Большая Советская энциклопедия

    одна из важнейших форм государственного контроля (См. Государственный контроль); осуществляется в стоимостной форме. В капиталистических странах Ф. к. носит ограниченный, бюрократический характер, сводится главным образом к контролю за исполнением государственного бюджета и финансовой деятельностью министерств, ведомств, государственных предприятий и учреждений. При внешней видимости строгой законности Ф. к. выступает фактически как особая форма охраны интересов буржуазии.

    В социалистических странах Ф. к. – реализация государством контрольной функции финансов (См. Финансы) в процессе производства и распределения общественного продукта и национального дохода; направлен на улучшение количественных и качественных показателей деятельности предприятий, объединений, министерств и ведомств. Главное назначение Ф. к. – проверка обоснованности формирования и эффективности использования централизованных и децентрализованных фондов денежных средств. Ф. к. призван способствовать выполнению народно-хозяйственных и финансовых планов, обеспечению сохранности социалистической собственности, рациональному и бережливому расходованию материальных, трудовых и финансовых ресурсов и природных богатств, сокращению непроизводительных расходов и потерь, пресечению бесхозяйственности и расточительства, выявлению резервов повышения эффективности общественного производства. Одна из важнейших задач Ф. к. – проверка точного соблюдения законодательства по финансовым вопросам, своевременности и полноты выполнения финансовых обязательств перед государственным бюджетом, банками, а также взаимных обязательств предприятий и организаций по расчётам и платежам.

    Важнейшие черты Ф. к. при социализме: всеобъемлющий и всесторонний характер; реальность и действенность; массовость, основанная на широком вовлечении трудящихся в управление делами общества. Организация Ф. к. в СССР определяется государственным устройством страны. Различают общего с. Ф. к., осуществляемый органами государственной власти и управления (Комитетом народного контроля, плановыми, статистическими и финансовыми органами и кредитными учреждениями); внутриведомственный Ф. к., проводимый министерствами, ведомствами, объединениями; внутрихозяйственный Ф. к., возложенный на главных и старших бухгалтеров и финансовые отделы предприятий и организаций; общественный Ф. к. В системе Ф. к. особенно большая роль отведена министерству финансов СССР, его республиканским и местным органам и специализированному аппарату по контролю – контрольно-ревизионному управлению (КРУ) и контролёрам-ревизорам на местах. В современных условиях полностью сохраняет значение указание В. И. Ленина о том, что «... Наркомфин, не будучи заинтересованным непосредственно, обязан установить действительный, реальный контроль и проверку» (Полное собрание соч., 5 изд., т. 54, с. 151).

    По времени проведения и характеру выполняемых задач Ф. к. подразделяется на предварительный и последующий. Предварительный контроль предшествует расходованию денежных средств и материальных ценностей, поступлению доходов; он призван предупредить возникновение незаконных и нецелесообразных расходов. Это – контроль в процессе составления, рассмотрения и утверждения смет, финансовых планов, бюджета и др. Последующий контроль осуществляется после расходования средств и получения доходов; с помощью этого вида контроля на основе проверки материалов учёта и отчётности выявляется полнота и своевременность поступления доходов, сохранность материальных ценностей и денежных средств, вскрываются факты нарушения финансовой дисциплины, принимаются меры к возмещению ущерба и устранению выявленных недостатков.

    Основными методами финансового контроля являются: ревизии (См. Ревизия), счётная проверка бухгалтерских балансов и отчётов, Анализ хозяйственной деятельности, встречные проверки, Инвентаризация товарно-материальных ценностей.

    Лит.: Ленин В. И., Первоначальный вариант статьи «Очередные задачи Советской власти», Полное собрание соч., 5 изд., т. 36; Крамаровский Л. М., Ревизия и контроль, М., 1970; Вознесенский Э. А., Финансовый контроль в СССР, М., 1973.

    Р. Д. Винокур, Р. С. Биктимирова.

  1. Источник: Большая советская энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия. 1969—1978.



  2. Большой англо-русский и русско-английский словарь

    financial control, financial screening, fiscal control

  3. Источник: Большой англо-русский и русско-английский словарь



  4. Энциклопедический словарь экономики и права

    -1) контроль над ведением финансовой документации, ее соответствием установленным нормам и правилам; 2) контроль над соблюдением законов и нормативных актов при осуществлении финансовых операций юридическими и физическими лицами, распределением и использованием денежных фондов государства и субъектов местного самоуправления в целях эффективного социально-экономического развития страны и отдельных регионов. Основное содержание Ф.к. в отношениях, регулируемых финансовым правом, заключается в: а) проверке выполнения финансовых обязательств перед государством и органами местного самоуправления организациями и гражданами; б) проверке правильности использования государственными и муниципальными предприятиями, учреждениями, организациями находящихся в их хозяйственном ведении или оперативном управлении денежных ресурсов (бюджетных и собственных средств, банковских ссуд, внебюджетных и других средств); в) проверке соблюдения правил совершения финансовых операций, расчетов и хранения денежных средств предприятиями, организациями, учреждениями; г) выявлении внутренних резервов производства - возможностей повышения рентабельности хозяйства, роста производительности труда, более экономного и эффективного использования материальных и денежных средств; д) устранении и предупреждении нарушений финансовой дисциплины. В случае выявления таких нарушений в установленном порядке применяются меры воздействия к организациям, должностным лицам и гражданам, обеспечивается возмещение материального ущерба государству, организациям, гражданам. В результате реализации мер Ф.к. укрепляется финансовая дисциплина, выражающая одну из сторон законности. Ф.к. подразделяется на несколько видов по разным основаниям. В зависимости от времени проведения он может быть предварительным, текущим и последующим. Такие виды контроля свойственны деятельности всех контролирующих органов. В зависимости от органов (субъектов), его осуществляющих, выделяется Ф.к.: а) представительных органов государственной власти и местного самоуправления; б) президента; в) исполнительных органов власти обшей компетенции; г) финансово-кредитных органов; д) ведомственный и внутрихозяйственный; е) общественный; ж) аудиторский.

  5. Источник: Энциклопедический словарь экономики и права



  6. Словарь бизнес-терминов

  7. Источник: