Словарь Брокгауза и Ефрона

    Шарль (аббат Batteux) — французский эстетик, род. 6 мая 1713 г. в деревне Алландуи у Вузиера, учился в Реймсе, принял священство (1750), был назначен профессором риторики и гуманитарных наук при королевской коллегии в Париже. В 1754 сделан членом академии надписей, в 1761 г. членом Французской академии. Умер 14 июля 1780 г. Б. можно считать основателем французской философии искусства, так как он применил сначала к поэзии, потом к образовательным искусствам принцип Аристотеля: "подражай природе". Из его сочинений следует упомянуть: "La morale d'Epicure, tirée de ses propres écrits" (Париж, 1769, 2 тома), "Mémoires concernant l'histoire, les sciences, les arts, les moeurs et les usages des Chinois" (Париж, 1776—89, 15 томов), продолжено и окончено Breguiny и de Guignes; "Les beaux arts, réduits à un même principe" (Париж, 1780); особенное внимание французских и немецких теоретиков искусства возбудило его соч. "Cours des belles-lettres, ou principes de la littérature" (Париж, 1747—50 и чаще, 5 томов, последнее изд. 1861; на нем. Рамлер, Лейпц., 1756—58, 4 т.; 1774; 5-е изд, 1802; русск. пер. Москва, 1807). Теории Б. долго господствовали в Германии, пока Винкельман и Лессинг, а позже Гердер, Шиллер и друг. не дали лучших эстетических принципов.

  1. Источник: Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона



  2. Большая Советская энциклопедия

    (Batteux)

    Шарль (6.5.1713, вблизи Реймса, — 14.7.1780, Париж), французский философ, эстетик и педагог. С 1761 член Французской академии. В эстетическом сочинении «Изящные искусства, сведенные к одному общему принципу» (1746) и «Курс изящной словесности» (1747—48) развивал идеи Классицизма. Вслед за Аристотелем основным принципом искусства считал Подражание, а различия между искусствами усматривал в средствах подражания (цвет — в живописи, звук — в музыке, жест — в танце, речь — в поэзии); подражать следует только «прекрасной» природе, воплощением которой Б. считал античное искусство как некую абсолютную внеисторическую норму. В духе Буалоустанавливал незыблемые правила «хорошего вкуса». Эстетика Б. получила распространение также в Германии и России. С Б. полемизировали Д. Дидро и Г. Э. Лессинг, Д. В. Веневитинов, В. Г. Белинский и Н. Г. Чернышевский.

    Лит.: Машкин А. П., Эстетическая теория Батте и лирика Державина, Каз., 1916; История эстетики, т. 2, М., 1964, с. 376—89.

    В. Я. Бахмутский.

  3. Источник: Большая советская энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия. 1969—1978.



  4. Философская энциклопедия

    БАТТЁ

    (Batteux), Шарль (6 мая 1713 – 14 июля 1780) – франц. философ, эстетик и педагог. Получил богословское образование. С 1754 – член Академии надписей и изящной словесности, с 1761 – член Франц. академии. Автор трудов по вопросам эстетики и иск-ва: "Изящные искусства, сведенные к одному общему принципу" ("Les beaux arts reduits à un même principe", 1746) и "Курс изящной словесности" ("Cours de belles-lettres ou Principes de la littérature", 1747–48). Как сторонник эстетики классицизма, Б. исходил из аристотелевской идеи подражания, усматривая различие между отд. иск-вами в разных средствах подражания природе (живопись – подражание цветом, музыка – звуком, танец – жестом, поэзия – речью). Он считал, что подражать надо не всякой, а лишь "прекрасной" природе, под к-рой подразумевал некий идеал, и рассматривал античное иск-во, воспроизводящее этот идеал, как абсолютную внеисторич. норму. Б. устанавливал незыблемые правила "хорошего вкуса", повторяя в основном поэтику Буало. Эстетика Б. получила в 18 в. распространение в Германии (писатели Готшед, Рамлер и др.). С реалистич. позиций с Б. полемизировали Дидро и Лессинг, упрекая его в том, что он не объясняет нигде, что же такое "прекрасная природа", и не видит внутр. различия между поэзией и живописью.

    В. Бахмутский. Москва.

    В России эстетика Б. с ее принципом "подражания природе" была хорошо известна. "Cours de belles-lettres..." Б. был переведен под названием "Начальные правила словесности" (с прибавл. Дм. Облеухова, т. 1–4, 1806–1807). Кроме этого, на рус. яз. появились переводы: "О свободных науках", 1803 (пер. А. Степанова) и "Правила поэзии", 1808 (пер. А. Буниной). Идеи Б. использовали рус. эстетики конца 18 – нач. 19 вв. (Н. Остолопов в своем "Словаре древней и новой поэзии", ч. 2, 1821, Мерзляков и др.). В 20-х гг. 19 в. эстетика Б. была подвергнута критике "любомудрами" (Д. В. Веневитинов, Полное собр. соч., 1934), а затем Белинским (Полное собр. соч., т. 13, 1948, см. Указатель) и Чернышевским (Полное собр. соч., т. 16, 1953, см. Указатель).

    З. Каменский. Москва.

    Соч.: De la construction oratoire, P., 1763; La morale d'Е́picure, P., 1758; Les quatre poétiques d'Aristote, d'Horace, de Vida, de Despréaux, v. 1–2, P.. 1771.

    Лит.: Машкин А. П., Эстетическая теория Баттё и лирика Державина, Казань, 1916; Schenker M., Charles Batteux und seine Nachahmungetheorie in Deutschland, Lpz., 1909.

  5. Источник: Философская энциклопедия