Большая Советская энциклопедия

    транспортная система, в которой вагоны с пассажирами или вагонетки с грузом перемещаются по установленной на эстакаде или отдельных опорах балке — монорельсу. В России первая грузовая М. д. с конной тягой была построена в начале 19 в. под Москвой механиком И. К. Эльмановым. В конце 19 в. в Гатчине был построен опытный участок электрифицированной М. д. электротехником И. В. Романовым. Однако широкого распространения в России М. д. не получили. За рубежом одной из старейших является функционирующая М. д. в г. Вупперталь (Германия), построенная в 1902. С 1957 по 1970 в США, Японии, ФРГ, Франции, Швейцарии, Канаде, Италии построено около 30 М. д. (в основном для экспериментальных целей или действующие на выставках). В СССР разрабатываются проекты М. д. (систем «Альвег» и «Сафеже») для пассажирских перевозок в крупных промышленных центрах, создан проект М. д. в Киеве для участка Гидропарк — мост им. Патона (протяжённостью 1,8 км), разрабатывается проект для г. Рустави протяжённостью 19,4 км.

    Различают М. д. навесные — вагоны опираются на ходовую тележку, расположенную над путевой балкой (рис.), и подвесные — вагоны подвешены к ходовой тележке и перемещаются под монорельсом. Наиболее распространены навесные М. д. системы «Альвег», разработанные в ФРГ, например действующая М. д. в Токио к аэропорту Ханеда протяжённостью 15 км (Япония). Разновидности подвесных М. д.: системы «Скайвей», созданные в США, с открытой конструкцией путей и несимметричной подвеской вагонов, и системы «Сафеже», разработанные во Франции, с закрытыми путями внутри полой несущей балки и симметричным подвешиванием вагонов. М. д. благодаря способности развивать относительно высокие скорости, безопасности движения, возможности сообщения по кратчайшему расстоянию, независимости пути от ландшафта и условий планировки, сравнительно малой металлоёмкости и высокой энергетической экономичности, возможности полной автоматизации являются прогрессивным видом промышленного, городского и пригородного транспорта.

    Ходовые тележки вагонов пассажирских М. д. имеют электрический привод, пневматические ходовые, пневматические или обрезиненные направляющие колёса, что обеспечивает бесшумность хода. Вместимость вагонов от 60 до 120 чел. Для междугородного сообщения перспективно строительство М. д., по которым возможно движение на воздушной подушке со скоростями от 150 до 500 км/ч (например, в Японии проектируется подобная дорога между Токио и Осакой, 1973).

    Грузовые М. д. применяют на промышленных предприятиях как средство цехового и межцехового транспорта, а также для межзаводских связей (см. Промышленный транспорт). Вагонетки оборудуются специальными платформами, саморазгружающимися кузовами, захватами, подъёмными механизмами. Грузоподъёмность вагонеток 0,5—2 т (реже 5 т), скорость перемещения обычно 2—4 км/ч. Применение грузовых М. д. наиболее эффективно при циклических режимах работы на расстояния до 1,5 км.

    Лит.: Орлова Н. Н., Монорельсовые дороги. Отечественная и иностранная литература за 1960—1966 гг., М., 1967; Михайлов А. С., Монорельсовые дороги и возможности их применения в городском и пригородном сообщении, М., 1971.

    Е. И. Файнштейн.

    Монорельсовая дорога системы «Альвег».

  1. Источник: Большая советская энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия. 1969—1978.



  2. Большой энциклопедический словарь

    МОНОРЕЛЬСОВАЯ дорога - транспортная система, в которой пассажирские вагоны или грузовые вагонетки перемещаются по балке (навесная монорельсовая дорога) - монорельсу, установленному на отдельных опорах или эстакаде, или под ней (подвесная монорельсовая дорога). Вместимость вагонов 60-120 человек, скорость до 240 км/ч, пропускная способность такая же, как у метро. Грузовые монорельсовые дороги применяют на промышленных предприятиях; грузоподъемность вагонеток 0,5-5 т, скорость 2-4 км/ч, протяженность до 1,5 км. Распространены в системах высокоскоростного транспорта, особенно в условиях больших городов с платной застройкой (Монреаль, Токио и др.), из-за относительно высокой стоимости, повышенного шума.

  3. Источник: Большой Энциклопедический словарь. 2000.



  4. Большой англо-русский и русско-английский словарь

    monorail

  5. Источник: Большой англо-русский и русско-английский словарь



  6. Энциклопедический словарь

    моноре́льсовая доро́га

    транспортная система, в которой пассажирские вагоны или грузовые вагонетки перемещаются по балке (навесная монорельсовая дорога) — монорельсу, установленному на отдельных опорах или эстакаде, или под ней (подвесная монорельсовая дорога). Вместимость вагонов 60—120 человек, скорость до 240 км/ч, пропускная способность такая же, как у метро. Грузовые монорельсовые дороги применяют на промышленных предприятиях; грузоподъёмность вагонеток 0,5—5 т, скорость 2—4 км/ч, протяжённость до 1,5 км. Распространены в системах высокоскоростного транспорта, особенно в условиях больших городов с плотной застройкой (Монреаль, Токио и др.).Навесная система «Альвег» (Германия).Подвесная система «Сафеже» (Франция).

    * * *

    МОНОРЕЛЬСОВАЯ ДОРОГА

    МОНОРЕ́ЛЬСОВАЯ ДОРО́ГА, транспортная система, в которой пассажирские вагоны или грузовые вагонетки перемещаются по балке (навесная монорельсовая дорога) — монорельсу, установленному на отдельных опорах или эстакаде, или под ней (подвесная монорельсовая дорога). Вместимость вагонов 60—120 человек, скорость до 240 км/ч, пропускная способность такая же, как у метро. Грузовые монорельсовые дороги применяют на промышленных предприятиях; грузоподъемность вагонеток 0,5—5 т, скорость 2—4 км/ч, протяженность до 1,5 км. Распространены в системах высокоскоростного транспорта, особенно в условиях больших городов с платной застройкой (Монреаль, Токио и др.), из-за относительно высокой стоимости, повышенного шума.

  7. Источник: Энциклопедический словарь



  8. Геологическая энциклопедия

    шахтная (a.monorail road; н.Einschienenhengebahn; ф.monorail; и.monocarril) - трансп. шахтная система, в к-рой по подвесному рельсу гл. обр. в спец. тележках перемещают разл. грузы и людей. Используется в горн. выработках, искривлённых в горизонтальной и вертикальной плоскостях. Монорельсовый путь состоит из вытянутых в одну нитку отрезков двутавровых балок или рельсов и соединённых между собой встык при помощи хомутов. Стыковые участки являются местами подвески монорельса к крепи выработки или к спец. опорам. Тяговое усилие создаётся канатом (концевым или бесконечным) c приводом в виде лебёдки или малогабаритным локомотивом c двигателем инерционного типа или дизельным. Груз в контейнерах или пакетах на крюках подвешивается к раме тележки (или полуприцепа) или непосредственно к локомотиву. Макс. грузоподъёмность M. д. 12 т, дальность транспортирования до 2000 м, угол наклона выработки до ±25°, скорость транспортирования до 2 м/c. Безопасность эксплуатации M. д. обеспечивается за счёт использования спец. монорельсовых стопоров, ловителей, парашютных и амортизац. систем.Г. И. Сперанский.

  9. Источник: Геологическая энциклопедия



  10. Большой энциклопедический политехнический словарь

    трансп. система, в к-рой подвижной состав перемещается по балке - монорельсу, установленному на опорах на нек-рой высоте над землёй (навесная М. д.) или под ним (подвесная М. д.). М. д. служат для перевозки пассажиров и грузов. Провозная способность пасс. М. д. - такая же, как в метро, вместимость вагонов до 120 чел., скорость до 240 км/ч. Грузовые М. д. используются, как правило, на пром. пр-тиях, грузоподъёмность вагонеток 0,5 - 5 т, скорость до 4 км/ч. М. д. распространены ограниченно из-за относительно высокой стоимости; стр-во их перспективно гл. обр. благодаря тому, что движение осуществляется над землёй. См. рис.

    Навесная монорельсовая дорога системы Альвег (ФРГ)

    Навесная монорельсовая дорога системы "Альвег" (ФРГ)

    Подвесная монорельсовая дорога системы Сафеже (Франция)

    Подвесная монорельсовая дорога системы "Сафеже" (Франция)

  11. Источник: Большой энциклопедический политехнический словарь



  12. Русско-английский политехнический словарь

    monorail

  13. Источник: Русско-английский политехнический словарь



  14. Dictionnaire technique russo-italien

    ferrovia f a monorotaia, monorotaia f

  15. Источник: Dictionnaire technique russo-italien



  16. Русско-украинский политехнический словарь

    моноре́йкова доро́га

  17. Источник: Русско-украинский политехнический словарь



  18. Русско-украинский политехнический словарь

    моноре́йкова доро́га

  19. Источник: Русско-украинский политехнический словарь



  20. Большой Энциклопедический словарь

  21. Источник: