Словарь Брокгауза и Ефрона

    предназначается для исполнения в небольших помещениях, почему число исполнителей (инструментальных или вокальных) весьма ограничено, инструменты выбираются не особенно сильные по звуку, напр. струнные (квартеты, квинтеты, секстеты, октеты), гораздо реже духовые деревянные (квинтет Моцарта для кларнета со струнными, ор. 180, квинтет Бетховена для фортепиано, гобоя, кларнета, фагота, валторны, ор. 16, его же септет es-dur для фортепьяно, скрипки или альта, виолончели, контрабаса, кларнета, фагота, валторны). К. музыка развилась рядом с оркестровой с XVI ст. и тяготела более к инструментальной, чем к вокальной музыке. Эта отрасль музыкального искусства, требующая тонкого знания форм, гармонии, контрапункта, выработалась в более позднее время, под влиянием величайших музыкальных гениев. В особенности при Бетховене струнная К., или так называемая квартетная, музыка достигла апогея своего развития. После Бетховена К. музыку писали Шуберт, Мендельсон, Шуман, Брамс, Сен-Санс и др. В России в этой области работали Глинка, Рубинштейн, Чайковский, Бородин, Афанасьев, Кастриот-Скандербек, Римский-Корсаков, Глазунов, Танеев, Аренский, Направник. Для поддержания этого искусства неоднократно назначались в СПб. конкурсы Имп. рус. муз. обществом и Обществом К. музыки. К этой области относятся также романсы для пения, небольшие фортепьянные пьесы, сонаты для фортепьано или фортепьяно и струнного инструмента. Исполнение К. музыки должно отличаться большой тонкостью, детальностью.

    Н. С.

  1. Источник: Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона



  2. Большая Советская энциклопедия

    (от позднелат. camera — комната)

    специфическая разновидность музыкального искусства, отличающаяся от музыки театральной, симфонической и концертной; сочинения К. м. предназначены для исполнения в небольших помещениях, для домашнего, «комнатного» музицирования (отсюда и название). Сочинения К. м. пишутся для небольших инструментальных составов (от одного исполнителя-солиста до камерного ансамбля (См. Ансамбль)). Для К. м. характерна экономия и тончайшая детализация выразительных средств; она обладает большими возможностями передачи лирических эмоций и тонких градаций душевных состояний человека. Истоки К. м. восходят к эпохе средневековья. До конца 16 в. это наименование относили лишь к вокальным жанрам; с 17 в. оно было распространено и на инструментальную музыку. В 16—18 вв. термином «К. м.» стали обозначать светскую музыку, в отличие от церковной (камерная Соната, в отличие от церковной сонаты).

    Современные виды камерного инструментального ансамбля — соната, трио, квартет, квинтет и т.д. — сформировались в творчестве представителей венской классической школы И. Гайдна, В. А. Моцарта, Л. Бетховена, создавших глубокие по содержанию и совершенные по форме образцы. Обладающий богатыми выразительными возможностями, инструментальный ансамбль (особенно смычковый квартет) привлек внимание почти всех композиторов, в нём получили отражение все основные направления музыкального искусства 18—20 вв. Ему отдали дань романтики (Ф. Шуберт, Ф. Мендельсон, Р. Шуман) и композиторы последующего времени (И. Брамс, А. Дворжак и др.); высоким художественным уровнем отличаются камерные ансамбли рус. композиторов (П. И. Чайковский, А. П. Бородин, А. К. Глазунов и др.), традиции которых нашли продолжение у советских композиторов (Н. Я. Мясковский, С. С. Прокофьев, Д. Д. Шостакович и др.).

    С конца 18 в. и особенно в 19 в. видное место в музыкальном искусстве заняла вокальная К. м. В творчестве Ф. Шуберта, Р. Шумана и др. композиторов-романтиков сформировался новый для того времени и обладающий многообразными выразительными возможностями жанр художественной песни (См. Песня). Богатое развитие жанры песни и романса получили в России (М. И. Глинка, А. С. Даргомыжский, П. И. Чайковский, А. П. Бородин, М. П. Мусоргский, Н. А. Римский-Корсаков, С. В. Рахманинов и др.). В это же время большое значение приобретает жанр инструментальной миниатюры (характерные пьесы, пьесы в танцевальных формах и т.п.).

    В 19 в. стали устраиваться публичные концерты К. м., главным образом в небольших концертных залах, возникли организации любителей К. м., сформировались многочисленные камерные ансамбли исполнителей.

    Лит.: Васина-Гроссман В. А., Русский классический романс, М., 1956; её же, Романтическая песня XIX века, М., 1967; её же, Мастера советского романса, М., 1968; Раабен Л., Инструментальный ансамбль в русской музыке, М., 1961; его же, Советская камерно-инструментальная музыка, Л., 1963; Walthew R. Н., The development of chamber music, L. — N. Y., [1909]; Mersmann Н., Die Kammermusik, Bd 1—4, Lpz., 1930—33; Kilburn N., Chamber music and its masters, L., 1932; Ulrich Н., Chamber music, 2 ed., N. Y. — L., 1966; Coeuray A., La musique de chambre, P., 1953; Richter J. Fr., Kammermusik-Katalog, Lpz., 1960; Cobbett W. W., Cyclopedic survey of chamber music, 2 ed., v. 1—3, L., 1963.

    Л. Н. Раабен.

  3. Источник: Большая советская энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия. 1969—1978.



  4. Большой энциклопедический словарь

    КАМЕРНАЯ МУЗЫКА - инструментальная или вокальная музыка для небольшого состава исполнителей: сольные сочинения, различного рода ансамбли (дуэт, трио и др.), романсы и песни.

  5. Источник: Большой Энциклопедический словарь. 2000.



  6. Современная энциклопедия

    КАМЕРНАЯ музыка, инструментальная и (или) вокальная музыка для небольшого состава исполнителей (сольные сочинения, различного рода ансамбли) и произведений для т. н. камерного оркестра (т.е. для небольшого числа струнных инструментов с клавесином, духовыми, ныне также ударными).

  7. Источник: Современная энциклопедия. 2000.



  8. Большой англо-русский и русско-английский словарь

    chamber music

  9. Источник: Большой англо-русский и русско-английский словарь



  10. Энциклопедия Кольера

    в первоначальном значении музыка, предназначенная для исполнения в относительно небольших (преимущественно домашних) помещениях - в отличие от музыки, предназначенной для исполнения в церкви, театре или большом концертном зале. Постоянное исполнение камерной музыки в публичных концертах изменило значение термина. С конца 18 в. выражение "камерная музыка" прилагается к произведениям, написанным для исполнения ансамблем, в котором каждая партия предназначается одному исполнителю (а не группам, как в хоре и оркестре) и все партии более или менее равноправны (в отличие от произведений для солирующего голоса или инструмента с аккомпанементом). Настоящая камерная музыка, в соответствии с современным взглядом, носит сосредоточенный, углубленный характер, и камерные жанры лучше воспринимаются в небольших помещениях, в свободной обстановке, нежели в обычных концертах и в неподходящей для подобной музыки акустической среде больших залов. В истории камерной музыки просматриваются три периода: 1. Период с 1450 по 1650, для которого характерно развитие техники игры на виолах и инструментах других семейств, постепенное выделение чисто инструментальной музыки при сохраняющемся преобладании вокального стиля. Среди дошедших до нас сочинений этого периода, написанных специально для инструментальных составов без голосов, - фантазии Орландо Гиббонса (1610) и канцоны и сонаты Джованни Габриели (1615). 2. Период с 1650 по 1750 отмечен распространением жанра трио-сонаты (обычно они сочинялись для двух скрипок и виолончели с клавиром, который обеспечивал гармоническую основу) и других ансамблей, как инструментальных, так и с участием голосов, которые обязательно сопровождались т.н. цифрованным басом (аккордами) клавишного инструмента. Среди мастеров трио-сонаты этого периода - Арканджело Корелли, Генри Перселл и Гендель. 3. Период с 1750 до современности, в котором доминирует струнный квартет, состоящий из двух скрипок, альта и виолончели. Основная структура современной камерной музыки - почти всегда трех- или четырехчастный сонатный цикл; свободные, часто программные формы, пристрастием к которым отмечена оркестровая музыка в 19 в., мало повлияли на камерные жанры, поскольку ограниченные тембровые возможности камерных ансамблей не предоставляли больших возможностей для создания оригинального колорита и сильных драматических эффектов. Современный камерно-инструментальный репертуар до сих пор имеет в своей основе сочинения классиков: струнные трио и квартеты Гайдна и Моцарта, струнные квинтеты Моцарта и Боккерини, а также квартеты Бетховена и Шуберта. В послеклассический период большинство крупных композиторов, принадлежавших к разным направлениям (романтизм, импрессионизм и экспрессионизм), писали камерную музыку, но все же в общераспространенном репертуаре закрепились лишь отдельные ее образцы: например, фортепианный квинтет Шумана, трио, квартеты, квинтеты и секстеты Брамса, струнные квартеты Дебюсси и Равеля. По принятой классификации, в понятие "камерная музыка" включаются дуэты, трио, квартеты, квинтеты, секстеты, септеты, октеты, нонеты и дециметы, при самых разнообразных составах инструментов. К камерным относятся также некоторые жанры для соло с аккомпанементом: например, романсы (камерно-вокальный жанр) или инструментальные сонаты (камерно-инструментальный жанр). Существует "камерная опера" (например, Ариадна на Наксосе Р.Штрауса, 1925), подразумевающая небольшое число исполнителей и камерную атмосферу действия. Термин "камерный оркестр" прилагается к оркестру, насчитывающему не более 25 исполнителей (т.е. типичному оркестру эпохи Гайдна и Моцарта); однако следует различать "малый оркестр", который есть не что иное, как несколько уменьшенный "большой оркестр", и "камерный оркестр", который предполагает лишь по одному исполнителю на партию (возможно, по два исполнителя на первых и вторых скрипках и альтах) и достаточную самостоятельность каждой партии.

    ЛИТЕРАТУРА

    Раабен Л. Камерная инструментальная музыка 1-й половины ХХ в. Страны Европы и Америки. Л., 1986

  11. Источник: Энциклопедия Кольера



  12. Энциклопедический словарь

    ка́мерная му́зыка

    инструментальная и (или) вокальная музыка для камерного ансамбля (романсы и песни с сопровождением, дуэты, трио и др.), произведения для камерного оркестра.

    * * *

    КАМЕРНАЯ МУЗЫКА

    КА́МЕРНАЯ МУ́ЗЫКА, инструментальная или вокальная музыка для небольшого состава исполнителей: сольные сочинения, различного рода ансамбли (дуэт, трио и др.), романсы и песни.

  13. Источник: Энциклопедический словарь



  14. Музыкальная энциклопедия

    (от позднелат. camera - комната; итал. musica da camera, франц. musique de chambre, англ. chamber music, нем. Kammermusik) - специфическая разновидность муз. искусства, отличающаяся от музыки театральной, симфонической и концертной. Сочинения К. м., как правило, предназначались для исполнения в небольших помещениях, для домашнего музицирования (отсюда назв.). Этим определялись и используемые в К. м. инстр. составы (от одного исполнителя-солиста до неск. исполнителей, объединяемых в камерном ансамбле), и типические для неё приёмы муз. изложения. Для К. м. характерны тенденция к равноправию голосов, экономия и тончайшая детализация мелодич., интонац., ритмич. и динамич. выразит. средств, искусная и многообразная разработка тематич. материала. К. м. обладает большими возможностями передачи лирич. эмоций и самых тонких градаций душевных состояний человека. Хотя истоки К. м. восходят к эпохе средневековья, термин "К. м." утверждается в 16-17 вв. В этот период под К. м., в отличие от церковной и театральной, подразумевалась светская музыка, предназначенная для исполнения в домашних условиях или при дворах монархов. Придворная музыка и называлась "камерной", а исполнители, работавшие в придв. ансамблях, носили звание камер-музыкантов.

    Разграничение музыки на церковную и камерную наметилось в вок. жанрах в сер. 16 в. Самый ранний из известных образцов К. м. - "L'antica musica ridotta alla moderna" Николо Вичентино (1555). В 1635 в Венеции Дж. Арригони опубликовал вокальные "Concerti da camera". В качестве камерных вок. жанров в 17 - нач. 18 вв. развивались кантата (cantata da camera) и дуэт. В 17 в. наименование "К. м." было распространено на инстр. музыку. Первоначально церк. и камерная инстр. музыка не различались по стилю; стилевые различия между ними ясно выступили лишь в 18 в. Так, И. И. Кванц в 1752 писал, что К. м. требует "более оживления и свободы мыслей, чем церковный стиль". Высшей инстр. формой стала циклич. соната (sonata da camera), сформировавшаяся на основе танц. сюиты. Наибольшее распространение получила в 17 в. трио-соната с её разновидностями - церк. и камерной сонатами, несколько меньшее - сольная соната (без сопровождения или с сопровождением basso continuo). Классич. образцы трио-сонат и сольных (с basso continuo) сонат создал А. Корелли. На рубеже 17-18 вв. возник жанр concerto grosso, вначале также подразделявшийся на церк. и камерную разновидности. У Корелли, напр., это деление проводится очень чётко - из 12 созданных им concerti grossi (op. 7) 6 написаны в церковном, а 6 - в камерном стиле. По содержанию они аналогичны его же сонатам da chiesa и da camera. К сер. 18 в. подразделение на церк. и камерный жанры постепенно утрачивает значение, но всё яснее выступает различие К. м. и музыки концертной (оркестровой и хоровой).

    В сер. 18 в. в творчестве Й. Гайдна, К. Диттерсдорфа, Л. Боккерини, В. А. Моцарта сформировались классич. виды инстр. ансамбля - соната, трио, квартет и т. д., сложились типич. инстр. составы этих ансамблей, установилась тесная связь между характером изложения каждой партии и возможностями инструмента, для к-рого она предназначена (ранее, как известно, композиторы зачастую допускали исполнение своего сочинения разл. составами инструментов; напр., Г. Ф. Гендель в ряде своих "соло" и сонат указывает несколько возможных инстр. составов). Обладающий богатыми выразит. возможностями, инстр. ансамбль (особенно смычковый квартет) привлекал внимание почти всех композиторов и стал своего рода "камерной ветвью" симф. жанра. Поэтому в ансамбле получили отражение все осн. направления муз. иск-ва 18-20 вв. - от классицизма (Й. Гайдн, Л. Боккерини, В. А. Моцарт, Л. Бетховен) и романтизма (Ф. Шуберт, Ф. Мендельсон, Р. Шуман и др.) до ультрамодернистских абстракционистских течений совр. бурж. "авангарда". Во 2-й пол. 19 в. выдающиеся образцы инстр. К. м. создали И. Брамс, А. Дворжак, Б. Сметана, Э. Григ, С. Франк, в 20 в. - К. Дебюсси, М. Равель, М. Регер, П. Хиндемит, Л. Яначек, Б. Барток, Б. Бриттен и др.

    Огромный вклад в К. м. внесли рус. композиторы. В России распространение камерного музицирования началось в 70-х гг. 18 в.; первые инстр. ансамбли написал Д. С. Бортнянский. Дальнейшее развитие К. м. получила у А. А. Алябьева, М. И. Глинки и достигла высочайшего художеств. уровня в творчестве П. И. Чайковского и А. П. Бородина; их камерные сочинения характеризуются ярко выраженным нац. содержанием, психологизмом. Большое внимание уделяли камерному ансамблю А. К. Глазунов и С. В. Рахманинов, а для С. И. Танеева он стал осн. родом творчества. Исключительно богато и многообразно камерное инстр. наследие сов. композиторов; его главные линии - лирико-драматическая (Н. Я. Мясковский), трагедийная (Д. Д. Шостакович), лирико-эпическая (С. С. Прокофьев) и народно-жанровая.

    В процессе историч. развития стиль К. м. претерпел значит. изменения, сближаясь то с симфоническим, то с концертным ("симфонизация" смычковых квартетов у Л. Бетховена, И. Брамса, П. И. Чайковского, черты концертности в "Крейцеровой" сонате Л. Бетховена, в скрипичной сонате С. Франка, в ансамблях Э. Грига). В 20 в. наметилась и противоположная тенденция - сближение с К. м. симф. и конц. жанров, особенно при обращении к лирико-психологич. и философским темам, требующим углубления во внутр. мир человека (14-я симфония Д. Д. Шостаковича). Симфонии и концерты для небольшого количества инструментов получили в совр. музыке широкое распространение, став разновидностью камерных жанров (см. Камерный оркестр, Камерная симфония).

    С кон. 18 в. и особенно в 19 в. видное место в муз. иск-ве заняла вок. К. м. (в жанрах песни и романса). Исключит. внимание ей уделяли композиторы-романтики, к-рых особенно привлекал лирич. мир чувств человека. Они создали отточенный, разработанный в тончайших деталях жанр вок. миниатюры, а также вок.-песенные циклы, объединённые одной идеей ("Зимний путь" Ф. Шуберта, "Любовь и жизнь женщины" Р. Шумана и др.). Во 2-й пол. 19 в. много внимания вок. К. м. уделял И. Брамс. На рубеже 19-20 вв. появились композиторы, в творчестве к-рых камерные вок. жанры заняли ведущее положение (X. Вольф в Австрии, А. Дюпарк во Франции). Широкое развитие жанры песни и романса получили в России (с 18 в.); исключит. художеств. высот достигли в камерных вок. сочинениях М. И. Глинка, А. С. Даргомыжский, П. И. Чайковский, А. П. Бородин, М. П. Мусоргский, Н. А. Римский-Корсаков, С. В. Рахманинов. Многочисл. романсы и камерные вок. циклы создали сов. композиторы (А. Н. Александров, Ю. В. Кочуров, Ю. А. Шапорин, В. Н. Салманов, Г. В. Свиридов и др.). В течение 20 в. сложился отвечающий природе жанра камерный вок. исполнительский стиль, основанный на декламационности и выявлении тончайших интонационно-смысловых деталей музыки. Выдающейся рус. камерной исполнительницей нач. 20 в. была М. А. Оленина-Д'Альгейм. Крупнейшие совр. заруб. камерные исполнители-вокалисты - Д. Фишер-Дискау, Э. Шварцкопф, Л. Маршалл, в СССР - А. Л. Доливо-Соботницкий, Н. Л. Дорлиак, З. А. Долуханова и др.

    Многочисленны и разнообразны камерные инстр. миниатюры 19-20 вв. В их числе фп. "песни без слов" Ф. Мендельсона-Бартольди, пьесы Р. Шумана, вальсы, ноктюрны, прелюдии и этюды Ф. Шопена, камерные фп. сочинения малой формы А. Н. Скрябина, С. В. Рахманинова, "Мимолётности" и "Сарказмы" С. С. Прокофьева, прелюдии Д. Д. Шостаковича, скрипичные пьесы типа "Легенды" Г. Венявского, "Мелодии" и "Скерцо" П. И. Чайковского, виолончельные миниатюры К. Ю. Давыдова, Д. Поппера и т. д.

    В 18 в. К. м. предназначалась исключительно для домашнего музицирования в узком кругу знатоков и любителей. В 19 в. начали устраиваться и публичные камерные концерты (самыми ранними были концерты скрипача П. Байо в Париже, состоявшиеся в 1814); к сер. 19 в. они стали неотъемлемой составной частью европ. муз. жизни (камерные вечера Парижской консерватории, концерты РМО в России и т. д.); возникли организации любителей К. м. (Петерб. об-во К. м., осн. в 1872, и др.). Сов. филармонии регулярно устраивают камерные концерты в спец. залах (Малый зал Моск. консерватории, Малый зал им. М. И. Глинки в Ленинграде и др.). С 1960-х гг. концерты К. м. даются и в больших залах. Произв. К. м. всё шире проникают в конц. репертуар исполнителей. Из всех видов ансамблевого инстр. исполнительства наиболее популярным стал смычковый квартет.

    Литература: Асафьев Б., Русская музыка от начала XIX столетия, М. - Л., 1930, переизд. - Л., 1968; История русской советской музыки, т. I-IV, М.,1956-1963; Васина-Гроссман В. A., Русский классический романс, М., 1956; её же, Романтическая песня XIX века, М., 1967; её же, Мастера советского романса, М., 1970; Раабен Л., Инструментальный ансамбль в русской музыке, М., 1961; его же, Советская камерно-инструментальная музыка, Л., 1963; его же, Мастера советского камерно-инструментального ансамбля, Л., 1964; Altmann W., Kammermusik-Literatur, Lpz., 1910, под загл.: Kammermusik-Katalog, Lpz., 1945; Niесks Fr., Wind instrument chamber music, "ZIMG", Jahrg. V, H. 11, Lpz., 1904; Walthew R. H., The development of chamber music, L., 1909; Pruniиres H., La musique de la chambre et de l'йcurie sous le rиgne de Franзois 1-er, "L'Annйe musicale", I, 1911; отд. изд., Р., 1912; Dunhill Th. Fr., Chamber music, L., 1913; Heuss A. V., Kammermusikabende, Lpz., 1919; Mersmann H., Die Kammermusik, Bd 1-4, Lpz., 1930-1933 (H. Kretzschmars Fьhrer durch den Konzertsaal); Cobbett W. W., Cyclopedic survey oi chamber music, v. 1-2, Oxf., 1929-30, v. 1-3, L., 1963; Ruet N.. Musique de chambre, (s. 1.), 1930; Кi1buгn N., Chamber music and its masters, L. - N. Y., 1932; Hutschenruyter W., De geschiedenis der kammermuziek, Hilversum, 1935; Meуеr E. H., English chamber music, L., 1946, 1951; King A. H., Chamber music, L., 1948; Ulrich H., Chamber music, N. Y., 1948, 1958; Rowen R. H., Early chamber music, N. Y., 1949; Rostand Cl., Соeurоу A., Les chefs-d'oeuvre de la musique de chambre, P., 1952; Соeuгоy A., La musique de chambre, P., 1953; Alain O., La musique de chambre, P., 1955 ("Les cahiers du Journal musical franзais", 13); Renner H., Zentner W., Wьrz A., Greis S., Reclams Kammermusik-Fьhrer, Stuttg., 1955, 1962; Robertson A., Chamber music, Harmondsworth (Middlesex), 1957; Richter J. Fr., Kammermusik-Katalog, Lpz., 1960; Sa1men W., Haus- und Kammermusik. Privates Musizieren in gesellschaftlichen Wandel zwischen 1600 und 1900, Lpz., (1969).Л. H. Раабен.

  15. Источник: Музыкальная энциклопедия



  16. Музыкальный словарь

    В старину, когда не было концертных залов, филармоний, инструментальная музыка и небольшие вокальные произведения исполнялись, в основном, в домах любителей музыки. Собирались несколько друзей-музыкантов, расставляли подставки для нот -- пульты, вынимали из чехлов и футляров скрипки, альты, виолончели, а иногда и флейты и гобои, кто-то садился за клавесин, и начинался домашний концерт. Звучали сонаты, трио, квартеты. Иногда кто-нибудь пел под аккомпанемент клавесина или других инструментов. Среди слушателей обычно было лишь несколько человек родственников и знакомых. Музицировали таким образом и в скромных домиках ремесленников, и в аристократических салонах. Отсюда-то и пошло выражение -- камерная музыка (camera по-итальянски -- комната), то есть музыка, предназначенная для исполнения не в большом зале театра или в церкви, а в комнате, музыка домашняя. Понятно, что в комнате нельзя было играть симфонии, исполнять оперы или оратории. Поэтому камерными называли произведения, написанные для небольшого числа исполнителей -- сольные инструментальные пьесы, дуэты, трио, квартеты, песни и романсы, которые можно было исполнить в домашних условиях. И хотя со временем камерная музыка вышла из гостиных в концертные залы, старое название ее сохранилось. Впрочем, и сейчас ее стараются исполнять не в больших концертных залах, где обычно звучат симфонии и оратории, а в меньших по размеру камерных залах.

  17. Источник: Музыкальный словарь



  18. Большой Энциклопедический словарь

  19. Источник: