первый звук каждой гаммы, с которого она начинается и которым кончается; напр., в гамме до Т. — до. Трезвучие, построенное на Т., называется тоническим. При обращении этого трезвучия Т., не находясь в основе обращенного трезвучия, сохраняет свое название.
(от Тон)
в музыке, центральный устой лада, тональности. В ладах мелодического типа Т. является звук (родственная категория в григорианском пении — финалис; см. Средневековые лады); в мажорно-минорной тональной системе Т. — консонирующее (мажорное или минорное) трезвучие; в музыке 20 в. функции Т. выполняют и диссонирующие созвучия (сложная Т.; например, у позднего Скрябина). Т. как опора соответствующего лада — его центральный элемент, в зависимости от звуковысотного отношения к которому получают определённое значение (функцию) прочие элементы — звуки и созвучия. Господство Т. находит отражение и в метроритмических структурных отношениях (например, в музыке композиторов венской классической школы предельному усилению Т. служат и метрические акценты, размещение аккордов Т. на заметных точках музыкального построения). От Т. лада в первую очередь зависит его выразительный характер (например, мажорность, минорность).
Ю. Н. Холопов.
ТОНИКА, тонический и пр. см. тон.
ТО́НИКА, тоники, жен. (муз.).
1. Первый тон гаммы, дающий ей название.
2. Трезвучие, построенное на первом тоне гаммы.
ж.
1.
Главный устойчивый звук лада (1-я ступень гаммы).
2.
Основной аккорд лада (обычно мажорное или минорное трезвучие, построенное на 1-ой ступени гаммы).
ТОНИКА - в музыке - центральный устой тональности. В мажоре и миноре представлена I ступенью лада, а также строящимися на ней мажорным или минорным трезвучиями. Все элементы лада получают определенное значение (функцию) в зависимости от звуковысотного отношения к тонике. В музыке 20 в. функцией тоники может обладать и диссонирующий аккорд (напр., в джазе).
ТОНИКА (музыкальное), смотри в статье Тональность.
жен.;
муз. tonic, key-note
ж. муз.
tónica f
(греч. tonos – ударение), система стихосложения, основывающаяся на сочетании равноударных стихов. В зависимости от постоянного числа ударений в каждой строке отдельного текста определяют размеры тоники: 3-ударный стих, 4-ударный стих и др. В зависимости от величины межударного (т. е. состоящего только из безударных слогов) интервала различают три общих вида тонических стихов – дольник (величина интервала колеблется от 1 до 2 слогов), тактовик (две разновидности: редко встречается первая – величина интервала от 0 до 2 слогов, часто встречается вторая – величина интервала от 1 до 3 слогов) и акцентный стих (межударный интервал от 0 до 6 слогов). Близкой к акцентному стиху формой является верлибр.
В Европе тонические стихи впервые появились в период раннего Средневековья в национальных разновидностях древнегерманской (древняя «верхненемецкая», скандинавская, англо-саксонская) и кельтской (ирландская, валлийская) поэзии. Они долго существовали в форме «аллитерационного стиха», наиболее распространённую разновидность которого можно описать так: поделённый цезурой на два полустишия 4-ударный тонический стих, в котором два ударных гласных первого полустишия и любой из двух ударных гласных второго полустишия подчёркнуты аллитерацией предшествующих согласных. Такой аллитерационный стих использован в ранних памятниках европейского героического эпоса: поэмы «Песнь о Хильдебранте» (рукопись IX в.) и «Беовульф» (рукопись Х в.). Он существовал и в отдельных литературах зрелого Средневековья. Например, в английской поэзии XIV в. – в поэме У. Ленгленда «Видение Петра Пахаря», в анонимном рыцарском романе «Сэр Гавейн и Зелёный Рыцарь» и др.
В России к тонике относился досиллабический народный стих 17 в. Отдельные тонические произведения появлялись в 19 в. (например, «Сказка о попе и о работнике его Балде» А. С. Пушкина). В начале 20 в. виды тоники стали распространяться в связи с поэтической деятельностью А. А. Блока (дольник и тактовик) и В. В. Маяковского (акцентный стих).
то́ника
(музыкальн.), центральный устой тональности. В мажоре и миноре представлена I ступенью лада, а также строящимися на ней мажорным или минорным трезвучиями. Все элементы лада получают определенное значение (функцию) в зависимости от звуковысотного отношения к тонике. В музыке XX в. функцией тоники может обладать и диссонирующий аккорд (например, в джазе).
* * *
ТОНИКАТО́НИКА, в музыке — центральный устой тональности(см. ТОНАЛЬНОСТЬ). В мажоре(см. МАЖОР) и миноре(см. МИНОР (в музыке)) представлена I ступенью лада(см. ЛАД), а также строящимися на ней мажорным или минорным трезвучиями(см. ТРЕЗВУЧИЕ). Все элементы лада получают определенное значение (функцию) в зависимости от звуковысотного отношения к тонике. В музыке 20 в. функцией тоники может обладать и диссонирующий аккорд (напр., в джазе).
(франц. tonique, note tonique; нtм. Tonika) - центр. элемент тональности; главный тон, по к-рому получает название вся система (в C-dur и c-moll - звук д о), а также главный аккорд-устой, на к-ром строится данный лад (в C-dur аккорд с-е-g, в c-moll - с-es-g); обозначение - Т. Тоника - основа, исходный пункт и завершение гармонич. процесса, логич. центр гармонич. мысли, осн. устой (пребывание на к-ром ощущается как момент покоя, особенно при возвращении к Т., разрешении функционального напряжения). В функционально-гармонич. системе тональности действие Т. непосредственно ощущается на всём протяжении однотемной формы (периода, двух- и трёхчастной; напр., в теме 1-й части 12-й фп. сонаты Бетховена, 1-м разделе пьесы "Январь" из "Времён года" Чайковского); модуляция устанавливает аналогич. действие другой Т. (этим объясняется связь между сферой действия Т. и темообразованием, членением муз. формы). Сила Т. в функционально-гармонич. системе тональности определяется несколькими факторами: природой муз. содержания, проникнутого идеей рационалистич. централизованности; отбором звукоряда, диатонического в основе и не содержащего тритона ни к одному из звуков Т.; организацией лада с помощью "тройной пропорции" (функций S - T - D), что способствует максимальному укреплению центра-Т; метрикой, подчёркивающей весомость заключит. кадансовых моментов (т. н. тяжёлые такты - 4-й, 8-й - как метрич. устои, аналогичные Т.; см. Тональность). В качестве категории муз. мышления Т. - один из видов центра (устоя), служащего опорой при образовании целостной системы звуковысотных отношений (см. Лад). Актуальность и важность категории Т. как подобного центра позволяет распространять этот термин на центр. элементы др. систем (на лады нар. музыки, древнего мира, средневековые лады, модальную гармонию Ренессанса, симметричные лады 19-20 вв., на системы с центр. тоном или аккордом в музыке 20 в.). Однако необходимо разграничивать разл. типы центров (устоев) - барочную и классико-романтич. Т. (у И. С. Баха, В. А. Моцарта, Ф. Шопена, Р. Вагнера, М. И. Глинки, С. В. Рахманинова), ср.-век. финалис (к-рый, в отличие от классич. Т., может не пронизывать своим действием всей мелодии; напр., в антифонах Miserere mei Deus I тона, Vidimus stellam ejus IV тона), Т. новой тональности 20 в. (напр., тоника G в опере "Воццек" Берга, диссонантная сложная Т. в орк. интерлюдии между 4-й и 5-й картинами 3-го д. той же оперы), центр. тон (тон ми в начале и заключении Dies irae Пендерецкого), центр. группу (1-я пьеса из "Лунного Пьеро" Шёнберга), quasi-тоникальное использование серии (напр., 1-я часть сонаты Э. В. Денисова для скрипки и фп.) и др.
Литература: см. при статьях Тональность, Лад, Гармония.Ю. Н. Холопов.С понятием тоники вы могли уже познакомиться, если прочли строки, посвященные ладу. Греческое слово «tonos» и латинское tonus означают звук. От них и произошло итальянское tonica -- термин, которым обозначают основную, самую устойчивую ступень лада. Тоника -- первая, начальная ступень, поэтому ее сокращенное, условное обозначение -- римская цифра I или буква Т. Такое же обозначение имеет и тоническое трезвучие -- аккорд, построенный на первой ступени мажорного или минорного ладов.
то́ника ж. ак.
key-note
физ.
то́ніка
физ.
то́ніка
Большой Энциклопедический словарь. 2000.