Большая Советская энциклопедия

    Фичино (Ficino) Марсилио (19.10.1433, Фильине-Вальдарно, √ 1.10.1499, Кареджи, близ Флоренции), итальянский гуманист и философ-неоплатоник, организатор Академии платоновской во Флоренции. Перевёл на лат. язык сочинения Платона (опубликованы 1484), Плотина, Ямвлиха, Прокла, Порфирия, Михаила Пселла, часть «Ареопагитик» и трактаты т. н. «герметического» свода. В комментариях к ним и в сочинении «Платоновская теология о бессмертии души» (1469√74, опубликовано 1482, последнее изд. т. 1√2, 1965), «О христианской религии» (1476) и др. развил философскую систему, представляющую собой оригинальную переработку неоплатонизма (концепция эманации и др.) и мистических учений поздней античности в духе согласования с основными догматами христианства. Достоинство человека, одарённого способностью к познанию и свободной волей, √ в его божественном происхождении, в бессмертии души, в способности на высшей ступени созерцания к слиянию с богом √ «божественному безумию». Для Ф. характерна апология земной красоты, созерцание которой он рассматривал как ступень к высшему мистическому созерцанию. Исторически существовавшие религии и религиозные философские учения Ф. считал этапами развития «всеобщей религии». Способствовал возрождению платонизма и борьбе со схоластическим аристотелизмом, оказал значительное влияние на развитие философии Возрождения и 17√18 вв.

    Соч.: Opera, v. 1√2, Basel, 1561; Supplementum Ficinianum, v. 1√2, Firenze, 1937; Commentaire sur ie Banquet de Platon, P., 1955.

    Лит.: Пузино И. В., О религиозно-философских воззрениях М. Фичино, «Исторические известия», 1917, № 2, с. 91√111; Гуковский М. А., Новые работы по истории платонизма итальянского Возрождения, «Вопросы философии», 1958, № 10, с. 169√73; Kristeller P. О., Il pensiero filosofico di M. Ficino, Firenze, 1953; Saitta G., M. Ficino e la filosofia dell' Umanesimo, 3 ed., Bologna, 1954; Marcel R., M. Ficino (1433√1499), P., 1958.

    А. Х. Горфункель.

  1. Источник: Большая советская энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия. 1969—1978.



  2. Энциклопедия Кольера

    (Ficino, Marsilio) (1433-1499), философ, теолог и ученый, выдающийся мыслитель эпохи Возрождения, оказавший значительное влияние на развитие философии 17-18 вв. Родился 19 октября 1433 в Фильине-Вальдарно близ Флоренции. Изучал латинский и греческий языки, философию и медицину, по-видимому, во Флоренции, рано заинтересовался Платоном и его школой и благодаря покровительству Козимо Медичи и его преемников полностью посвятил себя научным занятиям. В 1462 Фичино стал признанным лидером платоновской Академии во Флоренции, одного из важнейших интеллектуальных центров эпохи Возрождения. Стал священником в 1473 и занимал несколько высоких церковных постов. Умер Фичино в Кареджи близ Флоренции 1 октября 1499. Сделанные Фичино превосходные переводы на латинский язык Платона и Плотина, первые полные собрания этих мыслителей в Западной Европе (закончены ок. 1470, опубликованы в 1484 и 1492), были в ходу вплоть до 18 в. Фичино также перевел на латинский язык других неоплатоников (Ямвлиха, Прокла, Порфирия и др.) и трактаты т.н. Герметического свода. Широко использовались и его комментарии к сочинениям Платона и Плотина, а комментарий к платоновскому диалогу Пир (1469, известен также под названием О любви, De amore) был источником большинства рассуждений о любви у мыслителей, поэтов и писателей Возрождения. Согласно Фичино, Платон рассматривал любовь как духовное отношение между человеческими существами, основанное на их изначальной внутренней любви к Богу. Главная философская работа Фичино - Платоновская теология о бессмертии души (Theologiae platonicae de immortalitate animorum, 1469-1474, первое издание 1482) - изощренный метафизический трактат, в котором учение Платона и неоплатоников приводится в согласие с христианской теологией. Этот труд, наиболее систематическое произведение итальянского платонизма за всю эпоху Возрождения, сводит Вселенную к пяти фундаментальным принципам: Богу, небесному духу, расположенной в центре разумной душе, качеству и телу. Главной темой труда является бессмертие души. Задача человеческой жизни, по Фичино, заключается в созерцании, завершающемся непосредственным видением Бога, но, поскольку эта конечная цель редко достигается на Земле, должна быть постулирована будущая жизнь души, в которой она достигает своего истинного предназначения. Известен также трактат Книга о христианской религии (Liber de Christiana religione, 1474). Переписка Фичино - богатый источник биографической и исторической информации, многие письма являются фактически небольшими философскими трактатами. Среди других работ, посвященных теологии, медицине и астрологии, можно отметить Три книги о жизни (De vita libri tres, 1489). Фичино был одним из ведущих мыслителей раннего Возрождения и наиболее значительным представителем ренессансного платонизма.

    ЛИТЕРАТУРА

    Баткин Л. К истолкованию итальянского Возрождения. Антропология Марсилио Фичино и Пико делла Мирандолы. - В кн.: Из истории классического искусства Запада. М., 1980

  3. Источник: Энциклопедия Кольера



  4. Энциклопедический словарь

    Фичи́но Марсилио

    (Ficino) (1433—1499), итальянский философ-неоплатоник, глава флорентийской Академии платоновской. Перевёл на латинский язык сочинения Платона, Плотина, Ямвлиха, Прокла, Порфирия, Михаила Пселла, часть «Ареопагитик», сделав их достоянием европейской философии XV—XVI вв.

    * * *

    ФИЧИНО Марсилио

    ФИЧИ́НО (Ficino) Марсилио (1433—99), итальянский философ-неоплатоник, глава флорентийской Академии платоновской(см. ПЛАТОНОВСКАЯ АКАДЕМИЯ). Перевел на латинский язык сочинения Платона, Плотина, Ямвлиха, Прокла, Порфирия, Михаила Пселла, часть «Ареопагитик», сделав их достоянием европейской философии 15—16 вв.

    * * *

    ФИЧИ́НО (Ficino) Марсилио (19 октября 1433, Фильине (?) — 1 октября 1499, Флоренция), итальянский гуманист и философ-неоплатоник.

    Образование Фичино получил в университете Флоренции. Чтобы читать Платона в подлиннике, он изучил греческий язык. Козимо Медичи(см. МЕДИЧИ), банкир и фактический правитель Флоренции, обратил внимание на Фичино и покровительствовал ему. В 1462 он подарил Фичино имение неподалеку от своего собственного, а также греческие рукописи произведений Платона и некоторых других древних авторов.

    Около 1462 Фичино перевел с греческого на латынь «Гимны» и «Аргонавтики» — сочинения, автором которых традиция считала легендарного поэта древности Орфея. Затем взялся за цикл гностических трактатов, известных под общим названием «Поймандр» (1471) и приписываемых Гермесу Трисмегисту. Только после этого Фичино в 1463 приступил к диалогам Платона, творчество которого он рассматривал как важнейшее звено в развитии «благочестивой философии», восходящей в своих истоках к самым отдаленным временам. Фичино начал с тех представителей «древнего богословия», кто, по преданию, одними из первых сообщили людям сокровенные божественные тайны, прикрывая их поэтическими образами, философскими притчами и т. п.

    Перевод всех сочинений Платона на латынь и краткие пояснения к ним Фичино завершил в 1468. Тогда же он приступил к комментированию некоторых платоновских диалогов. В 1469—74 Фичино создал свое главное произведение — фундаментальный трактат «Платоновское богословие о бессмертии душ» (1482) с целью «показать во всем созвучие платоновских мыслей с Божественным законом», согласовать и примирить древнюю языческую мудрость с христианством. В трактате «О христианской религии» (1474) Фичино как бы возобновлял традицию раннехристианской апологетики.

    Деятельность Фичино вызвала живейший интерес в обществе. Вокруг него начала складываться группа единомышленников, своего рода вольное ученое братство, получившее известность под именем Платоновской академии. Она не имела устава и фиксированного членства, в ее деятельности принимали участие люди самого разного звания и рода занятий: именитые патриции, купцы, дипломаты, должностные лица государства, священнослужители, врачи, университетские профессора, гуманисты, богословы, поэты, художники.

    В 1484 Фичино опубликовал свои переводы Платона, в 1489 — собственный медико-астрологический трактат «О жизни». Продолжая исследовать дальнейшую традицию «благочестивой философии», Фичино с 1484 переводит и комментирует «Эннеады» Плотина (изданы в 1492). В это же время Фичино перевел сочинения Порфирия, Ямвлиха, Прокла, Псевдо-Дионисия Ареопагита, Афинагора, Синезия, Михаила Пселла. В 1492 он написал трактат «О солнце и свете» (1493), а в 1494 завершил обширные толкования к нескольким диалогам Платона. В 1495 Фичино издал двенадцать книг своих «Посланий». Умер Фичино за комментированием «Послания к римлянам» апостола Павла(см. ПАВЕЛ (апостол)).

    Идеи Фичино оказали сильное влияние на богословскую и гуманистическую мысль, на художественную культуру Возрождения конца 15—16 вв.

  5. Источник: Энциклопедический словарь