Большая Советская энциклопедия

    (Grass)

    Гюнтер (р. 16.10.1927, Данциг, ныне Гданьск), немецкий писатель (ФРГ). Учился в художественной академии. Литературную деятельность начал в 1956 (сборник стихов «Преимущества гончих кур»). Пародирующее традиционный «роман воспитания» произведение «Жестяной барабан» (1959) принесло Г. известность несмотря на ограниченность социальной перспективы. В романе «Собачьи годы» (1963) нашли отражение нацизм, война, первые послевоенные годы Западной Германии. Повесть «Кошка и мышь» (1961, рус. пер. 1968) рисует трагедию обманутого нацизмом поколения. Попытку осмыслить события, связанные с движением западногерманской молодёжи, представляет пьеса «Перед тем» (1968). Сюжет этой пьесы использован и в романе «Под местным наркозом» (1969). Премия им. Г. Бюхнера (1965).

    Соч.: Ausgefragt, [Neuwicd — В.], 1967; Ausgewahite Texte, Neuwied — В., [1968].

    Лит.: Карельский А., Блеск и нищета сатиры, «Иностранная литература», 1965, №6; Млечина И., Tertium поп datur, «Литературная газета», 1966, 26 июля; Черная Л., Пределы терпимости..., «Иностранная литература», 1969, № 5; Tank К. L., Gunther Grass, 2 AufL, В., 1966; Loschutz G., Von Buch zu Buch. G. Grass in der Kritik, [Neuwied — B.], 1968.

    И. В. Млечина.

  1. Источник: Большая советская энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия. 1969—1978.



  2. Литературная энциклопедия

    Грасс

    (grass) Гюнтер (р. 1927, Данциг, ныне Гданьск, Польша), немецкий писатель, скульптор, художник. Был призван на войну, находился в американском плену. Участник «Группы 47» – возникшего в ФРГ после 2-й мировой войны литературного объединения писателей-нонконформистов. Приобрёл известность с 1955 г. как поэт и автор «абсурдных» пьес.

    Г. Грасс

    Г. Грасс

    Ранние произведения – «Жестяной барабан» (1959), «Кошки-мышки» (1961) и «Собачья жизнь» (1963) – главным образом сатиры. Они составляют «данцигскую трилогию», связаны общим местом действия и темой и с необычной прежде резкостью изобличают немецкую историю и идеологию. Гротескное изображение мира обывательской узости вызвало протесты критики. В романе «Жестяной барабан» история Германии дана глазами карлика Оскара Мацерата, пациента психиатрической больницы. Пародия – существенная составляющая манеры писателя – делает роман намеренно двусмысленным. Пародирование, разоблачение распространяется в трилогии на всю традицию немецкого идеализма.

    Роман «Под местным наркозом» (1969) – своего рода идеологическая дискуссия. Тема этого произведения – молодёжный протест 1960-х гг., его осмысление старшим поколением. В книге «Из дневника улитки» (1972) Грасс даёт своим четырём сыновьям отчёт о собственном участии в политической борьбе. Улитка становится символом постепенного прогресса, достигаемого путём реформ.

    Персонажи повести «Встреча в Тельгте» (1979) – крупнейшие немецкие поэты эпохи барокко – А. Гриффиус, Ф. Логау, Г. К. Гриммельсгаузен и др. (интерес к поэтике барокко характерен для Грасса, излюбленным приёмом которого является гротеск). История литературной «Группы 47» перенесена из 20 в. в эпоху Тридцатилетней войны, в 17 в.

    Продолжают основные темы Грасса романы «Рождаемся из головы, или Немцы вымирают» (1980) и «Крысиха» (1986), где автор разворачивает картину возможного атомного апокалипсиса. В 1999 г. Грассу была присуждена Нобелевская премия.

  3. Источник: Литературная энциклопедия