Словарь Брокгауза и Ефрона

    греч. скульптор, афинянин по месту рождения, живший и работавший приблизительно в 372-328 гг. до Р. Хр. Был одним из сотрудников Скопаса по украшению мавзолея галикарнасского, по свидетельству Плиния. Делал главн. образом изваяния богов и вообще воспроизводил мифологические сюжеты. Так, упоминается о 3-х статуях Зевса его работы; одна стояла в афинск. акрополе, вторая — в Пирее, третья была рано перевезена в Рим, стояла на Капитолии и пользовалась у римлян почитанием под названием Jupiter Tonans. Известны также исполненные Л. три изваяния Аполлона, из которых два находились в Афинах, а третье было приобретено одним из Дионисиев Сиракузских. Остроумна, но недостаточно основательна попытка Винтера приурочить знаменитую статую Аполлона Бельведерского к одному из этих оригиналов ("Jahrb. d. К. D. Archaeol. Instit." VII, 1892, стр. 164 слл., и возражение Овербека в "Sitzungsber. d. K. Sächs. Ges. d. Wiss.", 1893, стр. 33 слл.). Наибольшую славу доставила Л. группа Ганимеда и похищающего его орла, дошедшая до нас в нескольких воспроизведениях, из которых лучшее — в Ватикане. Однако, если судить по этим воспроизведениям, непосильная для пластики задача представить летящую фигуру была разрешена в данном, как и во всех других случаях, неудовлетворительно, хотя фигура Ганимеда и замечательна по красоте. Л. работал также портретные изваяния.

    А. Щ.

  1. Источник: Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона



  2. Большая Советская энциклопедия

    (Leocháres)

    древнегреческий скульптор эпохи поздней классики (См. Классика). Работал в середине 4 в. до н. э. в Афинах, Олимпии, Дельфах, Галикарнасе (совместно со Скопасом), а также при дворе Александра Македонского. Среди прославленных в древности произведений Л.: бронзовая группа «Александр на львиной охоте», хрисоэлефантинные статуи царей Македонской династии для Филиппейона (Олимпия). Приписываемые Л. произведения, дошедшие до нас в мраморных римских копиях («Артемида Версальская», Лувр, Париж; «Аполлон Бельведерский», «Похищение Ганимеда», — оба Музей Пио-Клементино, Ватикан), отличаются виртуозностью исполнения и усложнённостью ритмического строя, внешним, холодным изяществом образов.

  3. Источник: Большая советская энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия. 1969—1978.



  4. Большой энциклопедический словарь

    ЛЕОХАР - древнегреческий скульптор сер. 4 в. до н. э. Представитель академического направления в искусстве поздней классики ("Артемида Версальская", "Аполлон Бельведерский", сохранились в копиях).

  5. Источник: Большой Энциклопедический словарь. 2000.



  6. Современная энциклопедия

    ЛЕОХАР, древнегреческий скульптор середины 4 в. до нашей эры. Представитель академического направления в искусстве поздней классики. Произведения ("Артемида Версальская") сохранились в копиях.

  7. Источник: Современная энциклопедия. 2000.



  8. Энциклопедия Брокгауза и Ефрона

  9. Источник: Энциклопедия Брокгауза и Ефрона



  10. Энциклопедический словарь

    Леоха́р

    древнегреческий скульптор середины IV в. до н. э. Приписываемые Леохару статуи («Артемида Версальская», «Аполлон Бельведерский», сохранились в копиях) при виртуозной обработке материала отличаются холодной внешней эффектностью пластической трактовки.

    * * *

    ЛЕОХАР

    ЛЕОХА́Р, древнегреческий скульптор середины 4 в. до н. э. Представитель академического направления в искусстве поздней классики. Будучи афинянином, работал не только в Афинах, но и в Олимпии, Дельфах, Галикарнасе (совместно со Скопасом(см. СКОПАС)). Изваял из золота и слоновой кости несколько портретных статуй членов семьи македонского царя Филиппа(см. ФИЛИПП II Македонский) (в технике хрисоэлефантинной скульптуры(см. ХРИСОЭЛЕФАНТИННАЯ СКУЛЬПТУРА)), был, подобно Лисиппу(см. ЛИСИПП), придворным мастером его сына Александра Македонского(см. АЛЕКСАНДР Македонский) («Александр на львиной охоте», бронза). Создавал изображения богов («Артемида Версальская», римская мраморная копия, Лувр) и мифологические сцены. Расцвет искусства Леохара относится к 350—320 годам до н. э. В это время он отлил очень популярную в древности группу, изображавшую прекрасного юношу Ганимеда, которого уносит на Олимп посланный Зевсом орел, а также статую Аполлона, получившую мировую известность по именем «Аполлона Бельведерского»(см. АПОЛЛОН БЕЛЬВЕДЕРСКИЙ) (название от ватиканского дворца Бельведер, где выставлена статуя) — оба произведения сохранились в римских мраморных копиях (Музей Пио-Клементино, Ватикан). В статуе Аполлона Бельведерского, лучшем произведении Леохара, дошедшем до нас в римской копии, пленяет не только совершенство образа, но и мастерство техники исполнения. Статуя, открытая в эпоху Возрождения, долгое время считалась лучшим произведением античности и воспета в многочисленных стихах и описаниях.

    Произведения Леохара выполнены с необыкновенным техническим мастерством, его творчество высоко ценил Платон(см. ПЛАТОН (философ)).

  11. Источник: Энциклопедический словарь



  12. Реальный словарь классических древностей


    • Leochăres,

    см. Sculptores, Скульпторы, 8.

  13. Источник: Реальный словарь классических древностей



  14. Большой Энциклопедический словарь

  15. Источник: