Большая Советская энциклопедия

    Иродион Исакиевич (псевдоним; настоящая фамилия Хоситашвили) [7(19).5.1873, деревня Бодбисхеви, ныне Сигнахский район, — 2(15).5.1916, Тбилиси], грузинский поэт. Из крестьян. Был исключён (1893) из Тбилисской духовной семинарии за «неблагонадёжность». Печатался с 1892. Участник Революции 1905—07, Е. был сослан в Сольвычегодск (в 1910). Впервые в грузинской литературе Е. создал образы пролетариев, борцов революции. Его стихотворения «Буря», «Друзьям» (1895), «Муза и рабочий» (1905), «Свобода», «На могиле героя» (1906), «Песня борьбы» (1907) и др. звали массы к активным действиям. Некоторые стихи стали популярными песнями. В творчестве Е. намечаются черты социалистического реализма. Позже появились мотивы скорби и грусти, вызванные поражением Революции 1905—07. Е. принадлежат рассказы и стихи для детей, острые фельетоны. Поэзию Е. высоко оценил В. В. Маяковский.

    Лит.: Карелишвили Е., Певец Гурии. Жизнь и творчество И. Евдошвили. [1873—1916], Тб., 1963.

  1. Источник: Большая советская энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия. 1969—1978.



  2. Литературная энциклопедия

    Евдошвили

    ЕВДОШВИЛИ Ирадион (1873—1915) — грузинский поэт. Происходит из крестьянской семьи. Литературную деятельность Е. начал в 1893 в журнале «Иверия» и других, а затем в органе молодой грузинской с.-д. партии «Квали». Принимал активное участие в революционном движении 1905. Развитие творчества Е. относится к периоду возникновения промышленного капитализма и обострения классовых отношений в Закавказье. Е. в своих произведениях выражал революционные настроения промышленных рабочих. В революцию 1905 стихи Евдошвили стали революционными гимнами. Они исполнялись рабочими на революционных демонстрациях, наряду с марсельезой. Наступившая после революции 1905 реакция вызвала в творчестве поэта пессимистические нотки. Но вера в революцию победила этот пессимизм. Е. не ограничивается только революционными темами. Ему принадлежит ряд прекрасных этюдов, рисующих быт рабочих. В рассказе «Фонтан» показана тяжелая полная опасностей жизнь рабочих на нефтяных промыслах. Это произведение имело большое агитационное значение. Получили у Е. отображение также и образы крестьян, обираемых и истязуемых царскими чиновниками. Однако Е. не ограничился здесь одним только констатированием факта эксплоатации: одновременно он рисует крестьян-революционеров — борцов с самодержавием.

    Лирика Е. по своей форме и ритму не отличается оригинальностью, зато содержание ее дает право считать Е. основоположником современной грузинской пролетарской литературы.Библиография:

    Хуродзе В., Тематический анализ грузинской литературы, Тифлис, 1927; Хаханов А., Очерки по истории грузинской словесности, М., 1906.

  3. Источник: Литературная энциклопедия