«Миро»

Миро в словарях и энциклопедиях

Значение слова «Миро»

Источники

  1. Словарь Брокгауза и Ефрона
  2. Большая Советская энциклопедия
  3. Словарь форм слова
  4. Толковый словарь Даля
  5. Толковый словарь Ожегова
  6. Малый академический словарь
  7. Толковый словарь Ушакова
  8. Толковый словарь Ефремовой
  9. Современная энциклопедия
  10. Этимологический словарь русского языка Макса Фасмера
  11. Большой англо-русский и русско-английский словарь
  12. Большой немецко-русский и русско-немецкий словарь
  13. Большой немецко-русский и русско-немецкий словарь
  14. Большой французско-русский и русско-французский словарь
  15. Большой испано-русский и русско-испанский словарь
  16. Большой итальяно-русский и русско-итальянский словарь
  17. Литературная энциклопедия
  18. Энциклопедический словарь
  19. Библия. Ветхий и Новый заветы. Синодальный перевод. Библейская энциклопедия арх. Никифора.
  20. Библия. Ветхий и Новый заветы. Синодальный перевод. Библейская энциклопедия арх. Никифора.
  21. Реальный словарь классических древностей
  22. Словарь церковнославянского языка
  23. Толковый словарь Даля

    Словарь Брокгауза и Ефрона

    I(древнегреческое τό μύρον — сам собой вытекающий сок из растений, благовонная мазь, всякое благовоние) — название вещества, употребляемого христианской церковью в таинстве миропомазания. Сначала таким веществом было одно чистое растительное масло. Не ранее как с VI в. на Востоке к маслу стали примешивать бальзамы и ароматические вещества. Такой же состав М. существует и на Западе, неизвестно с какого времени. В XVI в. испанцы привезли в Европу из Индии новый, особенно ароматичный бальзам, который папы Павел III и Пий IV разрешили примешивать к елею (деревянному и вообще растительному маслу) вместо ароматического бальзама палестинского, для составления М. В 1726 г. в России в состав М. входили 27 веществ (см. "Описание синодального архива", т. VI, составленное профессором Н. И. Барсовым, СПб., 1883). Ныне в состав М. входят, кроме оливкового масла и белого виноградного вина, как частей основных, ладаны: росный, простой — белый и черный, стиракса, мастика, сандарак, цветы розы, трава базилика, корни ирный, имбирный, фиалковый-белый, калганный, кардамонный, масла: мускатное — густое и жидкое, лигнирадийное, богородской травы, бергамотовое, гвоздичное, розовое, коричное, фиалковое, лимонное, лавендуловое, померанцевое, майорановое, бальзам перувианский и терпентин венецианский, всего 31 составная часть (см. архиепископ Савва, "Указатель для обозрения патриаршей ризницы", М. 1858). У католиков миро составляется из двух частей — елея и перувианского бальзама.

    Н. Б — в.

    II(Μυρώ) — греческая поэтесса из Византии, жена филолога Андромаха и мать трагика Гомера, жила в III в. до Р. Х.; с ее именем сохранились эпиграммы в греческой антологии и отрывок из эпопеи "Μνημοσύνη". M. в каноне александрийцев ставится рядом с Эринной и Праксиллой.

  1. Источник: Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона



  2. Большая Советская энциклопедия

    (Miró)

    Хоан (собственно Джоан) (р. 20.4.1893, Монтройч, близ Таррагоны, Каталония), испанский живописец, скульптор и график. Учился в Высшей школе изящных искусств Сан-Хорхе в Барселоне (1907—10). С 1919 живёт главным образом в Париже. Участник 1-й выставки Сюрреализма (1925). М. имитирует в своих утончённо-декоративных работах наивный, лишённый связности детский рисунок, размещая на плоскости разнообразные фигуры, иногда смутно напоминающие какие-либо реальные предметы, но чаще алогично-фантастические, моллюскоподобные, как бы перетекающие одна в другую («Каталонский пейзаж», 1924, Музей современного искусства, Нью-Йорк; «Натюрморт со старым ботинком», В 40—50-е гг. был близок к абстрактному искусству (См. Абстрактное искусство). Выполняет иллюстрации, эскизы для керамики и ковров. Обращается к монументально-декоративному искусству (мозаика в здании ЮНЕСКО в Париже, 1958).

    Лит.: Soby J. Т., Joan Miro. N. Y., 1959.

    Х. Миро. «Женщина и птица в лунном свете». 1949. Галерея Тейт. Лондон.

  3. Источник: Большая советская энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия. 1969—1978.



  4. Словарь форм слова

    1. ми́ро;
    2. ми́ра;
    3. ми́ра;
    4. ми́р;
    5. ми́ру;
    6. ми́рам;
    7. ми́ро;
    8. ми́ра;
    9. ми́ром;
    10. ми́рами;
    11. ми́ре;
    12. ми́рах.
  5. Источник: Полная акцентуированная парадигма по А. А. Зализняку»



  6. Толковый словарь Даля

    МИРО, (миро) ср. благовонное масло, пахучая масть или душистое маслянистое вещество.

    | В церк. ·знач. вареное деревянное масло, с красным вином и благовониями, освящаемое в великий четверток, для совершения таинства миропомазания. Они везде (попы все) одним миром мазаны. Миром покрыт (т. е. помазан), с миром заспит. Рогожцы в самоваре миро варили, преданье о московских рогожских раскольниках, чем их дразнят. Мирный, к миру относящийся. Мирница жен. церковный сосуд для хранения ·св. мира. Мировать кого, помазывать миром. -ся, быть помазываему. Мированье ср. действие по гл. -варенье ср. изготовление церковного мира; -варный, к сему относящийся; мировар, -варник, -варец муж. кто готовит миро. -вонье ср. запах мира; -вонный, благоухающий миром. -носный, к ношенью, содержанию мира относящийся. Мироносица муж. одна из ·св. жен, принесших миро, для помазания Иисуса Христа во гробе. -цын, одной из них принадлежащий. Мироносицкая неделя, следующая за Фоминою, вторая по пасхе. -положница жен. вместилище мира. Миропомазанье ср. церковное таинство, совершаемое чрез помазание ·св. миром; обряд постановления, освящения царей русских, почему венчаные цари и царицы наши называются миропомазанниками и миропомазанницами; -ников, -ницын, им принадлежащий; -нический, к ним относящийся. Миропомазывать, -зать кого, совершать обряд миропомазания. Миропродавец муж. -вица жен. торгующий душистыми маслами. Мироточити, источать из себя миро: говорится о мироточивых мощах; мироточец, святой, из мощей которого происходить мироточенье (миротеченье). Мироуханье, благовоние мира; мироуханный, душистый, пахучий как миро. -хранительница, мирница.

  7. Источник: Толковый словарь Даля. В.И. Даль. 1863-1866.



  8. Толковый словарь Ожегова

    МИ́РО, -а, ср. Деревянное масло с красным вином и благовониями, употр. в христианских обрядах. Одним миром мазаны (перен.: о людях с одинаковыми недостатками; шутл.).

  9. Источник: Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949-1992.



  10. Малый академический словарь

    , ср. церк.

    Благовонное масло (употребляется при некоторых христианских обрядах).

    одним миром мазаны {кто}

    пренебр.

    о людях с одинаковыми недостатками.

    [От греч. μύρον — благовонное масло]

  11. Источник: Малый академический словарь. — М.: Институт русского языка Академии наук СССР. Евгеньева А. П.. 1957—1984.



  12. Толковый словарь Ушакова

    МИ́РО, мира, мн. нет, ср. (греч. myron, срн. мирра) (церк.). Искусственно приготовляемое маслянистое благовонное вещество, употр. в христианских церковных обрядах.

    Одним миром мазаны (прост. шутл.) - погов. о нескольких лицах или вообще о людях, отличающихся какими-нибудь одинаковыми (неодобрительными) свойствами; то же, что "одного поля ягоды".

  13. Источник: Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935-1940.



  14. Толковый словарь Ефремовой

    I

    ср.

    Благовонное масло, употребляемое при некоторых христианских церковных обрядах (таинстве миропомазания, освящении престолов и т.п.).

    II

    ср.

    Вещество, источаемое некоторыми иконами, святыми мощами и другими святынями (в христианстве).

  15. Источник: Толковый словарь Ефремовой. Т. Ф. Ефремова. 2000.



  16. Современная энциклопедия

    МИРО (греческое myrrha - благовонное масло), в христианстве состав, употребляемый при совершении таинства миропомазания. Миро первоначально представляло собой растительное масло. С 6 в. к нему добавляют бальзам и ароматические вещества. В православной церкви миро изготовляется из оливкового масла, белого вина и ароматических веществ.

  17. Источник: Современная энциклопедия. 2000.



  18. Этимологический словарь русского языка Макса Фасмера

    ми́ро стар. написание: мϋро, диал. му́ро, др.-русск., ст.-слав. мѵро μύρον (Супр.). Из греч. μύρον "миро, умащение"; см. Фасмер, Гр.-сл. эт. 126; ИОРЯС 12, 2, 257.

  19. Источник: Этимологический словарь русского языка Макса Фасмера



  20. Большой англо-русский и русско-английский словарь

    ср.;
    только ед.;
    церк. chrismмир|о - с. ед. церк. chrism;
    одним ~ом мазаны tarred with the same brush.

  21. Источник: Большой англо-русский и русско-английский словарь



  22. Большой немецко-русский и русско-немецкий словарь

    миро с церк. Salböl n 1, Chrisam ( '' c r i: - ] n, m 1

  23. Источник: Большой немецко-русский и русско-немецкий словарь



  24. Большой немецко-русский и русско-немецкий словарь

    с церк.

    Salböl n, Chrisam n, m

  25. Источник: Большой немецко-русский и русско-немецкий словарь



  26. Большой французско-русский и русско-французский словарь

    с. церк.

    le saint chrême



    они все одним миром мазаны шутл. — прибл. ce sont gens de même farine

  27. Источник: Большой французско-русский и русско-французский словарь



  28. Большой испано-русский и русско-испанский словарь

    с. церк.

    crisma m, f



    они́ все одни́м ми́ром ма́заны — son lobos de la misma camada; cojean de la misma pata (del mismo pie)

  29. Источник: Большой испано-русский и русско-испанский словарь



  30. Большой итальяно-русский и русско-итальянский словарь

    с. церк.

    olio santo



    одним миром мазаны шутл. — macchiati della stessa pece

  31. Источник: Большой итальяно-русский и русско-итальянский словарь



  32. Литературная энциклопедия

    Миро

    МИРО` Габриель (Gabriel Miro, 1879—1930) — испанский писатель. Учился в иезуитской коллегии и в валенсианском университете, юрист. Художник интимных, самоуглубленных и спиритуалистических мотивов, М. является своеобразным выразителем буржуазной реакции эпохи империализма. В условиях испанской действительности эта реакция в значительной мере питалась неокатолической философией и стремлением к ревизии ортодоксальной религиозной догматики; М. ищет «идеальной» мистической сущности явлений, скрытой за их «случайной» материальной формой. В связи с этим М. пытается дать новеллистическую разработку евангельских преданий в «Figuras de la pasion del Senor», где под оболочкой реалистического рассказа о жизни Христа дана пантеистическая и символическая интерпретация религиозного мифа. Мистический психологизм романа «Кладбищенские вишни» (Las Cerezas del cementerio), пантеизм и утверждение идеи о «единой мировой душе» в ее непознаваемой разумом, но сверхсознательно воспринимаемой сущности в романе «Прокаженный епископ» (El Obispo Leproso) — все это в конечном счете является завуалированным призывом к отрешению от «суетной действительности», к установлению социального мира и гармонии во имя «высшей», мистически познаваемой «мировой истины».

    Подобная капитуляция бесспорно талантливого и своеобразного художника перед поповщиной в ее наиболее философски изощренных формах является одним из ярких примеров идеологического загнивания буржуазной литературы империалистической эпохи.Библиография:

    Ganou Jean, Litterature espagnole, P., 1929; «Gazeta Literaria», Madrid, 1931, № 107 (специальный номер, посвященный памяти Миро`, со статьями Хименеса Кабальеро, Рикардо Баеса, Мигеля де Унамуна, Сальвадора де Мадариага и др.).

  33. Источник: Литературная энциклопедия



  34. Энциклопедический словарь

    МИ́РО -а; ср. [от греч. myron - благовонное масло] Церк. Масло с ароматическими веществами, употребляемое при некоторых христианских обрядах.

    Одним ми́ром мазаны кто-л. О людях с одинаковыми недостатками.

  35. Источник: Энциклопедический словарь



  36. Библия. Ветхий и Новый заветы. Синодальный перевод. Библейская энциклопедия арх. Никифора.

    (Исх.30:25, 1Пар.9:30 ) - особенный состав из благовонных веществ для священного помазания. В Ветхом Завете оно по повелению Божию составлялось из смирны самоточной, корицы благовонной, тростника благовонного, кассии и елея, или оливкового масла. "И сделай из сего мира для священного помазания масть составную, искусством составляющего масти: это будет миро для священного помазания", заповедал Господь Моисею (Исх.30:23,25). Этим миром по повелению Божию были помазаны: во-первых Скиния со всеми принадлежностями ее, а потом Аарон и сыновья его для священного служения Богу. В последующее время помазывались миром не только священники, но и цари и пророки. Господь Иисус называется Христом или Помазанником, потому что Его человечеству безмерно сообщены все дары Святого Духа, и таким образом Ему в высшей степени принадлежит: ведение пророка, святость первосвященника и могущество царя.

    В Православной Христианской церкви с самых времен Апостольских существует особенное Таинство Миропомазания, в котором верующему при помазании освященным миром частей тела, во имя св. Духа, подаются дары св. Духа, возвращающие и укрепляющие в жизни духовной (1Иоан.2:2,20,27, 2Кор.1:21,22). Освящать св. миро для сего Таинства предоставлено высшим священноначальникам, как преемникам Апостолов, которые сами совершали рукоположение для подаяния даров св. Духа. При совершении Таинства миропомазания помазуются следующие части тела: чело - в освящение ума или мыслей, перси - в освящение сердца или желаний, очи, уши и уста - в освящение чувств, руки и ноги - в освящение дел и всего поведения Христианина. св. миро в Православной нашей Церкви освящается в Киеве и Москве, в четверток на Страстной седмице, на Божественной литургии и оттуда доставляется епископам по всем епархиям и через них священникам. Помазанием этим св. миром освящаются у нас подобно ветхозаветной Скинии все наши храмы. св. миром по примеру ветхозаветной церкви (1Цар.10:1,16, Пс.88:21 ) помазуются и наши цари на великое дело их царственного служения.

  37. Источник: Библия. Ветхий и Новый заветы. Синодальный перевод. Библейская энциклопедия арх. Никифора.



  38. Библия. Ветхий и Новый заветы. Синодальный перевод. Библейская энциклопедия арх. Никифора.

    м’иро (Исх.30:25; Исх.37:29. 1Пар.9:30; Песн.1:2; Мат.26:7,9,12; Мар.14:3,4; Лук.7:37,38,46; Иоан.11:2; Иоан.12:3,5; Отк.13:13 ) — масть для священного помазания. Изготовление и употребление мира для других целей было строго запрещено законом (Исх.30:32 -33). (см. ароматы, масть, помазание)

  39. Источник: Библия. Ветхий и Новый заветы. Синодальный перевод. Библейская энциклопедия арх. Никифора.



  40. Реальный словарь классических древностей


    • Myro,

    см. Μοιρώ, Мойро.

  41. Источник: Реальный словарь классических древностей



  42. Словарь церковнославянского языка

  43. Источник:



  44. Толковый словарь Даля

  45. Источник: