Большая Советская энциклопедия

    (10.3.1865, Пекин, — 27.9.1898, там же)

    руководитель левого крыла движения за реформы в Китае в конце 19 в. (см. «Сто дней реформ»), поэт и философ. Родился в семье видного сановника. В 1896 поступил на службу в канцелярию императорского наместника в Нанкине, в 1897 переведён в Хунань, где развернул энергичную реформаторскую деятельность: организовал школу «Ши у сюэтан» («Современные задачи») и возглавил Наньсюэхой (Южную научную ассоциацию) — клуб реформаторов. По представлению Кан Ю-вэя (См. Кан Ю-вэй) летом 1898 был принят императором Гуансюем (См. Гуансюй) и стал одним из ближайших сотрудников последнего в деле подготовки и издания указов о реформах. Готовил насильственное устранение реакционной придворной группировки во главе с Цыси.После дворцового переворота 21 сентября 1898 был арестован и казнён.

    В ранних стихах воспел романтику военных походов («В западных краях», 1884; «Хребет Циньлин», 1888), создал динамичные картины родной природы («Гора Кунтун», 1889). Обращаясь к фольклору, слагал сказочные баллады: «Призрак» (1885), «Три верных супружеских пары» (1888), «Целомудренная» (1893), «Чудесный камень». Т. С.-т. высмеивал начётчиков («Стихи, сложенные к картине Цзян Бяо “Конфуций сочиняет книгу”»), разоблачал феодальную эксплуатацию («Песенка об опийном маке и мешке из-под риса», 1888; «Песенка о том, как везли провиант по горам Лю-паньшань», 1888). Обогатил содержание и форму национальной поэзии, подготовил изменение традиционных размеров. Основной философской работе Т. С.-т. «Учение о гуманности» (1896—98) свойственны материалистические тенденции, неприятие деспотизма.

    Соч.: Тань Сы-тун цюаньцзи, Пекин, 1954.

    Лит.: Тихвинский С. Л., Движение за реформы в Китае в кон. XIX в. и Кан-Ю-вэй, М., 1959; Семанов В., Тань Сы-тун, в кн.: Восточный альманах, в. 1, М., 1957.

    В. И. Семанов, С. Л. Тихвинский.

  1. Источник: Большая советская энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия. 1969—1978.



  2. Философская энциклопедия

    ТАНЬ СЫ-ТУН

    (10 марта 1865 – 27 сент. 1898) – кит. философ и политич. деятель, лидер левого крыла движения реформаторов в конце 19 в. После реакц. переворота в 1898 он отказался бежать, считая, что репрессии должны возбудить в обществе сочувствие к делу реформ. Казнен без суда и следствия.

    В кн. "Учение о гуманности" Т. С.-т. развил синтетич. филос. систему, соединив элементы европ. и кит. культуры. Субстанциальной основой вселенной Т. С.-т. считал находящиеся во взаимодействии "эфир", электричество и химически чистые элементы, а также пустоту, понятие к-рой было заимствовано им из буддийской космогонии. Осн. выводы его теории о человеке как части природы и учение о жэнь (гуманности), лежащей в основе всеобщей закономерности природы и общества, послужили теоретич. обоснованием для его проектов гос. управления, экономики и культуры. Отдаленным политич. идеалом Т. С.-т. была республика, к к-рой народ должен быть подготовлен всесторонними реформами.

    Соч.: Цыань цзи (Полн. собр. соч.), Пекин, 1954; в рус. пер., в кн.: Избр. произв. прогрессивных кит. мыслителей нового времени, М., 1961, с. 214–86.

    Лит.: Сенин Н. Г., Кит. просветитель и материалист конца 19 в. Тань Сы-тун, "ВФ", 1958, No 9; Тихвинский С. Л., Тань Сы-тун – идеолог левого крыла движения за реформы в конце 19 в., "Сов. китаеведение", 1958, No 3; Chan Wing-tsit, Chinese philosophy, 1949–1963. An annotated bibliography of mainland China publications, Honolulu, 1966 (библиогр. работ ученых КНР). См. также лит. при статье Кан-Ю-вэй.

    Ф. Белелюбский. Москва

  3. Источник: Философская энциклопедия



  4. Советская историческая энциклопедия

    Тань Фу-шэн, Тань Чжуан-фэй, Тань Лю-ян (10.III.1865 - 27.IX.1898), - руководитель левого крыла движения за реформы в Китае в кон. 19 в. (см. "Сто дней реформ"); философ. Род. в Пекине, в семье видного сановника Тань Цзи-сюня. Не закончив традиционного (домашнего) обучения, в 19-летнем возрасте поступил на воен. службу. Выйдя вскоре в отставку, в течение 10 лет путешествовал по стране, занимаясь самообразованием, в т. ч. изучением переводов книг зап. авторов. Во время японо-китайской войны 1894-95 создал в г. Люяне (пров. Хунань) Ассоциацию по распространению зап. наук, затем уехал в Пекин и активно участвовал в руководимом Кан Ю-вэем движении за реформы. В 1896 поступил на службу в канцелярию императорского наместника в Нанкине, в 1897 переведен в Хунань в распоряжение губернатора провинции, где развернул энергичную реформаторскую деятельность: организовал школу "Ши у сюэтан" ("Современные задачи"), возглавил Наньсюэхой (Юж. науч. ассоциацию) - клуб реформаторов и его орган - журн. "Сян сюэ синь бао". По представлению Кан Ю-вэя летом 1898 был принят имп. Цзай Тянем (Гуансюй) и стал одним из ближайших сотрудников последнего в деле подготовки и издания указов о реформах. Готовил насильственное устранение реакционной придворной группировки во гл. с Цыси. После дворцового переворота 21 сент. 1898 был арестован и казнен без суда и следствия. Осн. соч. Т. С.-т. - кн. "Жэнь сюэ" ("Учение о гуманности") - носит антиманьчжурскую, антимонархич., бурж.-национальную окраску. В филос. и обществ.-политич. взглядах Т. С.-т. отмечаются материалистич. тенденции и элементы диалектики.

    Соч.: Тань Сы-тун цюань цзи (Полн. собр. соч. Тань Сы-туна), Пекин, 1954; в рус. пер., в кн.: Избр. произведения прогрессивных кит. мыслителей нового времени, (пер. с кит.), М., 1961.

    Лит.: Тихвинский С. Л., Движение за реформы в Китае в кон. XIX в. и Кан Ю-вэй, М., 1959.

    С. Л. Тихвинский. Москва.

  5. Источник: Советская историческая энциклопедия