Большая Советская энциклопедия

    производство и показ кинофильмов, изображение в которых, в отличие от «немых», сопровождается речью, музыкой, звуковыми эффектами (шумами).

    Попытки соединить (синхронизировать) изображение со звуком делались ещё на ранней стадии существования кинематографа: использовался музыкальный аккомпанемент (пианино, оркестр и др.), привлекались актёры, которые синхронно с изображением воспроизводили речь, песни персонажей фильма. В конце 19 — начале 20 вв. предпринимались многочисленные попытки создать устройство для синхронного воспроизведения звука с показом фильма [кинетофон Т. Эдисона (США, 1899), хронефон Л. Гомона (Франция, 1901), использование специальных граммофонных пластинок и др.]. Только изобретение и совершенствование метода совмещения изображения и фотографической (позже магнитной) звукозаписи на общем носителе — киноплёнке — позволило достичь их синхронности при показе звукового фильма. Русские учёные А. Ф. Виксцемский в 1889 и И. Л. Поляков в 1900 впервые предложили схему воспроизведения фотографической записи звука посредством фотоэлемента и использования позитива фонограммы (См. Фонограмма). Перспективным явилось также изобретение Ю. Лооста (США), разработавшего в 1906 систему фотографической записи звуковых колебаний на киноплёнку. Практические системы З. к. были созданы почти одновременно в СССР, США и Германии. Советские системы З. к. с фотографической записью звука начали разрабатываться в 1926 в Москве группой изобретателей под руководством П. Г. Тагера (система «Тагефон») и в 1927 в Ленинграде под руководством А. Ф. Шорина. В системе Шорина фонограмма имела переменную ширину дорожки записи, в системе «Тагефон» — переменную оптическую плотность. Первая кинопрограмма с записью звука по системе Шорина показана в 1929. Первый советский полнометражный художественный фильм с записью звука по системе «Тагефон» — «Путёвка в жизнь» (1931, режиссер Н. В. Экк).

    Разработка и внедрение в 50-х гг. 20 в. магнитной записи и воспроизведения звука, а также создание и освоение новых видов кинематографа (широкоэкранного, широкоформатного, панорамного, стереоскопического, полиэкранного и др.) привели к значительному повышению качества показа фильмов. Широкие углы рассматривания цветных изображений создали т. н. эффект присутствия зрителя. Впечатление усиливалось стереофоническим воспроизведением звука, позволившим создавать «пространственную звуковую перспективу»: звук как бы «следует» за изображением его источника, вызывая иллюзию реальной действительности (см. Стереофоническая звукозапись).

    Техника съёмки и показа звуковых фильмов иллюстрируется структурной схемой (см. рис.). Объект съёмки фиксируется на киноплёнку съёмочным аппаратом. Звуковые колебания воспринимаются микрофоном и после предварительного усиления, регулировки уровня записи, последующего усиления поступают на аппарат записи, фиксирующий звук на отдельной магнитной ленте. Различные звучания (речь, музыка, шумы), записанные при производстве фильма, обычно располагаются на нескольких лентах (от 2 до 8 и более). После окончания Монтажа кинофильма осуществляется перезапись звука: сигналы с речевых, музыкальных и шумовых фонограмм сводятся на одной фонограмме с необходимым соотношением уровней громкости. С негативов изображения и фонограммы, сдаваемых киностудиями на кинокопировальные фабрики, производится массовая печать (тиражирование) совмещенных позитивных копий фильма, поступающих затем в кинотеатры. В кинопроекционном аппарате (См. Кинопроекционный аппарат)совмещенная позитивная копия продвигается со скоростью, соответствующей в общем случае скорости съёмки, и изображение проецируется на экран; фотографическая фонограмма переменной ширины или переменной плотности (см. Звукозапись), полученная перезаписью с магнитной фонограммы, пересекает световой поток лампы просвечивания в месте равномерного движения киноленты (в звуковом блоке) и изменяет (модулирует) его в соответствии с записанными звуковыми колебаниями. Фотоэлемент превращает падающий на него переменный световой поток в электрические колебания, которые после усилителя фототоков и усилителя воспроизведения поступают на громкоговоритель, установленный у экрана в зрительном зале кинотеатра. В случае магнитной звуковой дорожки воспроизведение звука осуществляется магнитной головкой (См. Магнитная головка) вместо фотоэлемента.

    В З. к. применяются: синхронная запись — запись звука одновременно со съёмкой в павильоне и вне его (наиболее распространённый, сложный вид, требующий определённой акустики павильона, соблюдения режима тишины и пр.); предварительное и последующее озвучение с раздельной записью звука и изображения; дублирование звуковых фильмов — процесс изготовления новой фонограммы, обычно на др. языке; специальные виды звукозаписи, проводимые для получения особых эффектов (телефонный разговор, эхо, изменение высоты звука и пр.). Введение З. к. явилось революционным этапом в развитии кинематографа как искусства, значительно выросли его идейно-художественные возможности, обогатился арсенал выразительных средств.

    Лит.: Шорин А. Ф., Как экран стал говорящим, М., 1949; Тагер П. Г., Из истории развития советского звукового кино, «Изв. АН СССР. Серия физическая», 1949, т. 13, №6; Высоцкий М. З., Магнитная звукозапись кинофильмов, М., 1960; Голдовский Е. М., Основы кинотехники, М., 1965; Коноплев Б. Н., Основы фильмопроизводства, М., 1969.

    М. З. Высоцкий.

    Структурная схема звукового кино: а — место съёмки (СА — съёмочный аппарат, ОС — объект съёмки); б — устройство записи звука (М — микрофон, РУ — регулятор уровня записи звука, УЗ — усилитель электрических колебаний звуковых частот, ЗА — звукозаписывающий аппарат); в — изготовление фильма (фотохимическая обработка, монтаж, перезапись, печать копии); г — кинотеатр (ПА — проекционный аппарат, Э — экран); д — устройство воспроизведения звука (ФЭ — фотоэлемент, УФ — усилитель фототоков, УВ — усилитель воспроизведения звука, Г — громкоговоритель).

  1. Источник: Большая советская энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия. 1969—1978.



  2. Большой энциклопедический словарь

    ЗВУКОВОЕ кино - вид кинематографа, в котором при демонстрации фильма изображение сопровождается речью, музыкой и другими звуками, записанными на звуковую дорожку и воспроизводимыми с нее через громкоговорители синхронно с изображением. Системы звукового кино были созданы во 2-й пол. 20-х гг. в СССР, США и Германии. Отечественные системы звукового кино разработаны в 1926-27 под руководством П. Г. Тагера и А. Ф. Шорина. Первый отечественный звуковой художественный фильм - "Путевка в жизнь" (1931).

  3. Источник: Большой Энциклопедический словарь. 2000.



  4. Большой англо-русский и русско-английский словарь

    talking pictures мн., sound-film;
    talkies мн.;
    разг.

  5. Источник: Большой англо-русский и русско-английский словарь



  6. Энциклопедический словарь

    звуково́е кино́

    вид кинематографа, в котором при демонстрации фильма изображение сопровождается речью, музыкой и другими звуками, записанными на звуковую дорожку и воспроизводимыми с неё через громкоговорители синхронно с изображением. Системы звукового кино были созданы во второй половине 20-х гг. в СССР, США и Германии. Отечественные системы звукового кино разработаны в 1926—27 под руководством П. Г. Тагера и А. Ф. Шорина. Первый отечественный звуковой игровой фильм — «Путёвка в жизнь» (1931).

    * * *

    ЗВУКОВОЕ КИНО

    ЗВУКОВО́Е КИНО́, вид кинематографа, в котором при демонстрации фильма изображение сопровождается речью, музыкой и другими звуками, записанными на звуковую дорожку и воспроизводимыми с нее через громкоговорители синхронно с изображением. Системы звукового кино были созданы во 2-й пол. 20-х гг. в СССР, США и Германии. Отечественные системы звукового кино разработаны в 1926—27 под руководством П. Г. Тагера и А. Ф. Шорина. Первый отечественный звуковой художественный фильм — «Путевка в жизнь» (1931).

  7. Источник: Энциклопедический словарь



  8. Энциклопедия кино

    ЗВУКОВОЕ КИНО, фильмы, показ которых сопровождается записанным на ту же пленку фонограммой — речью, музыкой, звуковыми эффектами.

    Музыкальное сопровождение появилось уже на первых сеансах синематографа. Иногда таперу давались указания (играть вальс, играть быстро и т. п.), но чаще он импровизировал.

    С появлением в кино звука киноискусство перешло на новый качественный уровень развития, от режиссера потребовались новые художественные решения. Некоторые режиссеры и актеры не смогли вписаться в новую реальность и навсегда остались в Великом немом. Появление первого звукового фильма («Певец джаза (см. ПЕВЕЦ ДЖАЗА) », 1927, США) сопровождалось оглушительным успехом у публики и сдержанным приемом профессионалов. Звуковая аппаратура того времени была еще несовершенна, приходилось ограничивать возможности дробного монтажа, сложные движения камеры, отказываться от неожиданных ракурсов. Кино стало больше подражать театру, отказываясь от своей специфики. На первых порах режиссеры увлекались созданием шумовых эффектов, специально для них вводили в действие лишние сцены, однако техника записи быстро совершенствовалась, и ограничения были преодолены благодаря методу раздельной записи изображения и звука. Это, кстати, позволило преодолеть языковые барьеры, помогло петь героям, что во многом способствовало появлению жанра киномюзикла.

    Первый советский звуковой фильм — «Путевка в жизнь (см. ПУТЕВКА В ЖИЗНЬ) » (1931) — был встречен с огромным энтузиазмом, в чем, не в последнюю очередь, был виноват прекрасно подобранный звуковой ряд.

    Развитие техники позволило ввести в ткань киноповествования шумы самой различной степени громкости, усилилось воздействие различных частот — низких и высоких, создающих атмосферу загадочности в триллерах и фантастических фильмах.

    Фотографическая или оптическая звуковая дорожка была первый методом воспроизведения звука на кинопленке (начало 1930-х гг.). До сегодняшнего дня этот метод остается наиболее популярным и экономичным.

    Непрозрачная область кинопленки, смежная с изображением содержит фотографическую (академическую) фонограмму в виде звуковой дорожки, ширина которой изменяется в соответствии с изменениями звука. По мере воспроизведения копии через кинопроекционную установку, световой луч лампы кинопроектора, проходя через фонограмму, передает изменения на фотоэлемент, преобразующий световой сигнал в электрический. Этот сигнал усиливается, обрабатывается с помощью фильтров и преобразовывается как звуковой.

    Оптический звук имеет ряд преимуществ, которые определили его универсальность. Прежде всего — экономичность при производстве, так как оптическая фонограмма печатается на пленке вместе с изображением. Срок жизни звуковой дорожки такой же, как и изображения и может быть достаточно долгим. Кроме того, оптическая считывающая головка, установленная в проекторе — наиболее эффективная и простая в обслуживании технология из существующих на сегодняшний день.

    Для того чтобы предупредить возможные проблемы совместимости фотографической фонограммы для киноустановок различных производителей, в конце 1930-х годов «де-факто» была принят метод стандартизации, регламентирующий требования к воспроизведению звука в театрах, который сегодня известен как «Академия». Результатом этого стала система надежной записи и воспроизведения, сделавшая приемлемым показ практически любого фильма в любом кинотеатре мира.

    В конце 1950-х годов был разработан новый, альтернативный фотографическому, метод звукозаписи на кинопленку. После печати изображения на кинопленку наносились тонкие полосы оксида металла, подобные магнитной ленте звукозаписи. Звук записывался на магнитные полосы в реальном времени. В кинотеатрах фильм воспроизводился на кинопроекторах, снабженных магнитными головками, подобными магнитофонным. Считывающие головки были установлены на специальном креплении, названным «penthouse» («навес»). Магнитный звук был весьма прогрессивным явлением, значительно улучшающим точность в сравнении со стандартной оптической звуковой дорожкой. Технология магнитной записи дала возможность впервые воспроизвести стереофонический звук в кино. Голос актера, возникающий на левом, центральном или правом плане изображения мог быть услышанным из громкоговорителей расположенных в левой, центральной или правой части новых широких экранов, которые появились к тому времени. В кино пришла стереофоническая музыка, приблизив зрителя к реальным ощущениям.

    Появились специальные звуковые эффекты. Две основных системы магнитной записи были приняты студией «Двадцатый век Фокс»: четырехдорожечная запись для формата 35 mm Cinema Scope-широкий формат (фильм «Robe») и шестиканальная запись системы Todd-AO, впервые использованной для 70 mm фильмов, таких как Oklahoma! («Оклахома!») и «Around The World in 80 Days ( »За 80 дней вокруг света«).

    Несмотря на высокую стоимость оборудования, многие кинотеатры США оснащались устройствами для считывания магнитного звука. Было выпущено большое количество фильмов в этом звуковом формате, хотя магнитные копии были (и остаются) наиболее дорогой технологией. Стоимость 35 mm магнитных копий была как минимум вдвое выше по сравнению с оптическими. Стоимость же 70 mm магнитных копий сегодня, как минимум в 14 раз выше фотографических аналогов.

    Высокая стоимость магнитной версии кинокопий и оборудования для ее воспроизведения, предопределила короткую жизнь этой технологии по сравнению с оптическим звуком. Кинотеатры практически отказались от магнитных копий. Технология использовалась как резервная только для сохранения (архивирования) специальных высокобюджетных фильмов. Ситуация, которая преобладала в середине 1970-х гг., была полностью изменена в конце 1980-х годов благодаря разработкам лаборатории Dolby (см. ДОЛБИ). Основой технологии является принцип размещения звука на двух дорожках в пространстве, выделенном для записи стандартной оптической звуковой дорожки, которые несут информацию не только для левого и правого каналов (внутренний стерео звук), но также и информацию для третьего (центрального) канала и, что наиболее важно — для четвертого канала (Surround) объемного звучания окружающего звука и специальных эффектов в зале.

  9. Источник: Энциклопедия кино



  10. Большой Энциклопедический словарь

  11. Источник: