Словарь Брокгауза и Ефрона

    (Жан Jaurès) — французский политический деятель. Род. в 1859 г. Окончил курс в Парижской нормальной школе; был профессором в Тулузском университете. Сначала защитник идеалистич. философии и радикал, он постепенно переходил налево в политике и на сторону марксовского материалистического понимания истории; безусловным сторонником последнего он, однако, не сделался, принимая его с некоторыми оговорками и пытаясь примирить с идеализмом в философии. Этот эклектизм нашел выражение в его споре с Лафаргом в 1895 г. (см. "Idéalisme et matérialisme dans la conception de l'histoire. Conférence de Jean J. et ré ponse de P. Lafargue", Пар, 1895, 2-е изд., 1901). В 1885—89 и 1892—98 гг. был депутатом и вновь избран в 1902 г. Впоследствии (в предисловии к "Discours parlementaires") Ж . утверждал, что он в течение всей своей общественной жизни держался, в общем, одного направления, именно социалистического, революционного. Это не подтверждается фактами; три периода участия Ж. в парламентской деятельности приблизительно совпадают с различными периодами в развитии его миросозерцания. В первое трехлетие он сидел на левом центре, не входя в состав какой бы то ни было партии. Сочувствие социализму, которое он при случае выражал, было настолько обще и слабо, что социалисты своим его не считали. Хотя речи его уже тогда обращали на себя внимание, но видного места Ж. в парламентской жизни не занимал. Скорее всего можно было его причислить к радикалам, и даже не крайним. Забаллотированный в 1889 г., Ж. возвращается на университетскую кафедру и пишет на латинском языке диссертацию: "De primis socialismi germanici lineamentis apud Lutherum, Kant, Fichte et Hegel" (Тулуза, 1891); в ней он уже является сторонником социализма. В 1892 г. Ж. был выставлен в кандидаты рабочими и предстал на выборы как социалист. В палате он примкнул к "независимым социалистам". С 1893 г., когда Ж. был переизбран на общих выборах, он был признанным вождем социалистической партии, или, лучше сказать, социалистических партий, несмотря на наличность сильных между ними разногласий. Не будучи социал-демократом, не имел даже достаточно ясного теоретического обоснования своего социалистического миросозерцания, Ж. — сознательно или бессознательно — сделал своей целью объединение социалистических партий против существующего строя; он проповедовал "социальную ненависть", как творческую силу, способную перестроить общество на новых началах. Даже честолюбивый и фанатичный Гэд (см.) хотя и не вполне охотно, но шел за Ж. В это время Ж. уже признавался лучшим оратором французского парламента. Красноречие его — чисто французское, с риторическими фразами, с метафорами, с постоянными ссылками на великие принципы и на великие имена. В этот период Ж. приобрел громадную популярность не только среди рабочих, но и среди буржуазии, враждебной социализму. В 1 897 г. Ж. выступил горячим и страстным борцом за Дрейфуса и наряду с Золя и Клемансо сделал очень много для его реабилитации. Агитация за Дрейфуса вызвала раскол среди социалистов: гэдисты отделились от жорезистов, и началась внутренняя борьба. Ж. и отчасти жорезисты сблизились с радикальными (несоциалистическими) элементами палаты. В 1898 г. Ж. был забаллотирован на выборах, но все же оставался вождем социалистов Франции, однако не всех. В начале 1899 г. ему удалось добиться формального слияния всех социалистических партий в одну федеративную партию, но оно оказалось эфемерным. В том же году Ж. поддержал вступление социалиста Мильерана в коалиционный кабинет Вальдека-Руссо, и это привело к расколу в среде партии. С тех пор Ж. поддерживал м-во Вальдека-Руссо, потом Комба, При Вальдеке-Руссо и Комбе Ж. был главной опорою "блока" — коалиции социалистической, радикальной и республиканской партий, поддерживавших м-во. При Рувье (1905) он настоял на формальном выходе социалистов из блока, но в действительности поддерживал м-во. На международном конгрессе в Амстердаме в 1904 г. Ж. высказался за необходимость бороться за сохранение республики в союзе с буржуазными партиями, если они стремятся к освобождению человеческой личности; он протестовал против политики германских социал-демократов, непримиримой в теоретических вопросах, но не умеющей ни завоевать с 3-миллионной армией политической власти, ни даже отстоять (в Саксонии) более или менее сносную избирательную систему. Тогда же Ж. высказался за желательность объединения французских социалистов, но достигнуть цели ему не удалось: временное соединение оказалось очень эфемерным (речь Ж. вызвала решительное и резкое возражение Бебеля). С 1900 или 1901 г. Ж., не теряя своей популярности в рядах буржуазных партий, не теряя ее и в рядах значительной части социалистов, делается предметом особенно страстных нападок со стороны социал-демократов. Несмотря на это, в 1902 г. он был выбран в палату в рабочем округа. В 1903 г. он был вице-президентом палаты депутатов. В 1905 г. он был приглашен немецкими социал-демократами произнести речь в Берлине, но германское правительство попросило его не приезжать, и он не приехал; речь его о мире и о солидарности пролетариата была напечатана и произвела сильное впечатление. Кроме парламентской деятельности, кроме бесчисленных речей на митингах и партийных съездах, множества газетных и журнальных статей, Ж. выпускает том за томом громадного, рассчитанного на 10 томов коллективного труда "Histoire socialiste", в котором первые вышедшие до 1905 г. 4 тома принадлежат целиком его перу ("La Constituante", П., 1901; "La Legislative", 1902; "La Convention", 1903—04); это — история франц. революции, представляющая новую самостоятельную разработку предмета по источникам, с обращением внимания особенно на экономические отношения. Ж. является сторонником материалистич. истолкования истории. Крупный недостаток труда — его постоянная риторика. Мелкие статьи Ж. собраны в "Etudes socialistes" (П., 1902). Философский, весьма поверхностный труд Ж. — "De la r éalité du monde sensible" (П., 1891, 2 изд., 1902). Парламентские речи его собраны в "Discours parlementaires" (т. I, доведенный до 1894 г., П., 1904). На русском яз. вышли брошюрами след. речи Ж.: "Аграрный социализм. Социализм и крестьянство" (пер. Элиасберга, изд. "Возрождения", Одесса, 1905; две парламентские речи Ж., произнесенные в 1894 г.; в первой из них он развивает проект национализации ввоза иностранного хлеба); "Идея мира и солидарность пролетариата" (пер. Поляковой, изд. "Демос", Одесса, 1905); "Две речи Жореса и Бебеля на международном Амстердамском конгрессе 1904 г." (изд. "Вперед", Одесса. 1905).

    Яркая характеристика Ж. в статье Н. Кудрина: "Галерея франц. знаменитостей. Ж. Жорес" ("Русск. Бог.", 1904, № 11). Его же оценка труда Ж. по ист. революции: "Последние труды о происхождении соврем. Франции" (ib., 1902, февраль).

  1. Источник: Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона



  2. Большая Советская энциклопедия

    (Jaurès)

    Жан (3.9.1859, Кастр, — 31.7.1914, Париж), деятель французского и международного социалистического движения, борец против милитаризма и войны, историк. Родился в буржуазной семье. Окончил Высшую нормальную школу, получил степень Агреже философии (1881). С 1881 преподаватель философии в лицее Альби, а с 1883 в Тулузском университете. Член палаты депутатов в 1885—89, 1893—98 и с 1902. В 80-х гг. примыкал к буржуазным республиканцам, с 1893—к социалистической группе. С начала 1890-х гг. Ж. стал одним из активных деятелей французского социалистического движения. Придя к французскому рабочему движению из рядов буржуазии, совершая на протяжении всей своей жизни эволюцию влево, Ж., однако, не смог стать подлинным пролетарским революционером. Изучив наследие К. Mapкca и приняв ряд положений марксизма, Ж. пытался эклектически соединить его с другими учениями. И в теоретических, и в практических вопросах позиция Ж. во французском рабочем движении и во 2-м Интернационале по большей части была реформистской или близкой к реформистской и подвергалась справедливой критике левого крыла международного рабочего движения. Так, в 1899 Ж. одобрил вступление социалиста А. Мильерана в правительство Вальдека-Руссо. В 1902 Ж. возглавил правую французскую социалистическую партию, а после объединения в 1905 последней с Социалистической партией Франции, руководимой Ж. Гедом, стал одним из лидеров правого крыла Объединённой социалистической партии. Однако при всех своих ошибках в теории и практике социалистического движения Ж. был убеждённым защитником демократии, противником сил реакции и войны. Он принял самое живое участие в борьбе против «президента реакции» Ж. П. Казимира-Перье (июнь 1894 — январь 1895), энергично участвовал в кампании за пересмотр Дрейфуса дела (См. Дрейфуса дело)(хотя в ходе этого политического конфликта и допускал ошибки). В 1904 Ж. основал газету «Юманите», ставшую боевым органом революционной демократии. Активно участвовал в движении солидарности французского народа с русским. Революцией 1905—07. Ж. вёл также решительную борьбу против политики колониализма, в особенности против захвата Марокко. Являясь крупнейшим оратором своего времени, мужественно обличал главного поджигателя войны — империалистическую буржуазию. Накануне 1-й мировой войны 1914—18 он пал первой жертвой реакции — был убит французским шовинистом Р. Вилленом.

    Ж. — организатор и редактор многотомного коллективного труда «Социалистическая история (1789—1900)», в котором первые 4 тома, посвященные Великой французской революции, написаны им самим. В изучении Великой французской революции Ж. первым обратил внимание на вопросы экономической и социальной истории революции и привлек новые материалы для их исследования. Он оказал влияние на последующую историографию французской революции и, в частности, на научное творчество А. Матьеза.

    В. И. Ленин, критиковавший оппортунистические ошибки Ж., в то же время указывал, что субъективно Жорес действовал из лучших, благородных побуждений (см. Полное собрание соч., 5 изд., т. 10, с. 25). Отличительные черты Ж. — безупречная честность, мужество в борьбе против сил реакции, преданность делу демократии.

    Соч.: Œuvres, v. 1—9, P., 1931—39; Textes choisis, t. 1, P., 1959; в рус. пер. — Новая армия, П,, 1919; История Великой французской революции, т. 1—3, М., 1920—23; Против войны и колониальной политики, М., 1961.

    Лит.: Ленин В. И., Полн. собр. соч., 5 изд. (см. Справочный том, ч. 2, с. 437); Торез М., Избр. произв., [пер. с франц.], т. 1, М., 1959 (см. Указатель имён); Лукин Н. М., [Жорес как историк французской революции], Избр. труды, т. 1, М., 1960, с. 159-77; Манфред А. 3., Ж. Жорес — борец против реакции и войны, в его кн.: Очерки истории Франции XVIII—XX вв., М., 1961; Молчанов Н. Н., Жорес, М., 1969; Blum L., J, Jaurès, 3 éd., P., 1937; Feuillard J. Jaurès homme d'aujourd'hui, 14 éd., P.], 1948; Tetard G., Essais sur J. Jaurès, Colombes, 1959; Goldberg Н., The life of J. Jaurès..., Madison, 1962; Croix A., Jaurès et ses détracteurs, Saint-Ouen. 1967.

    A. З. Манфред.

    Ж. Жорес.

  3. Источник: Большая советская энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия. 1969—1978.



  4. Философская энциклопедия

    ЖОРЕ́С

    (Jaurès), Жан (3 сент. 1859 – 31 июля 1914) – деятель франц. и междунар. рабочего движения, борец против милитаризма и войны, историк, философ и социолог. Проф. философии Тулузского ун-та (1883–85;1889–93). Будучи избран в парламент, Ж. примыкал к бурж. радикалам (1885–89). В 1893 Ж. возвратился в парламент уже с социалистич. убеждениями, возглавляя группу радикал-социалистов; в 1902 Ж. и его сторонники создали франц. социалистич. партию, к-рая в 1905 слилась с руководимой Гедом Социалистич. партией Франции; руководство в объединенной франц. социалистич. партии захватили жоресисты. Ж. – основатель и редактор (1904 – 14) центр. органа партии – газ. "Humanité", ставшей впоследствии органом ЦК Франц. коммунистич. партии.

    В философии Ж., к-рую он сам называл пантеизмом, наблюдается эклектич. сочетание идеалистич. идей с нек-рыми материалистич. положениями. Убежденный борец против клерикальной реакции, Ж. решительно отвергал существование стоящего над миром личного бога традиционных религий (см. "Cours de philosophie", в журн.: "Europe", oct.-nov., P., 1958, p. 137–39). Он доказывал, что материя существует вечно и что чувственный мир реален. Однако эта реальность чувственного мира, согласно Ж., есть результат его причастности к некоему безличному богу, называемому "абсолютным сознанием"; это сознание объемлет все, является высшей реальностью, "я всех я, единством всех единств, истиной всех истин" ("De la réalité du monde sensidle", P., 1902, p. 427). Эклектизм Ж. связан с гилозоистич. убеждением в том, что "сознание неотделимо от того, что называется материей", что "мир повсюду полон жизни, чувства и мысли" ("Cours de philosophie", в журн.: "Europe", oct.-nov., 1958, p. 135).

    Идеализм проявился и в понимании Ж. обществ. жизни. Отрывая развитие человечества от развития общества, Ж. считал, что историч. эволюции человека предшествовала его психологич. эволюция, в ходе к-рой образовались осн. черты человеч. характера (эстетич. чувство, потребность в единении и т.д.); эти черты оказывают затем постоянное влияние на историч. эволюцию, модифицируя ее (см. "Idealisme et matérialisme dans la conception de l'histoire", Lille, 1901; рус. пер. "Идеалистическое и материалистическое понимание истории. Доклад Ж. Жореса и ответ П. Лафарга", СПБ, 1906, с. 12–13). Пропагандируя ряд положений учения Маркса (напр., теорию прибавочной стоимости), Ж. не принимал марксизма в целом, упрекал его в односторонности. Стремясь все примирить, Ж. пытался доказать, что материалистич. и идеалистич. понимание истории не исключают, а дополняют друг друга, поэтому необходим их синтез (см. тамже, с. 17–18). Несостоятельность этих взглядов Ж. была убедительно показана Лафаргом (см. тамже, с. 19–38).

    Социализм для Ж. вытекал не из объективных закономерностей обществ. развития, а из требований совести, был постулатом практич. разума ("О первых проявлениях немецкого социализма у Лютера, Канта, Фихте и Гегеля" – "De primis socialismi germanici lineamentis apud Lutherum, Kant, Fichte et Hegel", 1891). В прямой связи с таким пониманием социализма находится этич. социализм совр. франц. социалистов, к-рые часто ссылаются на Ж. как на своего предшественника. Истолковывая социализм в бурж.-демократич. духе, Ж. рассматривал его как прямое продолжение дела франц. бурж. революции конца 18 в., как последоват. проведение республиканизма.

    Будучи реформистом в политике, Ж. отрицательно относился к революции и диктатуре пролетариата, надеясь на мирное преобразование капиталистич. общества в социалистическое путем национализации гос-вом (к-рое Ж. считал надклассовой силой) капиталистич. предприятий и привлечения рабочих к их управлению, а также путем развития кооперативов (см. критику В. И. Ленина, Соч., т. 16, с. 249–57). Ж. приветствовал вхождение в бурж. пр-во франц. социалиста Мильерана. Он преувеличивал значение парламентских методов борьбы за социализм, возлагая все надежды на победу рабочего класса на выборах. Партию Ж. рассматривал только как избират. аппарат.

    Несмотря на серьезные теоретич., политич. и тактич. ошибки, своей страстной борьбой против всех форм социальной несправедливости (напр., дело Дрейфуса), разоблачением эксплуататорской сущности капиталистич. строя, выступлениями против колониальной экспансии, милитаризма и войн Ж. завоевал широкую популярность во франц. народе. "Война, – говорил Ж., – как и прямая эксплуатация труда рабочего, является одним из проявлений капитализма, и пролетариат может вести систематическую и эффективную борьбу против войны, подобно тому как он предпринял систематическую и эффективную борьбу против эксплуатации рабочей силы" ("Textes choisis", t. 1, P., 1959, p. 129).

    В 1896 Ж. писал, что социалисты отвергают колониальную политику, "потому что она ведет к расточительству богатств и сил, которые отныне должны быть направлены на улучшение участи народа. Мы отвергаем ее потому, что она есть самое плачевное следствие капиталистического режима, который, не вознаграждая всего труда и суживая потребление у себя в стране, должен путем завоеваний и насилия создавать вдали новые рынки. Мы ее отвергаем, наконец, потому, что во всех колониальных экспедициях несправедливость капитализма увеличивается, сочетаясь с крайней коррупцией" (там же, р. 97). Решит. антивоен. выступления Ж. вызвали озлобление шовинистов. Накануне 1-й мировой войны Ж. был убит. Лучшие традиции деятельности Ж. продолжают и развивают ФКП, мировое коммунистическое движение.

    Соч.: Oeuvres, v. 1–9, P., 1931–39; Е́tudes socialistes, 2 éd., P., 1902; Histoire socialiste de la révolution française, t. 1–8, 1922–27; Textes choisis, [t.] 1–Contre la guerre et politique coloniale, P., [1959]; [Рец. на кн.], "La Pensée", 1959, No 88, p. 107–10; в рус. пер.: Идея мира и солидарность пролетариата, [Одесса], 1905; Аграрный социализм, [Одесса], 1905; Интернационализм и патриотизм, К., 1906; Республика и социализм, Одесса, 1906; Социальные этюды, СПБ, 1906; Тактика социал-демократии, СПБ, [1907]; Политические и социальные идеи Европы и великая революция, СПБ, 1907; Избр. речи и статьи, СПБ, 1907; Социалистическая история (1789–1900), т. 1, 9–12, СПБ, 1908; Новая армия, П., 1919; История Великой Французской революции, т. 1–3, [М.], 1920–24; Против войны и колониальной политики, М., 1961.

    Лит.: Ленин В. И., Шаг вперед, два шага назад, Соч., 4 изд., т. 7, с. 369–72; его же, Падение Порт-Артура, там же, т. 8, с. 36–37; его же, Революционная демократическая диктатура пролетариата и крестьянства, там же; его же, Международный социалистический конгресс в Штутгарте, там же, т. 13, с. 59–65; его же, Воинствующий милитаризм и антимилитаристическая тактика социал-демократии, там же, т. 15; его же, Поездка царя в Европу и некоторых депутатов черносотенной Думы в Англию, там же; его же, О социальной структуре власти, перспективах и ликвидаторстве, там же, т. 17, с. 127–128; Πлеханов Г. В., Патриотизм и социализм, в кн.: Избр. филос. соч., т. 3, М., 1957; Павлович М. П., Смерть Жореса, П., [1916]; Раппопорт Ш., Жан Жорес. Человек-мыслитель-социалист, пер. с франц., Гомель, 1921; Клеман Ж., Жорес реформист, пер. с франц., М.–Л., 1931; Богомольный Я. И., Жорес и жоресизм, Л., 1934; Брюа Ж., Жан Жорес и колониальная проблема, в сб.: Французский ежегодник. Статьи и материалы по истории Франции. 1958, М., 1959, с. 408–27; Гaроди Р., Гневный обличитель сил реакции и войны, "Правда", 1959, 3 сент., No 246; Mанфред А. З., Жан Жорес – борец против реакции и войны, "Новая и новейшая история", 1959, M. 5, с. 81–91; Торез М., Сын народа, пер. с франц., М., 1960, с. 32, 55–56, 113, 253; Ruhe Α., Jean Jaurès, Malmö, 1907; Rolland R., Jaurès, P., 1915; Volkart O., Jean Jaurès, Bern, 1917; Beer M., Jean Jaurès. Sozialist und Staatsmann, 4 Aufl., В., 1918; Pease M., Jean Jaurès, socialist and humanitarian, 2 ed., L., 1920; Gouttenoire de Toury F., Jaurès et la parti de la guerre, P., 1922; Sоulié L., La vie de Jaurès, 2 ed., P., 1923; L évy-Bruhl L., Jean Jaurès, 6 ed.. P., 1924; Ρignatel F., Jaurès par ses contemporains, P., 1925; Luxemburg R., Gesammelte Werke. Bd. 4, В., 1928; Banning W., Jaurès als Denker, Arnheim, 1931; Blum L., Jean Jaurès, [3 éd.], P., 1937; Desanges P., Vie de Jaurès, P., 1938; Garaudy R., Jean Jaurès, "Cahiers du communisme", 1946, No 7, p. 599–608; Сhallaye F., Jaurès, nouv. éd., P., [1948]; Ζévaès Α., Jean Jaurès, P., [1951]; Toussaint F., Jaurès intime, [P., 1952]; Auсlair M., La vie de Jean Jaurès..., P., [1954]; Figueres L., Sur la position de Jaurès et du jauressisme..., там же, 1956, No 1–2, 4, p. 76–93, 413– 435; Соgniоt G., Jaurès défenseur de la paix, там же, 1959, No 10, p. 927–45; Duсlоs J., Jean Jaurès et nous, там же, 1959, No 9, p. 719–33; Fourniau Сh., Jean Jaurès, critique de Bernstein, там же, 1959, No 9, p. 734–49; Poulain G., Jaurès universitaire, "Les lettres Françaises", 1959, 3–9 sept., No 788, p. 1, 5; Tétard G., Essai sur Jean Jaurès, [Colombes], 1959 (им. библиография).

    В. Кузнецов. Москва.

  5. Источник: Философская энциклопедия



  6. Советская историческая энциклопедия

    (Jaurés), Жан (3.IX.1859 - 31.VII.1914) - деятель франц. и междунар. социалистич. движения, борец против милитаризма и войны, историк. Род. в бурж. семье в Кастре (деп. Тарн), учился в местном коллеже, затем в "Эколь нормаль", к-рую окончил в 1881. Тогда же начал работать преподавателем философии в лицее Альби, а с 1883 - в Тулузском ун-те. В окт. 1885 был избран чл. палаты депутатов от деп. Тарн, в к-рой примкнул к бурж. республиканцам, близким к Ж. Ферри. На выборах 1889 потерпел поражение и вернулся в Тулузский ун-т, где возобновил свои занятия философией. В 1892 защитил две диссертации - "О реальности чувственного мира" и написанную по-латыни "О первых чертах нем. социализма у Лютера, Канта, Фихте и Гегеля". Еще с 1889 Ж. начал изучать труды теоретиков социализма, а с 1891 стал выступать со статьями в газ. "Dépêche de Toulouse", в к-рых приветствовал подъем социалистич. движения во Франции. В янв. 1893 избран чл. палаты депутатов, где примкнул к социалистич. группе. Был деп. палаты до 1898 и с 1902 до конца жизни.

    С нач. 90-х гг. 19 в. Ж. стал одним из активных деятелей франц. социалистич. движения. Придя к франц. рабочему движению из рядов буржуазии, совершая на протяжении всей своей жизни эволюцию влево, Ж., однако, при самых лучших объективных намерениях, не смог стать и не стал подлинным пролетарским революционером. Внимательно изучив наследие К. Маркса и приняв ряд положений марксизма, Ж. пытался эклектически соединить его с др. учениями. Ж. привнес в социалистич. движение ряд ошибочных представлений и мелкобурж. иллюзий, многие из к-рых были связаны у него с идеями абстрактного отвлеченного гуманизма. И в теоретич., и в практич. вопросах позиция Ж. во франц. рабочем движении и во 2-м Интернационале по большей части была реформистской или близкой к реформистской и подвергалась справедливой критике левого крыла междунар. рабочего движения. Так, в 1899 во время "казуса Мильерана" (см. Мильеран А. Э.), расколовшего франц. и междунар. социалистич. движение, Ж. занял грубо ошибочную позицию поддержки Мильерана. В 1902 Ж. возглавил правую Франц. социалистич. партию, а после объединения последней в 1905 с Социалистич. партией, руководимой Ж. Гедом, стал одним из лидеров прав. крыла Объединенной социалистич. партии. Однако, оставаясь всегда убежденным защитником демократии и по своему характеру человеком действия, Ж., при всех своих ошибках в теории и практике социалистич. движения, был противником сил реакции и войны. Он принял самое живое участие в борьбе против "президента реакции" Ж. П. Казимира-Перье (июнь 1894 - янв. 1895), а затем в столкновении сил реакции и демократии, связанном с делом Дрейфуса (см. Дрейфуса дело) (хотя и допускал в ходе этого последнего политич. конфликта ошибки). В 1904 Ж. основал газ. "Humanité", ставшую боевым органом революц. демократии (с 1920 - ЦО Коммунистич. партии Франции). Во время рус. революции 1905-07 Ж. сумел глубже и вернее многих др. франц. социалистов понять и оценить ее междунар. значение, выступал в ее защиту и вел энергичную кампанию против предоставления займа царскому пр-ву. Ж. вел также мужеств. борьбу против политики колониализма и в особенности против проводимой франц. буржуазией политики захвата Марокко. Крупнейшей заслугой Ж. перед междунар. рабочим движением, снискавшей ему любовь и уважение рабочего класса и прогрессивных демократич. сил, была его "непрерывная битва", как он сам говорил, против политики милитаризма и войны. Ж. выступал не только замечательным трибуном - глашатаем политики мира, но и мужественно обличал гл. поджигателя войны - империалистич. буржуазию. Правящие реакц. круги боялись и ненавидели Ж., и не случайно, что именно он на пороге 1-й мировой войны, 31 июля 1914, пал первой жертвой реакции - был убит франц. шовинистом Р. Вилленом.

    Ж. был крупным историком и публицистом. Он являлся редактором и организатором "Социалистической истории", в к-рой ему лично принадлежала 4-томная "История великой франц. революции" (рус. пер., т. 1-3. М., 1920-24) и "История франко-прусской войны" (рус. пер., СПБ, 1908). Вклад Ж. в изучение франц. бурж. революции кон. 18 в. весьма значителен. Ж. первым обратил внимание на вопросы экономич. и социальной истории революции и привлек новые материалы для ее изучения. Он оказал влияние на последующую историографию франц. революции и, в частности, на науч. творчество А. Матьеза.

    В. И. Ленин, критиковавший оппортунистич. ошибки Ж., в то же время подчеркивал: "Кто хочет с диалектически-материалистической точки зрения оценить жоресизм, тот должен строго отделить субъективные мотивы и объективные исторические условия" (Соч., т. 8, с. 268), указывая этим, что при критике жоресизма не следует забывать о безупречной честности, искренности и мужестве Ж., о чистоте и благородстве его побуждений.

    Ист. лит-ра о Ж. обширна и крайне противоречива. Правосоциалистич. биографы Ж. (Л. Блюм, А. Зеваэс, Л. Леви-Брюль и др.), затушевывая непримиримость Ж. в борьбе с реакцией, его веру в силы пролетариата, общий характер его политич. эволюции и всячески выпячивая его ошибки, преподносимые как добродетель, пытаются представить его своим предшественником, использовать его авторитет в своих целях.

    Историки-марксисты предреволюц. времени и нач. 20-х гг. (Ш. Раппопорт, Мих. Павлувич) давали апологетич. характеристику Ж. В противоположную крайность впадали историки 30-х гг. (Я. Богомольный, Жорес и жоресизм, Л., 1930; Ж. Клеман, Жорес-реформист, пер. с франц., М.-Л., 1931), нигилистически отрицавшие все заслуги Ж. и антиисторически подчеркивавшие только его недостатки, крайне ими преувеличенные. Исторически правдивая оценка Ж. была дана в выступлениях М. Тореза, Ж. Дюкло, франц. прогрессивных исследователей и сов. историков 50-60-х гг.

    Соч.: Oeuvres, Textes rassemblés, présentés et annotés par M. Bonnafous, v. 1-9, P., 1931-39; Textes choisis, introd. et notes par M. Rebérioux, t. 1, P., 1959; в рус. пер. - Новая армия, П., 1919; Против войны и колониальной политики, М., 1961.

    Лит.: Ленин В. И., Соч., 4 изд. (см. Справочный том, ч. 2, с. 201 ); Раппопорт Ш., Ж. Жорес. Человек. Мыслитель. Социалист, пер. с франц., под ред. И. З. Штейнберга, предисл. А.Франса, Гомель, 1921; Кунисский С. Д., Жорес-историк, "Историк-марксист", 1926, т. 2, с. 140-58; 1927, т. 4, с. 101-24; Торез М., Избр. произв., т. 1, М., 1959 (см. Указатель имен); Дюкло Ж., Избр. произв., т. 1-2, М., 1959 (см. Указатель имен); Лукин Н. М., (Жорес как историк франц. революции), Избр. труды, т. 1, М., 1960, с. 159-77; Манфред А. З., Ж. Жорес - борец против реакции и войны, в кн.: Очерки истории Франции XVIII - XX вв., М., 1961; его же, Вступ. ст., в кн.: Жорес Ж., Против войны и колониальной политики. М., 1961; Jouhaux L., Б. J. Jaurès. Discours prononcé aux obsèques de J. Jaurès, P., 1915; Beer M., J. Jaurès. Sozialist und Staatsmann, В., 1918; Gouttennoire de Toury F., Jorès et le parti de la guerre, P., 1922; Lévy-Bruhl L. J. Jaurès. Essai biographique, nouv. éd., P., 1924; Lair M.' Jaurès et l'Allemagne, P., 1935; Blum L., J. Jaurès, 3 éd. P., 1937; Feuillard J., Jaurès. Homme d'aujourd'hui, (4 éd., P.), 1948; Auclair M., La vie de J. Jaurès ou la France d'avant 1914, P., 1954; "Europe", 1958, oct.-nov., No 354-55 (номер посвящен Ж. Жоресу); Tetard G., Essaie sur J. Jaurès. Suivis d'une bibliographie méthodique et critique, Colombes, 1959; Goldberg H., The life of J. Jaurès, a biography of the great French socialist and intellectual, Madison, 1962; J. Jaurès présenté par V. Auriol., P., 1962.

    A. З. Манфред. Москва.

  7. Источник: Советская историческая энциклопедия