Большая Советская энциклопедия

    I

    Но́вак (Novak)

    Венцеслав (1.9.1859, Сень, — 20.9.1905, Загреб), хорватский писатель, музыкальный критик. Печатался с 1881. Автор романов («Павел Шегота», 1888; «Никола Баретич», 1896; «Последние Стипанчичи», 1899; и др.), повестей («Из подвалов большого города» и др.), рассказов. Для произведений Н. характерны критика буржуазного общества, правдивое изображение жизни городской бедноты; первым в хорватской литературе он создал образы рабочих. В некоторых произведениях Н. сказалось влияние модернизма, а также натурализма (роман «Тито Дорчич», опубликован посмертно в 1906).

    Соч.: Djela, t. 1—12, Zagreb, 1932—36; Djela, t. 1—3, Zagreb, 1951—52 (лит.).

    Лит.: Jyрковиħ М., В. Novak, Београд, 1962.

    II

    Но́вак (Novák)

    Витезслав (5.12.1870, Каменице, — 18.7.1949, Скутеч), чешский композитор, народный артист ЧССР (1945). Ученик К. Книтля и К. Штекера (теория музыки), А. Дворжака и К. Бендля (композиция). С 1909 преподавал в Пражской консерватории (в 1919—22 директор); в 1919—39 профессор композиции в Школе мастеров при этой консерватории. Среди учеников — О. и Я. Еремиаши, А. Хаба. Н. — один из основоположников (вслед за Дворжаком) чешской музыкальной педагогики. В музыке Н. претворён словацкий и моравский музыкальный фольклор (национальная основа проявляется не только в тематизме, но в ладо-интонационной сфере, гармоническом языке). В то же время ощутимы влияния К. Дебюсси, Р. Штрауса и Н. А. Римского-Корсакова. Н. был творчески связан и с многими русскими композиторами, находился в переписке с М. А. Балакиревым, Н. А. Римским-Корсаковым, А. К. Глазуновым. Творчество Н. отличалось стилистической многогранностью и жанровым разнообразием. Н. — автор 4 опер, в том числе «Фонарь» (1923, Прага), 2 балетов-пантомим (оба пост. 1930), произведения для солистов, хора и оркестра (в т. ч. «Осенней симфонии», 1934), «Сватовацлавского триптиха» (для органа, 1941; для оркестра, 1942), «Майской симфонии» (посвящена освобождению ЧССР от фашистской оккупации, 1945), симфонических поэм, увертюр и сюит, концерта для фортепьяно с оркестром, камерно-инструментальных ансамблей, циклов обработок словацких народных песен для голоса, фортепьяно и для хора.

    Лит.: Бэлза И., Витезслав Новак, М., 1957; Lébl V., Vitězslav Novák, Praha — Bratislava, 1969.

    А. Г. Юсфин.

    III

    Нова́к

    Григорий Ирмович (р. 5.3.1919, Чернобыль Киевской области), советский спортсмен-тяжелоатлет, артист цирка, заслуженный мастер спорта (1945), заслуженный артист РСФСР (1969). Первый советский чемпион мира (1946), 10-кратный чемпион СССР, свыше 100 раз улучшал мировые и всесоюзные рекорды в различных упражнениях тяжелоатлетического троеборья (в 1939—52, разные весовые категории). Выступает на арене цирка и эстраде (в 1933—36 и с 1953). Награжден 2 орденами, а также медалями.

  1. Источник: Большая советская энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия. 1969—1978.



  2. Литературная энциклопедия

    Новак

    НОВАК Венцеслав (Vjenceslav Novak, 1859—1905) — видный хорватский писатель 80—90-х гг., автор многочисленных рассказов и романов. В первый период творчества Н. интересовался гл. обр. этнографическими и пейзажными зарисовками хорватского приморья, с 90-х гг. фиксировал внимание на социальной характеристике хорватского общества: чиновничества, мелкой буржуазии, городской бедноты, интеллигенции. Натуралистический роман-фельетон Новака, созданный под влиянием французского натурализма и русского реализма, интересен реалистическим анализом главным образом жизни городских низов и люмпен-пролетариата и преодолением обычных национально-романтических традиций.

    Творческий путь Н. заключен в хронологические рамки реакционного мадьяризаторского режима бана Куэна-Гедервари (1883—1903). Национальный гнет, препятствующий нормальному экономическому развитию Хорватии, и быстрый рост капиталистических отношений в деревне, разрушивший патриархальную общину и создавший значительную резервную армию пролетариата, вступают в глубокое противоречие между собой. Характер этой эпохи и прогрессивная роль в ней хорватской буржуазии целиком определяют творчество Н. Среди хорватских реалистов 80—90-х гг. Н. занимает особое и видное место как выразитель идеологии городской мелкой буржуазии, связывавшей поступательное движение капитализма в деревне и обнищание населения с национальным гнетом.

    Лучшие романы Н.: «Pod Nehajem» (1892), «Nikola Baretic» (1896), «Poslejednje Stipaneice» (1899), «Dva Svijeta» (1901), «Tito Dorcic» (1906) и др. Недостатки его творчества: отсутствие широких социальных обобщений, натуралистическая фотографичность, часто неряшливость стиля и т. д.Библиография:

    I. Издание Полного собр. сочин. Новака предпринято в последнее время (1932) в Загребе. На русский яз. перев.: Соломон, СПБ, 1892 («Слав. биб-ка» М. Лидерле, № 7); В гостях у нищего, «Мир божий», 1892, II.

    II. Dvornikovic L., V. Novak, «Nada», 1902; Ogrizovic M., Hrvatski pripovjedaci, Zagreb, 1908; Livadic В., Vjenc. Novak, «Savremenik», 1906; Его же, Djelo В. Новака (Избране приповијести), 1925.

  3. Источник: Литературная энциклопедия