Большая Советская энциклопедия

    Симонас [17(28).10.1793, Кальвяй, ныне Скуодасского района, — 24.11(6.12).1864, Папиле, ныне Акмянского района], литовский историк и писатель-просветитель. Сын крестьянина, В 1825 окончил Вильнюсский университет, работал в Риге (1825—34) и Петербурге (1835 —51). В «Истории Литвы с древнейших времён» и других трудах Д. романтически идеализировал историческое прошлое Литвы (особенно до 15 в.). Считал, что крепостное право занесли в Литву чужеземные «паны и ксендзы». Д. признавал несправедливыми феодальные повинности, а сопротивление крестьян взысканию этих повинностей — обоснованным. Землю, которую обрабатывали крестьяне, считал собственностью крестьян захваченной помещиками. Д. первым показал роль католической церкви как организатора и соучастника набегов тевтонских рыцарей на Литву. Собирал и издавал литовский фольклор («Жемайтские народные песни», 1846), составлял словари литовского языка.

    Соч.: Darbai senųjų lietuvių ir žemaičių, Kaunas, 1929: Lietuvos istórija, t. 1—2, Plymouth, 1893-97, Būdą senovės lietuvių каlnеnų ir žemaičių [Kaunas, 1935]; Rinktiniai raštai, [Vilnius], 1955; Rinktine, [4 leid], Kaunas, 1960.

    Лит.: Очерки по истории философской и общественно-политической мысли народов СССР, т. 2, М., 1956.

    Ю. И. Жюгжда.

  1. Источник: Большая советская энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия. 1969—1978.



  2. Философская энциклопедия

    ДА́УКАНТАС

    (Daukantas), Симанас (28 окт. 1793 – 6 дек. 1864) – литов. просветитель, писатель и историк. Сын крестьянина. Окончил Вильнюсский ун-т (1825). Написал ряд работ по истории литов. народа, в т. ч. "Историю Литвы" ("Lietuvos istorija", кн. 1–2, 1893–97), в к-рых освещал историю с идеалистич. позиций, идеализировал литов. старину, не замечая процессов классовой борьбы. Вместе с тем Д. положил начало критике папско-тевтонских хроник средневековья и разоблачению реакц. роли католич. церкви и папства в истории Литвы. Он защищал нац. нар. творчество и язык от ассимиляторских стремлений ополячившихся литов. феодалов и католич. духовенства. Просветительство Д. (издание книг для крестьян по с.-х. вопросам и т. д.) имело ограниченный характер.

    Соч.: Būdas senovės lietuvių kalnėnų ir žemaičių, Kaunas, 1935; Rinktiniai raštai, Vilnius, 1955.

    Лит.: Очерки по истории философской и общественно-политической мысли народов СССР, т. 2, М., 1956, с. 674–75.

    Ю. Жюгжда. Вильнюс.

  3. Источник: Философская энциклопедия



  4. Советская историческая энциклопедия

    Симанас (1793-1864) - литов. историк. Сын крестьянина. В 1825 окончил Вильнюсский ун-т. В 1822 написал "Деяния древних литовцев и жемайтов", в дальнейшем - ряд др. работ по истории литов. народа. В "Истории Литвы с древнейших времен" и др. трудах Д. романтически идеализировал ист. прошлое Литвы (особенно до 15 в.). Считал, что крепостное право занесли в Литву чужеземные паны и ксендзы. В то же время Д. признавал несправедливыми феод. повинности, а сопротивление крестьян взысканию этих повинностей - обоснованным. Землю, к-рую обрабатывали крестьяне, считал собственностью крестьян, захваченной помещиками. Д. первым показал реакц. роль католич. церкви в истории литов. народа как организатора и соучастника набегов тевтонских рыцарей на Литву.

    Соч.: Darbay senuju, lietuviu yr zemaycziu, Kaunas, 1929; Lietuvos istórija, Plymouth, 1893; Budas senoves lietuviu, kalnenu ir zemaiciu, Kaunas, 1935.

    Лит.: Очерки по истории философской и обществ.-политич. мысли народов СССР, т. 2, М., 1956; Lietuvos TSR istorija, t. 1, Vilnius, 1957.

    Ю. И. Жюгжда. Вильнюс.

  5. Источник: Советская историческая энциклопедия