Словарь Брокгауза и Ефрона

    (della Robbia) — семейство итальянских скульпторов: 1) Лука делла Р. (1399—1482), флорентиец, находился отчасти под влиянием Гиберти и Донателло и прославился, главным образом, как родоначальник действовавшей в течение более чем столетия школы скульпторов, занимавшихся производством рельефов из обожженной глины. До Луки делла Р. эта отрасль ваяния имела ремесленный характер, но пользовалась в Италии широким распространением, благодаря жизненности и глубоко национальному духу, какие безымянные художники умели сообщать своим небольшим рельефам. На них изображались преимущественно Мадонны, и они составляли любимую принадлежность почти каждого дома. Лука делла Р. оживил этот род скульптуры и применил его к украшению зданий. Изобретя особый род цветной глазури, которая придавала подобным рельефам большую прочность, он, вместе с тем, сообщил им натуралистический характер, далекий, однако, от крайностей. Произведения Л. делла Р. свидетельствуют о том, что он глубоко вникал в натуру и был наделен редкой теплотой чувства. Типы изображенных в них фигур благородны и привлекательны, их позы спокойны и величественны. Окраска этих рельефов не особенно богата и состоит лишь в нескольких колерах (белом, голубом, желтом, зеленом, фиолетовом), без постепенных нюансов; она не стремится подражать краскам природы, а имеет единственно декоративную цель. Исполненный в манере Л. делла Р. поливные скульптуры рассеяны по всей Тоскане и служат украшением фасадов многих церквей, ратуш и частных построек, равно как и церковных алтарей, люнетов над дверьми и окнами, саркофагов, купелей и т. п. Выступающие на них среди голубого фона фигуры, окрашенные в бледные цвета, вполне гармонируют с мрамором и бронзой. Самим Л. делла Р. были исполнены, между прочим, рельефы в ризнице Луккского собора, в капелле Пацци и в С.-Миниато, во Флоренции. Из мраморных изваяний этого мастера заслуживает внимания в особенности фриз с изображением детей, танцующих и играющих на музыкальных инструментах (1431); первоначально он украшал собой трибуну певцов и музыкантов (cantoria) во флорентийском соборе С.-Мария-дель-Фиоре, а теперь хранится в музее, устроенном при этом храме, и несколько напоминает собою рельеф работы Донателло, исполненный для той же трибуны.

    2) Андреа делла Р. (1437—1528), племянник и сотрудник предыдущего, сделавшийся впоследствии главой основанной им школы. Первыми самостоятельными произведениями А. делла Р. были превосходные рельефы, украшающие собой воспитательный дом во Флоренции и изображающие спеленатых младенцев. Впоследствии этот художник подпал влиянию А. дель Вероккио и обратился к более сложным композициям, причем, для раскраски своих работ, стал употреблять большее чем прежде, количество цветов.

    Род пластики, изобретенный Л. делла Р., с успехом возделывали также сыновья его племянника, Джованни (1469—1529?), Джироламо, Лука и Амброджо делла Р.

    А. А. С—в.

  1. Источник: Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона



  2. Большая Советская энциклопедия

    (Robbia)

    семья итальянских скульпторов эпохи Возрождения, впервые применивших технику цветной майолики (См. Майолика) к рельефу и круглой пластике. Жили и работали во Флоренции. Главой семьи был Лука делла Р. (1399 или 1400 — 23.2.1482), получивший художественное образование в ювелирной мастерской. Испытал влияние Л. Гиберти.Первоначально работал в бронзе и мраморе (мраморные рельефы певческой трибуны в соборе Санта-Мария дель Фьоре, 1431—38), в 1440-х гг. изготовлял окрашенные в ясные тона майоликовые рельефы для украшения зданий и алтарей (13 медальонов в капелле Пацци церкви Санта-Кроче). Среди произведений Луки делла Р., проникнутых земным, жизнеутверждающим духом, особенно многочисленны композиции с изображением мадонны, полные лирической одухотворённости (люнета Палаццо деи Капитани ди Парте Гуэльфа). Племянник, приёмный сын и ученик Луки — Андреа делла Р. (1435—1525), работая уже исключительно в технике майолики, расширил сферу её применения (круглые статуи и т. д.), употреблял более разнообразные тона. Среди произведений: медальоны с изображением спелёнутых младенцев на фасаде Оспедале дельи Инноченти (1463—66), группа «Встреча Марии с Елизаветой» (1491, церковь Сан-Джованни Фуорчивитас, Пистоя). Из сыновей Андреа, продолжавших его традиции, наиболее одарённым был Джованни делла Р. (1469 — после 1529), произведения которого благодаря необычайно богатой полихромии напоминают алтарные живописные образы и несут известный оттенок натурализма.

    Лит.: Marquand A., Andrea della Robbia and his atelier, v. 1—2, Princeton — L., 1922; Planiscig L., Luca della Robbia, Firenze, [1948]; Bravo C. deI, L'umanesimo di Luca della Robbia, «Paragone», 1973, v. 285, p. 3—34.

    Лука делла Роббиа. «Мадонна с ангелами». 15 в. Деталь Люнеты Палаццо деи Капитани ди Парте Гуэльфа во Флоренции.

  3. Источник: Большая советская энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия. 1969—1978.



  4. Энциклопедия Кольера

    (Robbia),

    семья итальянских скульпторов и мастеров прикладного искусства эпохи Возрождения.

    Лука делла Роббиа

    (Luca della Robbia)

    (ок. 1399-1482), скульптор и ювелир, родился во Флоренции. Его первая значительная работа - созданная в 1431-1438 мраморная кантория (певческая трибуна) для собора Санта Мария дель Фьоре. Она украшена рельефами с изображением поющих и музицирующих мальчиков и юношей. Второе крупное произведение скульптора, выполненное из мрамора, - надгробие епископа Федериги в церкви Санта Тринита, законченное в 1456. Оно напоминает по форме надгробие Леонардо Бруни работы Бернардо Росселино. Произведение Луки делла Роббиа несколько проще; фигуры отличаются мягкостью пластической моделировки; терракотовые плиты обрамления окрашены в яркие цвета. Лука делла Роббиа первым использовал цветную глазурь для создания полихромной терракотовой скульптуры - новшество, которое он впервые применил в 1441 при создании табернакля церкви в Перетоле близ Флоренции. В этом произведении он соединил мрамор, бронзу и терракоту, частично глазированную, а частично просто раскрашенную. Начиная с этого времени скульптор много работал в новой технике. Широко известны его многочисленные рельефные изображения Мадонны с Младенцем, где фигуры покрыты белой блестящей глазурью, а фон - матовой голубой. Однако, вероятно, самые замечательные произведения Луки делла Роббиа, выполненные в изобретенной им технике, - два табернакля для церкви городка Импрунета, к сожалению, сильно пострадавшие во время Второй мировой войны. В них мастер использовал, кроме обычных белой и голубой, зеленую, коричневую и красную глазурь.

    ЛУКА ДЕЛЛА РОББИА. МАДОННА С РОЗАМИ

    ЛУКА ДЕЛЛА РОББИА. МАДОННА С РОЗАМИ

    Андреа делла Роббиа

    (Andrea della Robbia)

    (1435-1525), скульптор, племянник, ученик и помощник Луки делла Роббиа. Родился во Флоренции. В отличие от Луки, работал преимущественно в технике терракоты. Исключением является мраморный алтарь из церкви Санта Мария делле Грацие близ Ареццо. Андреа делла Роббиа продолжал руководить мастерской своего дяди после его смерти и превратил ее в своего рода мануфактуру: для создания копий использовались специальные формы, изготавливались детали архитектурного орнамента, а готовая продукция в больших количествах отправлялась на кораблях в другие города и страны. Андреа создал несколько больших алтарей со скульптурными группами, изображающими эпизоды из Священного Писания. Хорошо известны выполненные им медальоны с фигурками младенцев для Воспитательного дома во Флоренции. Произведения Луки делла Роббиа иногда трудно отличить от работ Андреа. Эта проблема стоит особенно остро в отношении скульптурной группы Встреча Марии и Елизаветы из церкви Сан Джованни Фуорчивитас в Пистойе (ок. 1455): изящество и некоторая сентиментальность говорят в пользу авторства Луки, в то время как реализм указывает на Андреа. Из семи сыновей Андреа делла Роббиа пятеро помогали отцу. Из них наиболее известен

    Джованни (Giovanni, 1469 - ок. 1529), который часто подписывал свои работы. Одно из лучших его произведений - полихромный фриз на Оспедале дель Чеппо в Пистойе, исполненный между 1525 и 1529, на котором изображены Семь дел милосердия. Другой сын Андреа, Джироламо (Girolamo, 1488-1566), уехал во Францию в 1528 и почти сорок лет занимал должность придворного скульптора и архитектора. Он привез во Францию технику глазированной терракоты, однако в основном известен как автор проекта Мадридского замка в Булонском лесу (не сохранился), построенного для Франциска I.

  5. Источник: Энциклопедия Кольера



  6. Энциклопедический словарь

    РОББИА

    РО́ББИА (Robbia), семья итальянских скульпторов, представителей Раннего Возрождения(см. ВОЗРОЖДЕНИЕ (Ренессанс)) во Флоренции. Впервые применили в скульптуре технику майолики(см. МАЙОЛИКА):

    1) Лука делла Роббиа (1399 или 1400—1482), глава семьи (певческая кафедра в соборе Санта-Мария дель Фьоре, 1431—38).

    2) Его племянник Андреа делла Роббиа (1435—1525). Медальоны на фасаде Оспедале дельи Инноченти (1463—66).

    3) Джованни делла Роббиа (1469 — после 1529), сын Андреа делла Роббиа.

  7. Источник: Энциклопедический словарь