Большая Советская энциклопедия

    I

    Ферра́ри (Ferrari)

    Джузеппе (7.3.1811, Милан, – 2.7.1876, Рим), итальянский революционный демократ, публицист. В 1838–1859 (с перерывами) жил во Франции. В 1845–48 на страницах французских журналов выступал с резкой критикой неогвельфизма итальянских либералов, призывавших к союзу национально-освободительного движения с католической церковью и к созданию федерации итал. государств во главе с римским папой. Ф. считал, что спасение Италии в революции. Однако он предполагал, что объединение Италии может быть достигнуто лишь в весьма далёком будущем, и поэтому призывал к локальным революциям внутри каждого итальянского государства, к провозглашению в этих государствах республик и созданию затем федерации итальянских государств. В полемике, развернувшейся между итальянскими демократами после поражения Революции 1848–49, Ф. выдвинул свою концепцию итальянской национальной революции. Он считал, что революция должна быть не только политической, но и социальной, способной провести прогрессивный аграрный закон и освободить итальянский народ от любой формы угнетения. Ф. призывал к революции во имя социализма, который понимал, однако, в духе социальных утопий конца 18 – 1-й половины 19 вв. В 1851 Ф. пытался создать партию левых демократов, более радикальную, чем Итальянский национальный комитет Дж. Мадзини.

    II

    Ферра́ри (Ferrari)

    Лудовико (2.2.1522, Болонья, – 1565, там же), итальянский математик. Ученик Дж. Кардана (См. Кардано).Нашёл способ решения алгебраических уравнений 4-й степени путём введения вспомогательной неизвестной, значение которой получается из кубического уравнения, составляемого по заданному уравнению. Способ был опубликован в 1545 Кардано.

    Лит.: Стройк Д. Я., Краткий очерк истории математики, пер. с нем., 2 изд., М., 1969.

    Феррара. Замок Эсте. 1385—1544. Архитекторы Бартолино да Новара и Джироламо да Карпи.

    III

    Ферра́ри (Ferrari)

    Паоло (5.4.1822, Модена, – 9.3.1889, Милан), итальянский комедиограф. Был адвокатом, журналистом, профессором эстетики в Миланском университете, театральным режиссёром. Первая и лучшая его историко-героическая комедия «Гольдони и его шестнадцать новых комедий» (пост. 1852, изд. 1854) отличается живостью диалога и ярким бытовым колоритом. Ф. принадлежат также комедии «Парини и сатира» (пост. 1856, изд. 1858), «Данте в Вероне» (пост. 1869, изд. 1862). Бытовые комедии Ф. содержат элементы социальной критики: «Причины и следствия» (пост. 1871, изд. 1872), «Самоубийство» (пост. 1875, изд. 1876), «Две дамы» (пост. 1877, изд. 1878) и др.

    Соч.: Opere drammatiche, v. 1–15, Mil., 1877–84; в рус. пер. – В борьбе за идею, СПБ, 1900.

    Лит.: Полуяхтова И. К., История итальянской литературы XIX в. (эпоха Рисорджименто), М., 1970, с. 157–59; Ferrari V., Paolo Ferrari, la vita il teatro, Mil., 1899.

    И. К. Полуяхтова.

  1. Источник: Большая советская энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия. 1969—1978.



  2. Толковый словарь Ефремовой

    неизм. м.; = Феррари

  3. Источник: Толковый словарь Ефремовой. Т. Ф. Ефремова. 2000.



  4. Большой англо-русский и русско-английский словарь

    ferrari

  5. Источник: Большой англо-русский и русско-английский словарь



  6. Литературная энциклопедия

    Феррари

    ФЕРРАРИ Паоло (Paolo Ferrari, 1822—1889) — итальянский комедиограф. Р. в Модене. С 1860 — профессор истории Миланской академии. Слава Ф. зиждется гл. обр. на его блестящей исторической комедии «Goldoni e le sue sedici commedie nuove» (Гольдони и его 16 новых комедий, пост. 1852, отд. изд. 1854; русск. перевод П. Рождественского, Под редакцией и с предисл. проф. А. Веселовского под заглавием «В борьбе за идею», М., 1900). Героем комедии выступает Карло Гольдони, великий итальянский комедиограф XVIII в. Его образ очерчен с большим искусством. Но для Феррари Гольдони был не только «реформатором итальянской комедии», а прежде всего борцом против аристократии, поэтом-гражданином, окрыленным демократическими идеалами. Теми же антифеодальными и демократическими тенденциями пронизана и другая выдающаяся историческая пьеса Ф. — «La satira e Parini» (Парини и сатира, пост. 1856, изд. 1858), героем к-рой выступает поэт-сатирик XVIII в. Джузеппе Парини (см.). Изображая, как и пьеса о Гольдони, борца поднимающейся против господствующей знати демократии, эта вторая комедия была вместе с тем пьесой патриотической, призывавшей к освободительной борьбе против австрийского ига. Обе комедии имели шумный успех. В ряде пьес на темы из современной жизни Ф. изображает быт и мировоззрения людей «пошлого поколения», сложившихся в период, последовавший за разгромом национально-освободительного движения 1848. Культ личных интересов, карьеризм, нигилистический скептицизм, погоня за наслаждениями — таковы черты их морального облика (комедии «Проза» (Prosa, изд. 1859), «Женщина и скептик» (La donna e lo scettico, 1864) и др.). Ф. противопоставляет их пошлой «морали» идею гражданского долга, мораль деловитости, трудолюбия и семейности. Перу Ф. принадлежит также значительное количество пьес на диалектах. Испробовал он свои силы, хотя и с меньшим успехом, в жанре социальной комедии a these в духе современных французских драматургов (Ожье, Дюма, Сарду). Ф. — искусный комедиограф. Его лучшим произведениям свойственна занимательность завязки, живость диалогов, умелая разработка характеров и сценических положений.Библиография:

    I. Opere drammatiche, 15 vv., Milano, 1877—1884.

    II. Ferrari V. Paolo Ferrari, la vita, il teatro, Milano, 1899 (дана литература); Castrucci C., Il teatro de P. Ferrari citta di castello, 1898; Фриче В., Итальянская литература XIX в., ч. I, М., 1916.

  7. Источник: Литературная энциклопедия



  8. Большой филателистический словарь

    Филипп Ренотье де ля (1848— 1917) — известный филат., обладавший самой лучшей в мире коллекцией знаков почт, оплаты. Ф. — итал., жил большей частью в Париже. По утверждению современников, в филат. коллекции Ф. находились все известные ему почт, марки и их разновидности, включая пробные экз., марки на письмах и т. п. Завещал свою коллекцию Берлинскому почт, музею, но она реквизирована франц. правительством в счет репараций после 1-й мировой войны и продана в 1921—26 по частям на аукционах. Ф. посвящена специальная почт, марка с его портретом, вып. в Лихтенштейне в серии «Выдающиеся филателисты мира».

  9. Источник: Большой филателистический словарь



  10. Философская энциклопедия

    ФЕРРА́РИ

    (Ferrari), Джузеппе (7 марта 1811 – 2 июля 1876) – итал. философ и политич. деятель; ученик Романьози, проф. в Турине и Милане. Вместе с Каттанео и Пизакане принадлежал к демократич. крылу Рисоржименто. Согласно Ф., история движется циклически, в каждом цикле проходя четыре этапа, соответствующие деятельности четырех поколений: предшественников, революционеров, реак- ционеров и "уравновешивающих". Историч. развитие, представляющее собой, по мнению Ф., цепь революций, приведет к созданию эгалитарного общества, основанием к-рого будут наука и атеизм. Обществ. прогресс требует, с т. зр. Ф., прежде всего борьбы против религии. Филос. воззрения Ф. близки к позитивизму. Философию он в сущности сводил к психологическо-феноменологич. описанию явлений сознания. Для этики Ф. характерна апелляция к инстинктам, моральный утилитаризм с нек-рым скептико-пессимистич. оттенком.

    Соч.: Essai sur le principe et les limites de la philosophie de l'histoire, P., 1843; Filosofia délia rivoluzione, v. 1–2, Londra, 1851; Histoire des révolutions d'Italie, ou Guelfeis et Gibelins, v. 1–4, P., 1858; Corso suqli scrittori politici italani, Mil., 1862; Prolusione al corso di filosofia délia storia, Mil., 1863; Teoria dei periodici politici, Mil., 1874.

    Лит.: Niсо1i P., La mente di G. Ferrari, Pavia, 1902; Ferrari Α., G. Ferrari, Gen., 1914; Mоnti A., Un dramma fra gli isuli, da lettere inedite di G. Ferrari..., Mil., 1921; Nitti F., Il pensiero storiografico di G. Ferrari, Matera, 1940.

    С. Эфиров. Москва.

  11. Источник: Философская энциклопедия



  12. Советская историческая энциклопедия

    (Ferrari), Джузеппе (7.III.1811 - 2.VII.1876) - итал. революц. демократ, публицист. В 1838-1859 (с небольшими перерывами) жил во Франции. В 1845-48 на страницах франц. журналов выступал с резкой критикой неогвельфизма итал. либералов, их программы реформ. Ф. считал, что спасение Италии - в революции. Однако он предполагал, что объединение Италии может быть достигнуто лишь в весьма далеком будущем. Ф. призывал к локальным революциям внутри каждого итал. гос-ва, провозглашению в этих гос-вах республик и созданию затем федерации итал. гос-в. В полемике, развернувшейся между итал. демократами после поражения революции 1848-49, Ф. выдвинул свою концепцию итал. нац. революции. Он считал, что революция должна быть не только политической, но и социальной, способной провести прогрессивный агр. закон и освободить итал. народ от любой формы угнетения. Ф. призывал к революции во имя социализма, к-рый понимал, однако, в духе социальных утопий кон. 18 - 1-й пол. 19 вв. В 1851 Ф. безуспешно пытался создать Республиканско-федералистскую и социально- демократическую партию.

    Соч.: Histoire des révolutions d'Italie...,v. 1-4, P., 1856-58; I partiti politici italiani dal 1789 al 1848. La rivoluzione e i rivoluzionarii in Italia. La rivoluzione e le riforme in Italia, Citta di Castello, 1921; Opere di G. Romagnosi, С. Cattaneo, G. Ferrari, Mil.-Napoli, (1957).

    Лит.: Gramsci A., Il Risorgimento, (3 ed., Torino), 1950.

  13. Источник: Советская историческая энциклопедия



  14. Большой энциклопедический политехнический словарь

    (Ferrari) - назв. спортивных и гоночных автомобилей одноимённой итал. фирмы, выпускаемых с 1946. Получили известность благодаря успешным выступлениям в разл. автомоб. соревнованиях. В 1986 изготовлялись автомобили с кузовами ручной сборки и высокими динамич. качествами. Рабочий объём двигателей 2 - 5 л, мощность 162 - 294 кВт. Макс. скорость 240 - 305 км/ч. См. рис.

    Спортивный автомобиль Феррари

    Спортивный автомобиль "Феррари"

  15. Источник: Большой энциклопедический политехнический словарь



  16. Автомобильный словарь

    (Ferrari) – марка автомобиля, Италия, гоночные Формула-1.

  17. Источник: Автомобильный словарь



  18. Автомобильный словарь

    (Ferrari)

    итальянская компания по выпуску гоночных и элитных автомобилей. С 1989 является дочерней компанией концерна «ФИАТ». Штаб-квартира находится в Маранелло. Компания (первоначальное название ее было Auto Avio Costruzioni) была основана в 1939 знаменитым гонщиком и испытателем автомобилей «Альфа-Ромео» Энцо Феррари. Первоначально она производила различное оборудование для автомобилей. Сделанные компанией автомобили выпускались под маркой «Альфа-Ромео». С этой компанией у Феррари был договор. Первый автомобиль, носящий уже собственно имя «Феррари» появился в 1946. Это была модель Ferrari 125, с мощным 12-цилиндровым алюминиевым двигателем, призванная воплотить в жизнь мечту ее создателя: придать обыкновенному дорожному автомобилю свойства гоночного без ущемления комфортабельности. В качестве торговой марки фирмы Энцо Феррари избрал скачущего жеребца на желтом фоне. К концу 1947 существовали уже две модификации двигателя «Феррари», а его рабочий объем вырос у модели 166 до 1995 см3. В следующем году собственная команда «Феррари» впервые одержала победу в гонках Милле-Милья и Тарга-Флорио. 1949 год принес команде и новый триумф в тех же соревнованиях, а чуть позже победу в гонке «24 часа Ле-Мана». В 1951 появляется этапная модель 340 America с двигателем, первоначально разработанным для Ferrari GT с рабочим объемом 4,1 литра. В 1953 году эта же машина оснащается двигателем объемом 4,5 литра и получает новое имя — 375 America. В том же году «Феррари» представляет 250 Europa, с трехлитровым двигателем. Всего к началу 1954 Энцо Феррари выпустил около 200 своих машин в эксклюзивно-дорожном варианте и 250 гоночных моделей. Создавая свои дорожные автомобили, Феррари обращался к разным дизайнерским компаниям, делая свои модели непохожими друг на друга. Но модель 250 GT 1954 года положила начало многолетнему и плодотворнейшему сотрудничеству с компанией «Пининфарина», как нельзя лучше подстроившей свои кузова к новым короткобазным шасси, у которых ведущая задняя ось была подвешена на пружинах. Уже модель 250 GT выпустили не только как купе, но и кабриолет, а появившаяся в 1959 году 250GT California, производившаяся на заказ, — яркий образец открытой модели 250 GT спортивного типа. В 1958 «Пининфарина» создала для модели 250 GT кузова специфически угловатой формы: эти автомобили, оснащенные 12-цилиндровым двигателем, и внешне производили впечатление огромной мощи, идеально послушной любым желаниям своих владельцев. Модели 375 America и сменившая ее в 1956 410 Super America (их было выпущено всего 14) предназначались для «сильных мира сего»: их дизайн навевал ощущение силы и уверенности в себе. С 1957 по 1962 год выпускался видоизмененный «Феррари 250 GT California» с хищно заостренным профилем и съемной крышей. Свою первую победу эта машина одержала в гонках Tourist Trophy 1960 года на трассе Гудвуд. «Феррари» принадлежат самые запоминающиеся машины 60-х годов нашего века: 250GT в 1960 был преобразован в фастбек 250GTE с кузовом «2+2», элегантный и пользующийся популярностью, на базе которого в 1964 был создан 330GT «2+2» с четырехлитровым мотором и оригинальными «косящими» фарами. Непревзойденной осталась женственно-изящная, стремительная Berlinetta Lusso 1962 года, развивающая скорость свыше 225 км/ч. На смену 330GT «2+2» в 1967 пришла 365GT «2+2» с самобалансирующейся задней подвеской и усилителем рулевого управления. В 1971 ее сменила более строгая в соответствии с духом времени 365GT4. В 1966 фирма разработала новый V-образный двигатель, ведущий свое начало от гоночных моторов: 12-цилиндровый, четырехкулачковый, с двумя распределительными валами в каждой головке цилиндров, системой смазки с сухим картером, обеспечивший высокий крутящий момент и гибкость, имевший мощность 300 л.с. В 1968 «Феррари» выпустила легендарную Daytona, или 365GTB/4, с передним расположением 4,4-литрового V-образного 12-цилиндрового двигателя, мощностью 352 л.с., развивающего сверхскорость — 282 км/ч. Эта модель, внешне сдержанная и функциональная, является самой скоростной в мире машиной и, безусловно, рекламная оценка ее как «лучшей в мире» не так уж далека от истины. В начале 1970-х годов появилась восхитительная Dino с центрально расположенным двигателем производства ФИАТ— V-образным 6-цилиндровым; модель выпускалась и в 8-цилиндровом варианте, но 6-цилиндровая модель считается классической. Модель 365GT4, или Berlinetta Boxer, 1971 года выпуска, имела много черт гоночных автомобилей «Феррари: ее двигатель рабочим объемом 4,4 литра мог развивать скорость 275 км/ч; расположен он был горизонтально посредине кузова, а коробка передач для более рационального использования внутреннего объема кузова располагалась под мотором. Шасси также использовало опыт гоночных машин: пространственная трубчатая рама и стальные панели кузова. На базе Ferrari 308GT4 делались элегантные модели с кузовами «Пининфарина»; оснащенные V-образными 8-цилиндровыми двигателями, они привлекали внимание покупателей до начала 80-х годов. Установив горизонтальный 12-цилиндровый мотор Boxer гоночной модели 512BB на Testarossa, компания создала массивную тяжелую машину, отвечающую самым взыскательным требованиям как спортсменов-гонщиков так и «зведных» клиентов. Яркий броский дизайн «Пининфарин» нес в себе квинтэссенцию рекламного духа, причем его создатель добивался не только внешнего эффекта: ребристые боковые воздухоприемники, нашедшие множество подражателей, служили для подачи воздуха в боковые радиаторы, заменившие передний радиатор 512BB. Технические показатели модели также были безупречны: пятилитровый двигатель Testarossa, с четырьмя клапанами на цилиндр, достигал мощности 390 л.с., а его максимальная скорость — 274 км/ч. В 1987 сам основатель компании Энцо Феррари возглавил коллектив конструкторов, подготовивших модель F40, обозначенную как «сумма усилий компании за годы ее существования». Свое начало F40 ведет от GTO 1984 года и, на первый взгляд, имеет много общего с Ferrari 308GTB, однако имеет существенные технические нововведения: турбонаддув, V-образный 8-цилиндровый двигатель продольного (а не поперечного) расположения, установленный на трубчатой раме, усиленной несущими панелями из кевлара, супермощность 478 л.с. — все говорит о том, что прежней осталась только конфигурация. Кузов этой супермодели выполнен из углеволокна и кевлара, а ее тесный салон вполне отвечает спортивной сущности машины: в ней нет даже механизма для регулировки сидений. Поразительные технические характеристики и никакого комфорта вот девиз 1118-килограммовой Ferrari F40: жесткая подвеска не поглощала дорожных неровностей, руль откликался на каждую выбоину, а великолепный мотор демонстрировал бесконечную мощь. Требовательный, неудержимо энергичный и привлекательный — таким стало последнее детище основателя фирмы. Автомобили компании «Феррари», с 1969 контролировавшейся ФИАТом, а с 1989 окончательно отошедшей к корпорации, имеют репутацию самых дорогих в мире. Каждый из них — это легенда.

  19. Источник: Автомобильный словарь