Большая Советская энциклопедия

    Мопассан (Maupassant) Ги (полное имя — Анри Рене Альбер Ги) де (5.8. 1850, замок Миромениль близ Турвиля-сюр-Арк, Приморская Сена, — 6.7.1893, Париж), французский писатель. Отец — из обедневших дворян, мать из культурной буржуазной семьи. Окончил руанский лицей в 1869. В 1870—71 в армии, участвовал во франко-прусской войне. Затем до 1880 служил чиновником в министерствах. В 70-е гг. овладевал литературным мастерством под руководством Г. Флобера. У него М. встретился с ведущими французскими писателями и критиками 19 в. (Э. Золя, Э. Гонкур, А. Доде, И. Тэн), а также с И. С. Тургеневым, который познакомил его с русской литературой и стал его вторым литературным учителем. Тургеневу М. посвятил первый сборник своих рассказов «Заведение Телье» (1881) и написал о нём две статьи.

    В литературу М. вошёл в 1880 книгой стихов и новеллой «Пышка», отличавшейся резкой антибуржуазной направленностью и зрелым мастерством, что стало характерным для дальнейшего творчества писателя. За последующие 11 лет М. написал 6 романов, 18 сборников рассказов, книги путевых очерков, пьесы, множество статей и др. произведений. В 1891 писательский путь М. трагически оборвался вследствие психического заболевания.

    М. — один из последних великих французских реалистов 19 в. В основе его творчества — трезвое, без иллюзий, понимание сути господствующих социальных отношений, фальши буржуазной демократии и политиканства эпохи Третьей республики, мерзости милитаризма и колониальных авантюр. Остро ощущая духовное убожество, пошлость, эгоизм собственников, М. стремился противопоставить буржуазной морали близость к природе, правду естественных чувств человека. Вместе с тем бесперспективность исторической ситуации после поражения Парижской Коммуны 1871, воздействие позитивизма порождали у М. пессимистической мысли о невозможности изменения существующего порядка вещей. В связи с этим человек у М. подчас оказывается непреодолимо одиноким («Одиночество»), беспомощным перед случайностью («Ожерелье»), болезнью, страстью («Маленькая Рок»), смертью, перед общим неблагополучием жизни. В иных случаях пессимизм М., разрушая утешительные иллюзии, оказывается своеобразной формой социальной критики.

    Задачу искусства М. видел в том, чтобы раскрывать «беспощадную правду жизни», ратовал за объективность художника, ясность и точность формы, простоту и выразительность языка, утверждал необходимость строгого отбора фактов, с помощью которых художник создаёт не фотографию, а воспроизведение жизни, «...более полное, более захватывающее, более убедительное, чем сама действительность» (Полное собрание соч., т. 8, М., 1958, с. 11).

    Новеллы М. — средство смелого и глубокого исследования жизни. Разнообразные по тематике, и социальному лицу персонажей, по способу повествования, по авторской интонации — от трагической («В порту»), элегической («Менуэт») до открыто или скрыто иронической («Заведение Телье» и др.) и юмористической («Мощи» и др.) — новеллы отличаются напряжённым интересом к человеку, умением показать характер и чувства героев через их действия, поступки, речевую манеру. М. создал целую галерею буржуа-обывателей, частная жизнь которых демонстрирует духовное убожество, лицемерие чувств и отношений («Драгоценности», «Награжден!», «В лоне семьи», «Завещание» и многие др.). Утверждая красоту любви («Лунный свет», «Счастье»), М. с горечью изображал её профанацию, превращение в предмет купли-продажи или грязной забавы («Иветта», «Правдивая история» и др.). В рассказах из народной жизни М. показал не только жадность и темноту франц. крестьянина («Бочонок», «Дьявол» и др.), но и страшную судьбу людей, выброшенных на дно жизни («Бродяга», «Шкаф», «Нищий»); среди простых людей М. нередко находит нравственную чистоту и человечность («Папа Симона», «Дочка Мартена» и др.), искренний патриотизм и способность к подвигу («Пышка», «Мадемуазель Фифи», «Дядюшка Милон»).

    В первом романе «Жизнь» (1883) М. общечеловеческую тему столкновения романтические мечты с грубой прозой жизни наполняет чётким социально-историческим содержанием; судьба главной героини с её чистотой и беззащитностью воплощает трагедию человека в обществе буржуазного практицизма. «Милый друг» (1885) — история карьериста, вырастающая в памфлетно острое обличение политических нравов Третьей республики. Вторжение духа наживы и буржуазного предпринимательства в сферу семьи и интимных отношений составляет тему романов «Монт-Ориоль» (1886) и «Пьер и Жан» (1887—88). Последние романы («Сильна как смерть», 1889, «Наше сердце», 1890) отмечены сужением социального кругозора, перенесением акцента на проблемы «чистой психологии».

    Искусству М. свойственны строгая внутренняя художественная логика, сжатость, точность и ясность «подлинно французского языка», по словам А. Франса. За внешней простотой его прозы скрыто сложное мастерство сочетания и виртуозного использования литературных и речевых стилей, всего богатства общенародного франц. языка. Многие новеллы М. были инсценированы и так же, как его пьесы (лучшая из них — комедия «Семейный мир» по его же новелле «У постели», пост. 1893), ставились в парижских театрах («Мадемуазель Фифи», пост. 1896; «Иветта», пост. 1901; «Пышка», пост. 1902, и др.), на русской и советской сцене («Мадемуазель Фифи», 1914, «Милый друг» под названием «Господин Дюруа», 1951, и др.). Экранизации: франко-австрийская «Милый друг», 1955; французская «Жизнь», 1958, и др.

    Произведения М. были переведены и изданы в России ещё в 19 в. Первым пропагандистом М. был И. С. Тургенев. Л. Н. Толстой высоко ценил талант М., сумел понять его противоречия и духовную драму. Значение М.-художника подчёркивали А. П. Чехов, А. И. Куприн, М. Горький, А. В. Луначарский и др.

    Соч.: CEuvres complètes, éd. Librairie de France, [t. 1—15], P., 1934—38; Contes et nouvelles, v. 1—2, P, 1956—57; Romans, P., 1959; Correspondance inédite, rec. par A. Artinian et E. Maynial, P., [1951]; в рус. пер. — Полн. собр. соч., т. 1—13, М., 1938—50; Полн. собр. соч., [вступ. ст. Ю. Данилина], т. 1—12, М., 1958; Избр. произв., [вступ. ст. А. Смирнова], Л., 1938; Избр. произв., т, 1—2, вступ. ст. Н. Хуцишвили, М., 1954.

    Лит.: Толстой Л. Н., Предисл. к Соч. Гюи де Мопассана. Полн. собр. соч., т. 30, М., 1951; Франс А., Ги де Мопассан и французские рассказчики, Собр. соч. в 8 тт., т. 8, М., 1960; Раскин Б., Гиде Мопассан, в сборнике: Писатели Франции, М., 1964; Луначарский А. Б., Предисл. к «Новеллам» Мопассана, Собр. соч. в 8 тт., т. 5, М., 1965; Евнина E. М., Мопассан, и её кн.: Западноевропейский реализм на рубеже XIX—ХХ веков, М., 1967, с. 42—80; Данилин Ю. И., Жизнь и творчество Мопассана, М., 1968; Лану А., Мопассан, М., 1971; Dumesnil R., Guy de Maupassant, P., 1947 (имеется лит.); Thoraval J., L'art de Maupassant d'après ses variantes, P., 1950; Vial A., Guyde Maupassant et l'art du roman, P., 1954 (имеется лит.); Artinian A., Pour et contre Maupassant, P., 1955; Lemoine F., Guy de Maupassant, P., [1957]; Sullivan E., Maupassant. The short stories, N. Y., [1962]; Ignotus P., The paradox of Maupassant, [L., 1966].

    Б. Л. Раскин.

  1. Источник: Большая советская энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия. 1969—1978.



  2. Энциклопедия Кольера

    МОПАССАН, АНРИ РЕНЕ АЛЬБЕР ГИ ДЕ (Maupassant, Henri Rene Albert Guy de) (1850-1893), французский писатель. Родился 5 августа 1850 в Трувиль-сюр-Арке (деп. Нижняя Сена). Образование получил в руанском лицее, юность провел в Нормандии. В 1870 принял участие во франко-прусской войне. Вернувшись к гражданской жизни, поступил на службу в Морское министерство, затем в Министерство народного просвещения. В начале творческого пути испытал влияние Г.Флобера. Принадлежал к Меданскому кружку молодых писателей, собиравшихся в загородном доме Э.Золя в Медане, близ Парижа, и свой первый рассказ Пышка (Boule de suif) отдал в изданный этой группой сборник Меданские вечера (Les Soirees de Mdan, 1880), куда вошли также новеллы Золя и Ж.К.Гюисманса. Вслед за тем появилось огромное количество рассказов в сборниках Заведение Телье (La Maison Tellier, 1881), Лунный свет (Clair de lune, 1884), Сестры Рондоли (Soeurs Rondoli, 1884), Рассказы вальдшнепа (Contes de la bcasse, 1885), Сказки и другие рассказы (Contes et nouvelles, 1885). Мопассан создал также несколько романов - Жизнь (Une Vie, 1883), Милый друг (Bel-Ami, 1885), Пьер и Жан (Pierre et Jean, 1888) и Сильна как смерть (Fort comme la mort, 1889). За десять лет литературной деятельности (1880-1890) Мопассан создал шесть романов и около 300 новелл. С 1884 он начал страдать от нервных расстройств, навязчивых идей и галлюцинаций, которые послужили сюжетом для новеллы Орля (Le Horla, 1887), перекликающейся с творчеством Э.А.По. В 1891 Мопассана, впавшего в полное безумие, поместили в клинику в Париже, где он скончался 6 июля 1893.

    ЛИТЕРАТУРА

    Мопассан Г. Полное собрание сочинений, тт. 1-12. М., 1958 Вульфович Т.Л. Творчество Мопассана. М., 1962 Данилин Ю. Жизнь и творчество Мопассана. М., 1968 Лану А. Мопассан. М., 1971 Флоровская О.В. Мопассан-новеллист. Кишинев, 1979 Мопассан Г. Собрание сочинений, тт. 1-6. СПб, 1992 Мопассан Г. Собрание сочинений, тт. 1-10. М., 1996

  3. Источник: Энциклопедия Кольера



  4. Энциклопедический словарь

    Мопасса́н Ги де

    (Maupassant) (1850—1893), французский писатель. Мастер короткого рассказа. В сборниках новелл «Заведение Телье» (1881), «Мадемуазель Фифи» (1882), «Дядюшка Милон» (1883), новелле «Пышка» (1880), разнообразных по тематике и тональности романах «Жизнь» (1883), «Милый друг» (1885), «Пьер и Жан» (1888), отличающихся точностью и пластичностью художественного изображения, — трезвость и острота социального анализа, резкое неприятие прагматизма, лживости и лицемерной морали, приводящих к измельчанию личности, утрате духовной цельности. В трактовке постоянной для Мопассана любовной темы — откровенное, лишённое иллюзорности изображение чувственных влечений (развитие предосудительной страсти, описание адюльтера и пр.). Страдал прогрессивным параличом. Умер в лечебнице для душевнобольных.

    * * *

    МОПАССАН Ги де

    МОПАССАН (Maupassant) Анри Рене Альбер Ги де (5 августа 1850, Фекан – 6 июля 1893, Пасси), французский писатель.

    Призвание и судьба

    Родители писателя принадлежали к классу обеспеченных рантье. В 1854 они приобрели замок Гренвиль-Имовиль близ Гавра, где прошли детские годы их сыновей Ги и Эрве. Оба начали учиться в лицее Руана, но затем финансовые затруднения вынудили отца семейства искать работу: он стал банковским служащим в Париже, куда вслед за ним перебралась семья.. После нескольких лет бурных ссор супруги расстались, мать вернулась в Нормандию и в 1863 отдала старшего сына в семинарию в Ивто, откуда его исключили через пять лет за вольные стихи. В это время юноша знакомится с поэтом Луи Буиле, который представляет его Гюставу Флоберу(см. ФЛОБЕР Гюстав). Встреча с великим романистом во многом определила литературную судьбу Мопассана. Получив степень бакалавра в Императорском коллеже Руана, он решил поступать на юридический факультет Сорбонны, однако выпускникам 1870 была уготована другая участь: с началом франко-прусской войны Мопассана забрали в армию. В боевых действиях он участия не принимал, но военные впечатления оставили глубокий след в его творчестве. Вернувшись к гражданской жизни в ноябре 1871, он поступил на службу сначала в Министерство флота и колоний, а затем в Министерство общественного просвещения. Работу эту он впоследствии охарактеризовал как «жалкое рабство унылых каторжников, прикованных к зеленой папке». Мопассан начал писать стихи и рассказы с пятнадцати лет, но официально дебютировал рассказом «Рука с содранной кожей», который в 1875 был опубликован в провинциальном журнале «Альмана де Лоррен». Уже через год молодой писатель вошел в так называемую «Меданскую группу», образовавшуюся вокруг Эмиля Золя(см. ЗОЛЯ Эмиль). В 1880 в программном сборнике «Меданские вечера» появилась одна из самых известных его новелл «Пышка», которую Флобер назвал «шедевром композиции, комизма и наблюдательности». Тогда же Мопассан окончательно уволился со службы по состоянию здоровья. Его литературная деятельность продолжалась всего лишь около пятнадцати лет, но за это время он издал семнадцать сборников рассказов («Заведение Телье», 1881; «Мадемуазель Фифи», 1882; «Дядюшка Милон», «Рассказы вальдшнепа», оба – 1883; «Мисс Гарриет», «Лунный свет», «Мисти», «Сестры Рондоли», все – 1884; «Иветта», «Сказки дня и ночи», «Туан», все – 1885; «Господин Паран», «Маленькая Рок», оба – 1886; «Орля», 1887; «Избранник госпожи Гюссон», 1888; «С левой руки», 1889; «Бесполезная красота», 1890), шесть романов («Жизнь», 1883; «Милый друг», 1885; «Монт-Ориоль», 1886; «Пьер и Жан», 1887—88; «Сильна как смерть», 1889; «Наше сердце», 1890), три книги путевых заметок («Под солнцем», 1884; «На воде», 1888; «Бродячая жизнь», 1890), сборник «Стихотворения» (1880), множество литературно-критических статей (в том числе «Гюстав Флобер», «Бальзак по его письмам», «Эмиль Золя», «Эволюция романа в XIX веке»).

    С 1884 писатель начал страдать от нервных расстройств, навязчивых идей и галлюцинаций, отразившихся, в частности, в сборнике «Орля». Крайне тяжело перенес он смерть брата Эрве в психиатрической больнице (1889). В 1890 у него началась последняя стадия сифилиса, связанная с поражением функций мозга. В январе 1892 Мопассан после того, как совершил неудачную попытку самоубийства, был помещен в клинику доктора Бланша в Пасси (близ Парижа). Скончался он, так и не обретя рассудка. Согласно желанию писателя его похоронили на Монпарнасском кладбище, речь над гробом произнес Эмиль Золя.

    Вершина французской новеллистики

    Мопассан пришел в литературу, усвоив лучшие достижения французской прозы – объективный метод Флобера и широкий масштаб натуральной школы Золя, стремившегося охватить в своем творчестве все социальные слои и все сферы жизни, которые еще оставались запретными для художника. Мопассан также считал, что писатель «должен интересоваться всем окружающим и описывать как ступени тронов, так и менее скользкие ступени кухонь». Свое творческое кредо он изложил в предисловии к роману «Пьер и Жан»: брать нужно только самые простые, лишенные драматизма события, избегая какой бы то ни было исключительности, которая не отражает реальностей жизни; автор обязан сохранять объективность и бесстрастность, не позволяя себе вторгаться в собственное произведение. Персонажи Мопассана – чаще всего обыкновенные, заурядные люди, чья социальная и профессиональная принадлежность обозначена совершенно точно (крестьяне, рыбаки, чиновники, мелкие рантье, разорившиеся дворяне). В сюжетах новелл воспроизводятся будничные происшествия – порой комические, но гораздо чаще трагические. Жестокость обыденности становится лейтмотивом творчества писателя, впитавшего пессимистические идеи немецкого философа Артура Шопенгауэра(см. ШОПЕНГАУЭР Артур), который в 1880-е годы стал очень популярен во Франции. Мопассан неоднократно поминает Шопенгауэра в своих сочинениях, называя его «величайшим разрушителем человеческих грез…, заклеймившим человечество печатью своего презрения и разочарования». Большое влияние на писателя оказал возобладавший в живописи импрессионизм(см. ИМПРЕССИОНИЗМ), научивший его различать как в природе, так и в человеческом характере множество тончайших нюансов, мгновенных изменений. Мопассан обладал обостренной чувствительностью и говорил о себе как о человеке «с обнаженными нервами». Он был чрезвычайно восприимчив не только к краскам и формам, но и ко всем звукам, ароматам материального мира. Одновременно для него характерны глубина и точность анализа социальной природы человеческих отношений. Воспевая красоту любви («Лунный свет», «Счастье»), он с горечью пишет о превращении ее в средство наживы или грязной забавы, об адюльтере и проституции как спутниках брака («Реванш», «Знак», «Иветта»). Его тревожит одиночество людей, беззащитность «маленького человека» («Верхом», «Прогулка»). Целый ряд новелл посвящен жизни простых людей. Мопассан отнюдь не склонен идеализировать их, но в рассказах о франко-прусской войне именно они проявляют истинный патриотизм и благородство («Пышка», «Мадемуазель Фифи», «Дядюшка Милон»). Изображая жадность и невежество деревенских собственников («Бочонок», «Дьявол»), писатель с неподдельным сочувствием показывает драму тех, кто оказался на «дне» жизни («Бродяга», «Нищий», «В порту»). Необычайно разнообразные по тематике и социальной принадлежности персонажей, по типу повествования и жанровым особенностям (история судьбы, воспоминания, письмо, законченная сценка, размышление и т.п.), новеллы Мопассана отмечены неизменным интересом их автора к человеку.

  5. Источник: Энциклопедический словарь



  6. Сводная энциклопедия афоризмов

    Мопассан Ги де

    (Guy de Maupassant)Мопассан Ги де (Guy de Maupassant), Анри Рене Альберт Ги (1850 - 1893)

    Французский писатель-беллетрист. Умер в лечебнице для душевнобольных.Афоризмы, цитаты
    • Слова любви всегда одинаковы, - все зависит от того, из чьих уст они исходят.
    • Жизнь! Не так уж она хороша, но и не так плоха, как многим думается.
    • Сплетня служит утешением для женщин, которых более не любят и за которыми более не ухаживают.
    • Что такое человек? Муха, попавшая в бутылку и ударяющаяся о ее стены при малейшей попытке вылететь.

  7. Источник: Сводная энциклопедия афоризмов