Большая Советская энциклопедия

    (Boissel)

    Франсуа (1728 — 1807), французский революционер, коммунист-утопист. В 1789 опубликовал «Катехизис человеческого рода», в котором резко критиковал «продажный, человекоубийственный антисоциальный порядок», основанный на частной собственности, и противопоставлял ему идеал общественного строя, базировавшегося на коллективной собственности и общем труде. Во время Великой французской революции являлся одним из видных членов, а в 1793 и архивариусом Якобинского клуба (См. Якобинский клуб), вёл решительную борьбу с жирондистами (См. Жирондисты), участвовал в народных движениях в Париже. Рассматривая коммунизм как конечную цель революции, Б. весной 1793 разработал программу установления революционного правления санкюлотов (См. Санкюлоты). План Б. предусматривал лишение гражданских прав и разоружение всех зажиточных слоев, государственной контроль над собственностью и всей экономикой, сочетание экономической мероприятий по ограничению собственности с единым национальным воспитанием молодого поколения в целях последующего установления коммунистических порядков. Идеи Б. были развиты бабувистами (См. Бабувисты).

    Соч.: Le cathéchisme du genre humain, P.. 1789.

    Лит.: Сафронов С. С., Социальные воззрения Буасселя, в сборнике: Из истории общественных движений и международных отношений, М., 1957; Иоаннисян A. Р., Коммунистические идеи в годы Великой французской революции, М., 1966.

    А. Р. Иоаннисян.

  1. Источник: Большая советская энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия. 1969—1978.



  2. Философская энциклопедия

    БУАССЕ́ЛЬ

    (Boissel), Франсуа (1728–1807) – франц. утопич. социалист. В 1789 опубликовал социалистич. по своему характеру "Катехизис рода человеческого для надежного и необходимого установления подлинного нравственного порядка и социального воспитания людей" ("Le Catéchisme du genre humain...", 2 éd., P., 1792), a в 1793 выступил с проектом Декларации прав санкюлотов, противопоставленной сочиненному Робеспьером проекту Декларации прав человека и гражданина. Восприняв многие идеи франц. просвещения 18 в. (Руссо, Морелли и др.), Б. пошел дальше в критике существующего строя и в планах создания нового обществ. порядка. Неравенство в совр. обществе, удалившемся от природы, является, по Б., следствием нравств. несовершенства людей, создаваемого и укрепляемого собственностью и связанными с ней браком и религией. Чтобы создать новый строй, надо уничтожить право собственности, семью, брак, религ. установления, передать обществу все богатства и обеспечить всем равные возможности потребления при условии участия в труде всех работоспособных членов общества. По словам Б., "золотой век человечества не позади, а впереди нас". Б. выдвинул программу мероприятий переходного периода (регулирование произ-ва и распределения, введение прогрессивного подоходного налога, организация обществ. мастерских и система социального трудового воспитания). Идеи Б. оказали большое влияние на Бабёфа и его сторонников, а также на французских социалистов 30–40-х гг. 19 века.

    Соч.: Discours contre les servitudes publiques, P., 1786; Le Code de la liberté civique de la France ou Flambeau de la liberté, P., 1790.

    Лит.: Gruenberg C, Einige Beiträge zur Entwicklungsgeschichte des modernen Sozialismus. François Boissel, "Z. ges. Staatswiss.", Tübingen, 1891, Bd 47, H. 2.

    И. Зильберфарб. Москва.

  3. Источник: Философская энциклопедия



  4. Советская историческая энциклопедия

    (Boissel), Франсуа (1728-1807) - французский социолог, участник франц. бурж. революции кон. 18 в. Адвокат парижского парламента, Б. накануне революции выступил с работами, резко критикующими не только существовавший политич. строй, но и систему социального неравенства. Наибольшее впечатление на современников произвела книга Б. "Катехизис человеч. рода" ("Le Catéchisme du genre humain...", 1789). Воспитанный на идеях Г. Мабли, Морелли и отчасти Ж. Ж. Руссо, Б. в своей положит. программе выступал как представитель утопич. коммунизма. Резко критикуя существовавший строй, как противообщественный и человекоубийственный, Б. считал, что стремление человеч. рода к счастью может быть удовлетворено лишь в обществе, не знающем частной собственности. Б. полагал, что переход к этому высшему обществ. строю должен совершаться постепенно, по мере перевоспитания людей в духе альтруизма, чему он придавал большое значение. Во время революции Б. стал чл. якобинского клуба. 21 апр. 1793, при обсуждении в якобинском клубе проекта Декларации прав человека и гражданина, Б. выступил с проектом Декларации прав санкюлотов, значительно более радикальной по своему характеру. Социальные и политич. идеи Б. были связующим звеном учений Ж. Мелье, Морелли и Г. Мабли с бабувизмом (см. Бабувисты, Г. Бабёф).

    Соч.: Discours contre les servitudes publiques, (R.), 1786; Le Code civique de la France, ou le Flambeau de la liberté, R., 1790.

    Лит.: Волгин В. П., История социалистич. идей, ч. 1, M.-Л., 1928; Сафронов С. С., Социальные воззрения Буасселя, в кн.: Из истории обществ. движений и междунар. отношений, M., 1957.

    А. З. Манфред. Москва.

  5. Источник: Советская историческая энциклопедия