссоздаёт в своих стихах образ В. И. Ленина; воспевает подвиг бакинских комиссаров («Баллада о двадцати шести», 1924); в поэме «Анна Снегина» (1925) реалистически показывает новую, революционную жизнь села. Среди написанных тогда же лирических стихов широко известны цикл «Персидские мотивы» (сборник 1925), стихи «Письмо матери», «Собаке Качалова». Однако, несмотря на искреннее желание художнически освоить «иную жизнь села» и уважение к новой, интернациональной России, Е. продолжал чувствовать себя поэтом «Руси уходящей», «золотой бревенчатой избы». В состоянии тяжёлой душевной депрессии покончил с собой.

    Е., выразивший своей поэзией «неисчерпаемую «печаль полей», любовь ко всему живому в мире и милосердие...» (Горький М., Собрание соч., т. 17, 1952, с. 64), ‒ один из самых читаемых русских лириков и замечательный обновитель поэтической образности. Восприняв романтический настрой народной песни, научившись у частушки искусству лирического жеста, а у загадки ‒ метафоричности, он миновал опасность стилизаторства и создал оригинальную поэтическую систему, в которой свободно соединяются напевность и живописность, фольклорная обобщенность и сложность индивидуальных душевных движений. На родине Е. ‒ мемориальный музей. Произведения Е. переведены на многие языки.

    Соч.: Собр. стихотворений. [Вступ. ст. А. Воронского], т. 1‒4, М. ‒ Л., 1926‒27; Соч.{Вступ. ст. К. Зелинского], т.1-2, М., 1955; Собр. соч., т.1‒5. М., 1961‒62; Собр. соч., т. 1-5, М., 1966-68.

    Лит.: Горький М., Сергей Есенин, Собр. соч., т. 17, М., 1952; Есенин. Жизнь. Личность. Творчество, под ред. Е. Никититиной, М., 1926; Воспоминания о Сергее Есенине. Сб. под общей ред. Ю. Л. Прокушева, М., 1965; Наумов Е., Сергей Есенин. Личность. Творчество. Эпоха. Л., 1969; Юшин П. Ф., Сергей Есенин. Идейно-творческая эволюция, М., 1969; Коржан В., Есенин и народная поэзия, Л., 1969, Карпов Е. Л., С. А. Есенин. Библиографический справочник, М., 1966.

    А. М. Марченко.

  1. Источник: Большая советская энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия. 1969—1978.



  2. Большой энциклопедический словарь

    ЕСЕНИН Сергей Александрович (1895-1925) - русский поэт. С первых сборников ("Радуница", 1916; "Сельский часослов", 1918) выступил как тонкий лирик, мастер глубоко психологизированного пейзажа, певец крестьянской Руси, знаток народного языка и народной души. В 1919-23 входил в группу имажинистов (см. Имажинизм). Трагическое мироощущение, душевное смятение выражены в циклах "Кобыльи корабли" (1920), "Москва кабацкая" (1924), поэме "Черный человек" (1925). В поэме "Баллада о двадцати шести" (1924), посвященной бакинским комиссарам, сборнике "Русь Советская" (1925), поэме "Анна Снегина" (1925) Есенин стремился постигнуть "коммуной вздыбленную Русь", хотя продолжал чувствовать себя поэтом "Руси уходящей", "золотой бревенчатой избы". Драматическая поэма "Пугачев" (1921). В состоянии депрессии покончил жизнь самоубийством.

  3. Источник: Большой Энциклопедический словарь. 2000.



  4. Энциклопедия Кольера

    (1895-1925), русский поэт. Родился 4 октября 1895 в деревне Константиново, после его смерти переименованной в Есенино. Сын зажиточного крестьянина Рязанской губернии; в 16 лет окончил церковно-приходскую школу в родной деревне; довершал образование собственными силами. Начал писать стихи в девятилетнем возрасте. В 1912 приехал в Москву и вскоре вошел в контакт с подпольной большевистской организацией. Некоторое время работал печатником. В 1914 перебрался в Санкт-Петербург, где свел знакомство с русскими поэтами-символистами, в том числе с А.Блоком. Первый стихотворный сборник Есенина был опубликован в 1916. С 1919 по 1921 возглавлял литературную группу, называвшую себя имажинистами; в начале 1920-х годов совершил несколько путешествий в Западную Европу и Америку. Некоторое время был женат на американской танцовщице Айседоре Дункан, затем развелся с нею и женился на внучке Л.Толстого. Запойное пьянство и беспорядочная жизнь подорвали его душевное здоровье, и 28 декабря 1925 он в припадке отчаяния покончил с собой (в Ленинграде; похоронен в Москве). Поэзию Есенина отличают глубокая искренность и высокий эмоциональный накал. В сущности он был крестьянским поэтом, и его личная трагедия была в большой степени порождена оторванностью от родной среды, неприкаянностью. Крестьянские мотивы его поэзии отошли в прошлое после 1917, когда решающей силой стал индустриальный пролетариат, отвергавший крестьянский индивидуализм. Главные поэтические образы Есенина имеют религиозную окраску, что в конце его жизни еще более обостряло и без того стремительно ухудшавшиеся отношения с официальной критикой. Тем не менее предреволюционные и первые послереволюционные стихи Есенина отражают властное влечение к переменам. Он восторженно приветствовал Октябрьский переворот 1917; идеологический разлад с большевизмом выявился позднее. Затравленный критиками и угнетенный враждебной действительностью, он пытался писать стихи, прославляющие "стального коня" (паровоз), символ городского технического прогресса. Важнейшие его произведения - Марфа Посадница и Ус (1914), Товарищ и Певущий зов (1917-1918), Исповедь хулигана (1921) и Пугачев (1922).

    ЛИТЕРАТУРА

    Белоусов В.Г. Сергей Есенин. Литературная хроника, ч. 1-2. М., 1969-1970 Марченко А. Поэтический мир Есенина. М., 1972 Наумов Е.И. Сергей Есенин. 2-е изд. Л., 1973 Есенин С. Собрание сочинений, тт. 1-6. М., 1977-1980 Прокушев Ю.Л. С.Есенин: Образ, стихи, эпоха. М., 1979 Базанов В.Г. С.Есенин и крестьянская Россия. Л., 1982 Мариенгоф А. Бессмертная трилогия. М., 1998

  5. Источник: Энциклопедия Кольера



  6. Энциклопедический словарь

    Есе́нин Сергей Александрович

    (1895—1925), русский поэт. С первых сборников («Радуница», 1916; «Сельский часослов», 1918) выступил как тонкий лирик, мастер глубоко психологизированного пейзажа, певец крестьянской Руси, знаток народного языка и народной души. В 1919—23 входил в группу имажинистов (см. Имажинизм). Трагическое мироощущение, душевное смятение выражены в циклах «Кобыльи корабли» (1920), «Москва кабацкая» (1924), поэме «Чёрный человек» (1925). В поэме «Баллада о двадцати шести» (1924), посвящённой бакинским комиссарам, сборнике «Русь Советская» (1925), поэме «Анна Снегина» (1925) Есенин стремился постигнуть «коммуной вздыбленную Русь», хотя продолжал чувствовать себя поэтом «Руси уходящей», «золотой бревенчатой избы». Драматическая поэма «Пугачёв» (1921). В состоянии депрессии покончил жизнь самоубийством.С. А. Есенин.

    * * *

    ЕСЕНИН Сергей Александрович

    ЕСЕ́НИН Сергей Александрович (1895—1925), русский поэт. С первых сборников («Радуница», 1916; «Сельский часослов», 1918) выступил как тонкий лирик, мастер глубоко психологизированного пейзажа, певец крестьянской Руси, знаток народного языка и народной души. В 1919—23 входил в группу имажинистов (см. Имажинизм(см. ИМАЖИНИЗМ)). Трагическое мироощущение, душевное смятение выражены в циклах «Кобыльи корабли» (1920), «Москва кабацкая» (1924), поэме «Черный человек» (1925). В поэме «Баллада о двадцати шести» (1924), посвященной бакинским комиссарам, сборнике «Русь Советская» (1925), поэме «Анна Снегина» (1925) Есенин стремился постигнуть «коммуной вздыбленную Русь», хотя продолжал чувствовать себя поэтом «Руси уходящей», «золотой бревенчатой избы». Драматическая поэма «Пугачев» (1921). В состоянии депрессии покончил жизнь самоубийством.

    * * *

    ЕСЕ́НИН Сергей Александрович [21 сентября (3 октября) 1895, с. Константиново Рязанской губернии — 28 декабря 1925, Ленинград], русский поэт.

    Детство. Юность

    Родился в крестьянской семье, ребенком жил в семье деда. Среди первых впечатлений Есенина — духовные стихи, распевавшиеся странствующими слепцами, и бабушкины сказки. С отличием закончив Константиновское четырехклассное училище (1909), он продолжил обучение в Спас-Клепиковской учительской школе (1909—12), из которой вышел «учителем школы грамоты». Летом 1912 Есенин переехал в Москву, некоторое время служил в мясной лавке, где приказчиком работал его отец. После конфликта с отцом ушел из лавки, работал в книгоиздательстве, затем в типографии И. Д. Сытина(см. СЫТИН Иван Дмитриевич); в этот период он примкнул к революционно настроенным рабочим и оказался под надзором полиции. В это же время Есенин занимается на историко-философском отделении университета Шанявского(см. ШАНЯВСКОГО УНИВЕРСИТЕТ) (1913—15).

    Литературный дебют. Успех

    С детства слагавший стихи (в основном в подражание А. В. Кольцову(см. КОЛЬЦОВ Алексей Васильевич), И. С. Никитину(см. НИКИТИН Иван Саввич), С. Д. Дрожжину(см. ДРОЖЖИН Спиридон Дмитриевич)), Есенин обретает единомышленников в «Суриковском литературно-музыкальном кружке»(см. СУРИКОВСКИЙ ЛИТЕРАТУРНО-МУЗЫКАЛЬНЫЙ КРУЖОК), членом которого он становится в 1912. Печататься начинает в 1914 в московских детских журналах (дебют — стихотворение «Береза»).

    Весной 1915 Есенин приезжает в Петроград, где знакомится с А. А. Блоком(см. БЛОК Александр Александрович), С. М. Городецким(см. ГОРОДЕЦКИЙ Сергей Митрофанович), А. М. Ремизовым(см. РЕМИЗОВ Алексей Михайлович)и др., сближается с Н. А. Клюевым(см. КЛЮЕВ Николай Алексеевич), оказавшим на него значительное влияние. Их совместные выступления со стихами и частушками, стилизованными под «крестьянскую», «народную» манеру (Есенин являлся публике златокудрым молодцем в расшитой рубашке и сафьяновых сапожках), имели большой успех.

    «Радуница»

    Первый сборник стихов Есенина — «Радуница» (1916) — восторженно приветствуется критикой, обнаружившей в нем свежую струю, отмечавшей юную непосредственность и природный вкус автора. В стихах «Радуницы» и последующих сборниках («Голубень», «Преображение», «Сельский часослов», все 1918, и др.) складывается особый есенинский «антропоморфизм»: животные, растения, явления природы и пр. очеловечиваются поэтом, образуя вместе с людьми, связанными корнями и всем своим естеством с природой, гармоничный, целостный, прекрасный мир. На стыке христианской образности, языческой символики и фольклорной стилистики рождаются окрашенные тонким восприятием природы картины есенинской Руси, где все: топящаяся печка и собачий закут, некошеный сенокос и болотные топи, гомон косарей и храп табуна — становится объектом благоговейного, почти религиозного чувства поэта («Я молюсь на алы зори, Причащаюсь у ручья»).

    Революция

    В начале 1918 Есенин переезжает в Москву. С воодушевлением встретив революцию, он пишет несколько небольших поэм («Иорданская голубица», «Инония», «Небесный барабанщик», все 1918, и др.), проникнутых радостным предчувствием «преображения» жизни. Богоборческие настроения сочетаются в них с библейской образностью — для обозначения масштаба и значимости происходящих событий. Воспевая новую действительность и ее героев, Есенин пытался соответствовать времени («Кантата», 1919). В более поздние годы им были написаны «Песнь о великом походе», 1924, «Капитан земли», 1925, и др.). Размышляя, «куда несет нас рок событий», поэт обращается к истории (драматическая поэма «Пугачев», 1921).

    Имажинизм

    Поиски в сфере образности сближают Есенина с А. Б. Мариенгофом(см. МАРИЕНГОФ Анатолий Борисович), В. Г. Шершеневичем, Р. Ивневым(см. ИВНЕВ Рюрик), в начале 1919 они объединяются в группу имажинистов (см. Имажинизм(см. ИМАЖИНИЗМ)); Есенин становится завсегдатаем «Стойла Пегаса» — литературного кафе имажинистов у Никитских ворот в Москве. Однако поэт лишь отчасти разделял их платформу — стремление очистить форму от «пыли содержания». Его эстетические интересы обращены к патриархальному деревенскому укладу, народному творчеству — духовной первооснове художественного образа (трактат «Ключи Марии», 1919). Уже в 1921 Есенин выступает в печати с критикой «шутовского кривляния ради самого кривляния» «собратьев»-имажинистов. Постепенно из его лирики уходят вычурные метафоры.

    «Москва кабацкая»

    В начале 1920-х гг. в стихах Есенина появляются мотивы «развороченного бурей быта» (в 1920 распался длившийся около трех лет брак с З. Н. Райх(см. РАЙХ Зинаида Николаевна)), пьяной удали, сменяющейся надрывной тоской. Поэт предстает хулиганом, скандалистом, пропойцей с окровавленной душой, ковыляющим «из притона в притон», где его окружает «чужой и хохочущий сброд» (сборники «Исповедь хулигана», 1921; «Москва кабацкая», 1924).

    Айседора

    Событием в жизни Есенина явилась встреча с американской танцовщицей Айседорой Дункан(см. ДУНКАН Айседора) (осень 1921), которая через полгода стала его женой. Совместное путешествие по Европе (Германия, Бельгия, Франция, Италия) и Америке (май 1922 — август 1923), сопровождавшееся шумными скандалами, эпатирующими выходками Есенина, обнажило их «взаимонепонимание», усугублявшееся и буквальным отсутствием общего языка (Есенин не владел иностранными языками, Айседора выучила несколько десятков русских слов). По возвращении в Россию они расстались.

    Стихи последних лет

    На родину Есенин вернулся с радостью, ощущением обновления, желанием «быть певцом и гражданином... в великих штатах СССР». В этот период (1923—25) создаются его лучшие строки: стихотворения «Отговорила роща золотая...», «Письмо к матери», «Мы теперь уходим понемногу...», цикл «Персидские мотивы», поэма «Анна Снегина» и др.

    Главное место в его стихах по-прежнему принадлежит теме родины, которая теперь приобретает драматические оттенки. Некогда единый гармоничный мир есенинской Руси раздваивается: «Русь Советская» — «Русь уходящая». Намеченный еще в стихотворении «Сорокоуст» (1920) мотив состязания старого и нового («красногривый жеребенок» и «на лапах чугунных поезд») получает развитие в стихах последних лет: фиксируя приметы новой жизни, приветствуя «каменное и стальное», Есенин все больше ощущает себя певцом «золотой бревенчатой избы», поэзия которого «здесь больше не нужна» (сборники «Русь Советская», «Страна Советская», оба 1925). Эмоциональной доминантой лирики этого периода становятся осенние пейзажи, мотивы подведения итогов, прощания.

    Трагический финал

    Последние два года жизни Есенина прошли в постоянных разъездах: он трижды совершает путешествия на Кавказ, несколько раз ездит в Ленинград, семь раз — в Константиново. В очередной раз пытается начать семейную жизнь, но его союз с С. А. Толстой (внучкой Л. Н. Толстого) не был счастливым. В конце ноября 1925 измученный скитальчеством и бивуачным бытом поэт попадает в психоневрологическую клинику. Одним из последних его произведений стала поэма «Черный человек» («Друг мой, друг мой, Я очень и очень болен...»), в которой прошедшая жизнь предстает частью ночного кошмара. Прервав курс лечения, 23 декабря Есенин поехал в Ленинград, где в ночь на 28 декабря в состоянии глубокой душевной депрессии в гостинице «Англетер» покончил с собой.

    Postscriptum

    Широко распространенные версии о других обстоятельствах смерти поэта специально созданная комиссия в 1993 не подтвердила.

  7. Источник: Энциклопедический словарь



  8. Лермонтовская энциклопедия

    ЕС́́ЕНИН Сергей Александрович (1895—1925), рус. сов. поэт. В творчестве Е. своеобразно преломились поэтич. традиции Л. По словам самого Е., в юности ему «из поэтов больше всего нравились Лермонтов и Кольцов». Будущий поэт с увлечением читал наизусть стихи Л., поэму «Мцыри». В юношеских письмах Е. к Г. А. Панфилову (1912—13) и М. П. Бальзамовой (1912—15) упоминаются романтич. поэма «Пророк», стих. «Поэт», «Тоска», созданные Е. под впечатлением «Пророка» Л. и всего круга его стихов, посв. теме «поэт и толпа»; не раз цитируется стих Л. «И скучно и грустно». Ранние поэтич. опыты Е. — «Думы», «Капли», «Звездочки ясные, звезды высокие» — написаны в подражание стих. Л. «Тучи». Поэтич. контакты с Л., порой полемич. характера, возникают в стих. Е. «Нищий с паперти», «О верю, верю, счастье есть», «Отвори мне, страж заоблачный» и др. В стих. «Сыпь, тальянка, звонко, сыпь, тальянка, смело» (1925), строки к-рого: «Пусть она услышит, пусть она поплачет, / Ей чужая участь ничего не значит» — восходят к «Завещанию» Л. — стих., особенно любимому Е. в зрелые годы.В творчестве зрелого Е. традиции Л. получили новаторское воплощение, проявляясь не столько генетически, в усвоении сходных поэтич. мотивов и форм стиха, сколько типологически, в самом характере лирики — высоко эмоциональной, народной по духу, романтич. по мироощущению. Мн. стихи Е., в т.ч. его любовная лирика, как и у Л., отличаются красотой мелодич. рисунка, напевностью, задушевностью, непринужденностью разговорных интонаций. Интимная лирика Е., как и Л., глубоко исповедальна по своей природе; вместе с тем исповедь переплетается в ней с размышлениями о миссии поэта, о родине и об эпохе («Письмо к женщине», 1924, цикл «Персидские мотивы», 1924—25, поэма «Анна Снегина», 1925).При всем различии социально-историч. условий, формировавших поэтов, Е. и Л. роднит высокое чувство нац. самосознания, патриотизм, вбирающий в себя противоборствующие силы душевного притяжения и отталкивания. «Странная», порой безотчетная и противоречивая любовь Л. к отчизне (стих. «Родина») отозвалась психологически близкими мотивами в дореволюц. лирике Е. (стих. «Русь», «Край ты мой заброшенный», «Запели тесаные дроги», «Устал я жить в родном краю»). Противоречивый характер чувства к родине порождает у обоих поэтов мотивы бесприютности, странничества. Ими пронизано творчество раннего, а порой и зрелого Е. («Странник», 1914; «В том краю, где желтая крапива», 1915; «В этом мире я только прохожий», 1925). Отсюда же — частые переходы в лирич. тональности стихов от надежд к отчаянию, от элегии к иронии и сарказму, от настроений гражданственно-активных к пессимизму («Отговорила роща золотая», «Возвращение на родину»).«Нежность грустная русской души» естественно сочетается у Е. с разбойной удалью, бунтом, поэтизацией народной вольницы. Пугачевское восстание романтизируется в лирич. драме Е. «Пугачев» (1921), как и в неоконч. романе Л. «Вадим», посв. той же теме. Как и Л., Е. присуще глубокое сознание поэтич. ответственности перед миром, отношение к «песенному слову» как слову пророческому, связанному с заветом «правды жизни не нарушить» («Быть поэтом — это значит то же», 1925).Л. сопутствовал Е. всю жизнь. В сер. 20-х гг. он любил говорить об А. С. Пушкине и Л. как о своих поэтич. предшественниках («Я полон дум о них, ушедших и великих» — стих. «На Кавказе», 1924; ср.: «Русь бесприютная», 1921, «Письмо к сестре», 1925, «Автобиография», 1924).Соч. Собр. соч. в 3-х тт., т. 1, М., 1970, с. 119, 120, 168, 190, 215, 234, 250, 275; т. 2, с. 29, 99, 136, 309, 317; т. 3, с. 170, 184, 185, 197, 198—201, 203, 204, 209, 210, 314.Лит.: Зелинский К., С. А. Есенин. Критико-биографич. очерк, в кн.: Есенин С., Собр. соч., т. 1, М., 1966, с. 17; его же, Сергей Есенин, в кн.: В изменяющемся мире, М., 1969, с. 96; Воспоминания о С. Есенине, сб., М., 1965, с. 61, 90, 282, 385, 403, 484; Кулинич А. В., Новаторство и традиции в рус. сов. поэзии 20-х гг., [К.], 1967, с. 55, 56, 59, 158, 265, 282, 314, 360; Наумов Е., С. Есенин. Личность. Творчество. Эпоха, Л., 1973, с. 10, 11, 12, 14, 75, 123, 370—72, 383, 404; Харчевников В. И., О пушкинской и лермонт. традициях в поэтич. стиле С. Есенина, в сб.: Поэтика и стилистика рус. лит-ры, Л., 1971, с. 297—300; Жаворонков А. З., С. А. Есенин и рус. писатели ХІХ—ХХ вв., «Уч. зап. Кировского пед. ин-та. Кафедра лит-ры», 1971, в. 49, с. 110, 111, 113, 114, 116, 120—125; Мануйлов В., О С. Есенине, «Звезда», 1972, № 2, с. 183; Голованова Т. П. (3), с. 55—85.

  9. Источник: Лермонтовская энциклопедия



  10. Москва (энциклопедия)

  11. Источник:



  12. Большой Энциклопедический словарь

  13. Источник: