Словарь Брокгауза и Ефрона

    первый звук каждой гаммы, с которого она начинается и которым кончается; напр., в гамме до Т. — до. Трезвучие, построенное на Т., называется тоническим. При обращении этого трезвучия Т., не находясь в основе обращенного трезвучия, сохраняет свое название.

  1. Источник: Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона



  2. Большая Советская энциклопедия

    (от Тон)

    в музыке, центральный устой лада, тональности. В ладах мелодического типа Т. является звук (родственная категория в григорианском пении — финалис; см. Средневековые лады); в мажорно-минорной тональной системе Т. — консонирующее (мажорное или минорное) трезвучие; в музыке 20 в. функции Т. выполняют и диссонирующие созвучия (сложная Т.; например, у позднего Скрябина). Т. как опора соответствующего лада — его центральный элемент, в зависимости от звуковысотного отношения к которому получают определённое значение (функцию) прочие элементы — звуки и созвучия. Господство Т. находит отражение и в метроритмических структурных отношениях (например, в музыке композиторов венской классической школы предельному усилению Т. служат и метрические акценты, размещение аккордов Т. на заметных точках музыкального построения). От Т. лада в первую очередь зависит его выразительный характер (например, мажорность, минорность).

    Ю. Н. Холопов.

  3. Источник: Большая советская энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия. 1969—1978.



  4. Словарь форм слова

    1. то́ника;
    2. то́ники;
    3. то́ники;
    4. то́ник;
    5. то́нике;
    6. то́никам;
    7. то́нику;
    8. то́ники;
    9. то́никой;
    10. то́никою;
    11. то́никами;
    12. то́нике;
    13. то́никах.
  5. Источник: Полная акцентуированная парадигма по А. А. Зализняку»



  6. Толковый словарь Даля

    ТОНИКА, тонический и пр. см. тон.

  7. Источник: Толковый словарь Даля. В.И. Даль. 1863-1866.



  8. Толковый словарь Ушакова

    ТО́НИКА, тоники, жен. (муз.).

    1. Первый тон гаммы, дающий ей название.

    2. Трезвучие, построенное на первом тоне гаммы.

  9. Источник: Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935-1940.



  10. Толковый словарь Ефремовой

    ж.

    1.

    Главный устойчивый звук лада (1-я ступень гаммы).

    2.

    Основной аккорд лада (обычно мажорное или минорное трезвучие, построенное на 1-ой ступени гаммы).

  11. Источник: Толковый словарь Ефремовой. Т. Ф. Ефремова. 2000.



  12. Большой энциклопедический словарь

    ТОНИКА - в музыке - центральный устой тональности. В мажоре и миноре представлена I ступенью лада, а также строящимися на ней мажорным или минорным трезвучиями. Все элементы лада получают определенное значение (функцию) в зависимости от звуковысотного отношения к тонике. В музыке 20 в. функцией тоники может обладать и диссонирующий аккорд (напр., в джазе).

  13. Источник: Большой Энциклопедический словарь. 2000.



  14. Современная энциклопедия

    ТОНИКА (музыкальное), смотри в статье Тональность.

  15. Источник: Современная энциклопедия. 2000.



  16. Энциклопедия Брокгауза и Ефрона

  17. Источник: Энциклопедия Брокгауза и Ефрона



  18. Большой англо-русский и русско-английский словарь

    жен.;
    муз. tonic, key-note

  19. Источник: Большой англо-русский и русско-английский словарь



  20. Большой испано-русский и русско-испанский словарь

    ж. муз.

    tónica f

  21. Источник: Большой испано-русский и русско-испанский словарь



  22. Литературная энциклопедия

    то́ника

    (греч. tonos – ударение), система стихосложения, основывающаяся на сочетании равноударных стихов. В зависимости от постоянного числа ударений в каждой строке отдельного текста определяют размеры тоники: 3-ударный стих, 4-ударный стих и др. В зависимости от величины межударного (т. е. состоящего только из безударных слогов) интервала различают три общих вида тонических стихов – дольник (величина интервала колеблется от 1 до 2 слогов), тактовик (две разновидности: редко встречается первая – величина интервала от 0 до 2 слогов, часто встречается вторая – величина интервала от 1 до 3 слогов) и акцентный стих (межударный интервал от 0 до 6 слогов). Близкой к акцентному стиху формой является верлибр.

    В Европе тонические стихи впервые появились в период раннего Средневековья в национальных разновидностях древнегерманской (древняя «верхненемецкая», скандинавская, англо-саксонская) и кельтской (ирландская, валлийская) поэзии. Они долго существовали в форме «аллитерационного стиха», наиболее распространённую разновидность которого можно описать так: поделённый цезурой на два полустишия 4-ударный тонический стих, в котором два ударных гласных первого полустишия и любой из двух ударных гласных второго полустишия подчёркнуты аллитерацией предшествующих согласных. Такой аллитерационный стих использован в ранних памятниках европейского героического эпоса: поэмы «Песнь о Хильдебранте» (рукопись IX в.) и «Беовульф» (рукопись Х в.). Он существовал и в отдельных литературах зрелого Средневековья. Например, в английской поэзии XIV в. – в поэме У. Ленгленда «Видение Петра Пахаря», в анонимном рыцарском романе «Сэр Гавейн и Зелёный Рыцарь» и др.

    В России к тонике относился досиллабический народный стих 17 в. Отдельные тонические произведения появлялись в 19 в. (например, «Сказка о попе и о работнике его Балде» А. С. Пушкина). В начале 20 в. виды тоники стали распространяться в связи с поэтической деятельностью А. А. Блока (дольник и тактовик) и В. В. Маяковского (акцентный стих).

  23. Источник: Литературная энциклопедия



  24. Энциклопедический словарь

    то́ника

    (музыкальн.), центральный устой тональности. В мажоре и миноре представлена I ступенью лада, а также строящимися на ней мажорным или минорным трезвучиями. Все элементы лада получают определенное значение (функцию) в зависимости от звуковысотного отношения к тонике. В музыке XX в. функцией тоники может обладать и диссонирующий аккорд (например, в джазе).

    * * *

    ТОНИКА

    ТО́НИКА, в музыке — центральный устой тональности(см. ТОНАЛЬНОСТЬ). В мажоре(см. МАЖОР) и миноре(см. МИНОР (в музыке)) представлена I ступенью лада(см. ЛАД), а также строящимися на ней мажорным или минорным трезвучиями(см. ТРЕЗВУЧИЕ). Все элементы лада получают определенное значение (функцию) в зависимости от звуковысотного отношения к тонике. В музыке 20 в. функцией тоники может обладать и диссонирующий аккорд (напр., в джазе).

  25. Источник: Энциклопедический словарь



  26. Музыкальная энциклопедия

    (франц. tonique, note tonique; нtм. Tonika) - центр. элемент тональности; главный тон, по к-рому получает название вся система (в C-dur и c-moll - звук д о), а также главный аккорд-устой, на к-ром строится данный лад (в C-dur аккорд с-е-g, в c-moll - с-es-g); обозначение - Т. Тоника - основа, исходный пункт и завершение гармонич. процесса, логич. центр гармонич. мысли, осн. устой (пребывание на к-ром ощущается как момент покоя, особенно при возвращении к Т., разрешении функционального напряжения). В функционально-гармонич. системе тональности действие Т. непосредственно ощущается на всём протяжении однотемной формы (периода, двух- и трёхчастной; напр., в теме 1-й части 12-й фп. сонаты Бетховена, 1-м разделе пьесы "Январь" из "Времён года" Чайковского); модуляция устанавливает аналогич. действие другой Т. (этим объясняется связь между сферой действия Т. и темообразованием, членением муз. формы). Сила Т. в функционально-гармонич. системе тональности определяется несколькими факторами: природой муз. содержания, проникнутого идеей рационалистич. централизованности; отбором звукоряда, диатонического в основе и не содержащего тритона ни к одному из звуков Т.; организацией лада с помощью "тройной пропорции" (функций S - T - D), что способствует максимальному укреплению центра-Т; метрикой, подчёркивающей весомость заключит. кадансовых моментов (т. н. тяжёлые такты - 4-й, 8-й - как метрич. устои, аналогичные Т.; см. Тональность). В качестве категории муз. мышления Т. - один из видов центра (устоя), служащего опорой при образовании целостной системы звуковысотных отношений (см. Лад). Актуальность и важность категории Т. как подобного центра позволяет распространять этот термин на центр. элементы др. систем (на лады нар. музыки, древнего мира, средневековые лады, модальную гармонию Ренессанса, симметричные лады 19-20 вв., на системы с центр. тоном или аккордом в музыке 20 в.). Однако необходимо разграничивать разл. типы центров (устоев) - барочную и классико-романтич. Т. (у И. С. Баха, В. А. Моцарта, Ф. Шопена, Р. Вагнера, М. И. Глинки, С. В. Рахманинова), ср.-век. финалис (к-рый, в отличие от классич. Т., может не пронизывать своим действием всей мелодии; напр., в антифонах Miserere mei Deus I тона, Vidimus stellam ejus IV тона), Т. новой тональности 20 в. (напр., тоника G в опере "Воццек" Берга, диссонантная сложная Т. в орк. интерлюдии между 4-й и 5-й картинами 3-го д. той же оперы), центр. тон (тон ми в начале и заключении Dies irae Пендерецкого), центр. группу (1-я пьеса из "Лунного Пьеро" Шёнберга), quasi-тоникальное использование серии (напр., 1-я часть сонаты Э. В. Денисова для скрипки и фп.) и др.

    Литература: см. при статьях Тональность, Лад, Гармония.Ю. Н. Холопов.

  27. Источник: Музыкальная энциклопедия



  28. Музыкальный словарь

    С понятием тоники вы могли уже познакомиться, если прочли строки, посвященные ладу. Греческое слово «tonos» и латинское tonus означают звук. От них и произошло итальянское tonica -- термин, которым обозначают основную, самую устойчивую ступень лада. Тоника -- первая, начальная ступень, поэтому ее сокращенное, условное обозначение -- римская цифра I или буква Т. Такое же обозначение имеет и тоническое трезвучие -- аккорд, построенный на первой ступени мажорного или минорного ладов.

  29. Источник: Музыкальный словарь



  30. Русско-английский политехнический словарь

    то́ника ж. ак.

    key-note

  31. Источник: Русско-английский политехнический словарь



  32. Русско-украинский политехнический словарь

    физ.

    то́ніка

  33. Источник: Русско-украинский политехнический словарь



  34. Русско-украинский политехнический словарь

    физ.

    то́ніка

  35. Источник: Русско-украинский политехнический словарь



  36. Большой Энциклопедический словарь

    ТОНИКА
    ТОНИКА - в музыке - центральный устой тональности. В мажоре и миноре представлена I ступенью лада, а также строящимися на ней мажорным или минорным трезвучиями. Все элементы лада получают определенное значение (функцию) в зависимости от звуковысотного отношения к тонике. В музыке 20 в. функцией тоники может обладать и диссонирующий аккорд (напр., в джазе).

    Большой Энциклопедический словарь. 2000.

  37. Источник:



  38. Толковый словарь Даля

  39. Источник: