I(древнегреческое τό μύρον — сам собой вытекающий сок из растений, благовонная мазь, всякое благовоние) — название вещества, употребляемого христианской церковью в таинстве миропомазания. Сначала таким веществом было одно чистое растительное масло. Не ранее как с VI в. на Востоке к маслу стали примешивать бальзамы и ароматические вещества. Такой же состав М. существует и на Западе, неизвестно с какого времени. В XVI в. испанцы привезли в Европу из Индии новый, особенно ароматичный бальзам, который папы Павел III и Пий IV разрешили примешивать к елею (деревянному и вообще растительному маслу) вместо ароматического бальзама палестинского, для составления М. В 1726 г. в России в состав М. входили 27 веществ (см. "Описание синодального архива", т. VI, составленное профессором Н. И. Барсовым, СПб., 1883). Ныне в состав М. входят, кроме оливкового масла и белого виноградного вина, как частей основных, ладаны: росный, простой — белый и черный, стиракса, мастика, сандарак, цветы розы, трава базилика, корни ирный, имбирный, фиалковый-белый, калганный, кардамонный, масла: мускатное — густое и жидкое, лигнирадийное, богородской травы, бергамотовое, гвоздичное, розовое, коричное, фиалковое, лимонное, лавендуловое, померанцевое, майорановое, бальзам перувианский и терпентин венецианский, всего 31 составная часть (см. архиепископ Савва, "Указатель для обозрения патриаршей ризницы", М. 1858). У католиков миро составляется из двух частей — елея и перувианского бальзама.
Н. Б — в.II(Μυρώ) — греческая поэтесса из Византии, жена филолога Андромаха и мать трагика Гомера, жила в III в. до Р. Х.; с ее именем сохранились эпиграммы в греческой антологии и отрывок из эпопеи "Μνημοσύνη". M. в каноне александрийцев ставится рядом с Эринной и Праксиллой.(Miró)
Хоан (собственно Джоан) (р. 20.4.1893, Монтройч, близ Таррагоны, Каталония), испанский живописец, скульптор и график. Учился в Высшей школе изящных искусств Сан-Хорхе в Барселоне (1907—10). С 1919 живёт главным образом в Париже. Участник 1-й выставки Сюрреализма (1925). М. имитирует в своих утончённо-декоративных работах наивный, лишённый связности детский рисунок, размещая на плоскости разнообразные фигуры, иногда смутно напоминающие какие-либо реальные предметы, но чаще алогично-фантастические, моллюскоподобные, как бы перетекающие одна в другую («Каталонский пейзаж», 1924, Музей современного искусства, Нью-Йорк; «Натюрморт со старым ботинком», В 40—50-е гг. был близок к абстрактному искусству (См. Абстрактное искусство). Выполняет иллюстрации, эскизы для керамики и ковров. Обращается к монументально-декоративному искусству (мозаика в здании ЮНЕСКО в Париже, 1958).
Лит.: Soby J. Т., Joan Miro. N. Y., 1959.
Х. Миро. «Женщина и птица в лунном свете». 1949. Галерея Тейт. Лондон.
МИРО, (миро) ср. благовонное масло, пахучая масть или душистое маслянистое вещество.
| В церк. ·знач. вареное деревянное масло, с красным вином и благовониями, освящаемое в великий четверток, для совершения таинства миропомазания. Они везде (попы все) одним миром мазаны. Миром покрыт (т. е. помазан), с миром заспит. Рогожцы в самоваре миро варили, преданье о московских рогожских раскольниках, чем их дразнят. Мирный, к миру относящийся. Мирница жен. церковный сосуд для хранения ·св. мира. Мировать кого, помазывать миром. -ся, быть помазываему. Мированье ср. действие по гл. -варенье ср. изготовление церковного мира; -варный, к сему относящийся; мировар, -варник, -варец муж. кто готовит миро. -вонье ср. запах мира; -вонный, благоухающий миром. -носный, к ношенью, содержанию мира относящийся. Мироносица муж. одна из ·св. жен, принесших миро, для помазания Иисуса Христа во гробе. -цын, одной из них принадлежащий. Мироносицкая неделя, следующая за Фоминою, вторая по пасхе. -положница жен. вместилище мира. Миропомазанье ср. церковное таинство, совершаемое чрез помазание ·св. миром; обряд постановления, освящения царей русских, почему венчаные цари и царицы наши называются миропомазанниками и миропомазанницами; -ников, -ницын, им принадлежащий; -нический, к ним относящийся. Миропомазывать, -зать кого, совершать обряд миропомазания. Миропродавец муж. -вица жен. торгующий душистыми маслами. Мироточити, источать из себя миро: говорится о мироточивых мощах; мироточец, святой, из мощей которого происходить мироточенье (миротеченье). Мироуханье, благовоние мира; мироуханный, душистый, пахучий как миро. -хранительница, мирница.
МИ́РО, -а, ср. Деревянное масло с красным вином и благовониями, употр. в христианских обрядах. Одним миром мазаны (перен.: о людях с одинаковыми недостатками; шутл.).
-а, ср. церк.
Благовонное масло (употребляется при некоторых христианских обрядах).
одним миром мазаны {кто} пренебр. о людях с одинаковыми недостатками.
[От греч. μύρον — благовонное масло]
МИ́РО, мира, мн. нет, ср. (греч. myron, срн. мирра) (церк.). Искусственно приготовляемое маслянистое благовонное вещество, употр. в христианских церковных обрядах.
❖
Одним миром мазаны (прост. шутл.) - погов. о нескольких лицах или вообще о людях, отличающихся какими-нибудь одинаковыми (неодобрительными) свойствами; то же, что "одного поля ягоды".I
ср.Благовонное масло, употребляемое при некоторых христианских церковных обрядах (таинстве миропомазания, освящении престолов и т.п.).
II
ср.Вещество, источаемое некоторыми иконами, святыми мощами и другими святынями (в христианстве).
МИРО (греческое myrrha - благовонное масло), в христианстве состав, употребляемый при совершении таинства миропомазания. Миро первоначально представляло собой растительное масло. С 6 в. к нему добавляют бальзам и ароматические вещества. В православной церкви миро изготовляется из оливкового масла, белого вина и ароматических веществ.
ми́ро стар. написание: мϋро, диал. му́ро, др.-русск., ст.-слав. мѵро μύρον (Супр.). Из греч. μύρον "миро, умащение"; см. Фасмер, Гр.-сл. эт. 126; ИОРЯС 12, 2, 257.
ср.;
только ед.;
церк. chrismмир|о - с. ед. церк. chrism;
одним ~ом мазаны tarred with the same brush.
миро с церк. Salböl n 1, Chrisam ( '' c r i: - ] n, m 1
с церк.
Salböl n, Chrisam n, m
с. церк.
le saint chrême
•
•
они все одним миром мазаны шутл. — прибл. ce sont gens de même farine
с. церк.
crisma m, f
•
•
они́ все одни́м ми́ром ма́заны — son lobos de la misma camada; cojean de la misma pata (del mismo pie)
с. церк.
olio santo
•
•
одним миром мазаны шутл. — macchiati della stessa pece
МИРО` Габриель (Gabriel Miro, 1879—1930) — испанский писатель. Учился в иезуитской коллегии и в валенсианском университете, юрист. Художник интимных, самоуглубленных и спиритуалистических мотивов, М. является своеобразным выразителем буржуазной реакции эпохи империализма. В условиях испанской действительности эта реакция в значительной мере питалась неокатолической философией и стремлением к ревизии ортодоксальной религиозной догматики; М. ищет «идеальной» мистической сущности явлений, скрытой за их «случайной» материальной формой. В связи с этим М. пытается дать новеллистическую разработку евангельских преданий в «Figuras de la pasion del Senor», где под оболочкой реалистического рассказа о жизни Христа дана пантеистическая и символическая интерпретация религиозного мифа. Мистический психологизм романа «Кладбищенские вишни» (Las Cerezas del cementerio), пантеизм и утверждение идеи о «единой мировой душе» в ее непознаваемой разумом, но сверхсознательно воспринимаемой сущности в романе «Прокаженный епископ» (El Obispo Leproso) — все это в конечном счете является завуалированным призывом к отрешению от «суетной действительности», к установлению социального мира и гармонии во имя «высшей», мистически познаваемой «мировой истины».
Подобная капитуляция бесспорно талантливого и своеобразного художника перед поповщиной в ее наиболее философски изощренных формах является одним из ярких примеров идеологического загнивания буржуазной литературы империалистической эпохи.Библиография:
Ganou Jean, Litterature espagnole, P., 1929; «Gazeta Literaria», Madrid, 1931, № 107 (специальный номер, посвященный памяти Миро`, со статьями Хименеса Кабальеро, Рикардо Баеса, Мигеля де Унамуна, Сальвадора де Мадариага и др.).
МИ́РО -а; ср. [от греч. myron - благовонное масло] Церк. Масло с ароматическими веществами, употребляемое при некоторых христианских обрядах.
◊ Одним ми́ром мазаны кто-л. О людях с одинаковыми недостатками.
(Исх.30:25, 1Пар.9:30 ) - особенный состав из благовонных веществ для священного помазания. В Ветхом Завете оно по повелению Божию составлялось из смирны самоточной, корицы благовонной, тростника благовонного, кассии и елея, или оливкового масла. "И сделай из сего мира для священного помазания масть составную, искусством составляющего масти: это будет миро для священного помазания", заповедал Господь Моисею (Исх.30:23,25). Этим миром по повелению Божию были помазаны: во-первых Скиния со всеми принадлежностями ее, а потом Аарон и сыновья его для священного служения Богу. В последующее время помазывались миром не только священники, но и цари и пророки. Господь Иисус называется Христом или Помазанником, потому что Его человечеству безмерно сообщены все дары Святого Духа, и таким образом Ему в высшей степени принадлежит: ведение пророка, святость первосвященника и могущество царя.
В Православной Христианской церкви с самых времен Апостольских существует особенное Таинство Миропомазания, в котором верующему при помазании освященным миром частей тела, во имя св. Духа, подаются дары св. Духа, возвращающие и укрепляющие в жизни духовной (1Иоан.2:2,20,27, 2Кор.1:21,22). Освящать св. миро для сего Таинства предоставлено высшим священноначальникам, как преемникам Апостолов, которые сами совершали рукоположение для подаяния даров св. Духа. При совершении Таинства миропомазания помазуются следующие части тела: чело - в освящение ума или мыслей, перси - в освящение сердца или желаний, очи, уши и уста - в освящение чувств, руки и ноги - в освящение дел и всего поведения Христианина. св. миро в Православной нашей Церкви освящается в Киеве и Москве, в четверток на Страстной седмице, на Божественной литургии и оттуда доставляется епископам по всем епархиям и через них священникам. Помазанием этим св. миром освящаются у нас подобно ветхозаветной Скинии все наши храмы. св. миром по примеру ветхозаветной церкви (1Цар.10:1,16, Пс.88:21 ) помазуются и наши цари на великое дело их царственного служения.
м’иро (Исх.30:25; Исх.37:29. 1Пар.9:30; Песн.1:2; Мат.26:7,9,12; Мар.14:3,4; Лук.7:37,38,46; Иоан.11:2; Иоан.12:3,5; Отк.13:13 ) — масть для священного помазания. Изготовление и употребление мира для других целей было строго запрещено законом (Исх.30:32 -33). (см. ароматы, масть, помазание)
• Myro,
см. Μοιρώ, Мойро.