(греч. choréios, буквально— плясовой)
трохей (греч. trocháios, буквально — бегущий),
1) в метрическом стихосложении — Стопа длиной в три моры (См. Мора), состоящие из долгого и краткого слогов (— ∪).
2) В русском силлабо-тоническом стихосложении — стопа длиной в два слога с сильным местом (см. Икт) на первом; слабые места заполняются безударными слогами, сильные — как безударными, так и ударными, последнее сильное — обязательно ударным. Примеры: «Горные вершины...» (3-стопный Х.; М. Ю. Лермонтов), «Буря мглою небо кроет...» (4-стопный; А. С. Пушкин), «Выхожу один я на дорогу...» (5-стопный; Лермонтов), «Нет на свете мук сильнее муки слова...» (6-стопный: С. Я. Надсон). В русской поэзии 18—19 вв. наиболее употребительным хореическим размером был 4-стопный, с середины 19 в. всё более распространяется 5-стопный; остальные сравнительно редки.
или хореический стих, спондей, где в каждой стопе первый слог долгий, второй короткий.
| Хорей, архан., самоед. оштол, шест, коим понуждают упряжных оленей.
ХОРЕ́Й, -я, муж. (спец.). Двухсложная стихотворная стопа с ударением на первом слоге.
| прил. хореический, -ая, -ое.
II. ХОРЕ́Й, -я, муж. Шест, которым управляют ездовыми оленями, собаками.
ХОРЕ́Й 1, -я, м. (спец.). Двухсложная стихотворная стопа с ударением на первом слоге.
ХОРЕ́Й 2, -я, м. Шест, которым управляют ездовыми оленями, собаками.
1)
-я, м. лит.
Двухсложная стопа с ударением на первом слоге в силлабо-тоническом стихосложении, например: Мча́тся | ту́чи, | вью́тся | ту́чи (Пушкин, Бесы).
[греч. χορείος]
2)
-я, м.
Длинный шест, употребляемый для управления оленьими и собачьими упряжками.
[От ненецк. харед — погоняй]
1.
ХОРЕ́Й1, хорея, муж. (от греч. choreios из cho reios pus - хоровая стопа, хоровой размер (лит.). Двусложная стихотворная стопа (ударением на первом слоге, напр. буря | мглою | небо | кроет (Пушкин). «Не мог он ямба от хорея, как мы ни бились, отличить.» Пушкин.
2.
ХОРЕ́Й2, хорея, муж. (обл.). Длинный шест, употр для управления упряжными оленями.
I
м.1.
Двухсложный стихотворный размер, стопа которого содержит ударный (долгий) и следующий за ним безударный (короткий) слог.
2.
разг.Стихотворения, написанные таким размером.
II
м.Длинный шест, используемый для управления оленьими или собачьими упряжками.
ХОРЕЙ (греч. choreios - букв. - плясовой), трохей (греч. trochaios, букв. - бегущий), стихотворный метр с сильными местами на нечетных слогах стиха ("Я пропАл, как звЕрь в загОне", Б. Л. Пастернак). Наиболее употребительные размеры русского силлабо-тонического хорея - 4-, 6-стопный, с сер. 19 в. - 5-стопный.
I хоре́й
•
• [I, стихотв., заимств. из греч. χορεῖος "хоровой". – Т.]II хоре́й II "острый шест, которым погоняют оленей", мезенск. (Подв.). Согласно Шренку (у Подв. 182), из самодийск., ср. ненецк. hаr "острие, нож".
муж.;
лит. trocheeм. лит. trochee.
хорейChoreus
м лит.
Choreus m, sg неизм., pl -reen, Trochäus m, sg неизм., pl -chäen
хорей м лит. Chore|us m, sg неизм., pl -re|en, Trochä|us m, sg неизм., pl -chä|en
м. лит.
chorée m, trochée m
м. лит.
coreo m, troqueo m
м. лит.
trocheo
(греч. choreios – плясовой), или трохей (греч. trochaios – беглый), 1) тип стопы в силлабо-метрическом стихосложении. Она состоит из двух слогов: первый – долгий, второй – короткий (—u).
2) Тип силлабо-тонического метра. В стопах этого метра – по два слога, ударение стоит на первом. Так же, как и в случае с ямбом, при пропуске ударения стопа хорея превращается в стопу пиррихия, при сверхсхемном ударении – в стопу спондея (см. Силлабо-тоника). Хорей – популярный метр песенной лирики. В рус. поэзии распространены 3-стопный хорей («Из Гёте» М. Ю. Лермонтова), 4-стопный нерифмованный (см. Белый стих) и рифмованный («После дождя» Н. А. Некрасова), 5-стопный хорей («Гамлет» Б. Л. Пастернака).
ХОРЕЙ
1.ХОРЕ́Й [рэ́] и [ре́], -я; м. [греч. choreios - плясовой] Лит. Двухсложная стопа с ударением на первом слоге в силлабо-тоническом стихосложении (например: Мча́тся / ту́чи, / вью́тся / ту́чи).
2.ХОРЕ́Й [рэ́] и [ре́], -я; м. [от ненецк. харед - погоняй] Длинный шест, употребляемый для управления оленьими и собачьими упряжками. Погонять хореем собак. Притормозить нарты хореем.
* * *
хоре́й(греч. choréios, буквально — плясовой), трохей (греч. trocháios, буквально — бегущий), стихотворный метр с сильными местами на нечётных слогах стиха («Ве́тер по́ морю гуля́ет», А. С. Пушкин). Наиболее употребительные размеры русского силлабо-тонического хорея — 4-, 6-стопный, с середины XIX в. — 5-стопный.
* * *
ХОРЕЙХОРЕ́Й (греч. choreios, букв. — плясовой), трохей (греч. trochaios, букв. — бегущий), стихотворный метр с сильными местами на нечетных слогах стиха («Я́ пропА́л, как звЕ́рь в загО́не», Б. Л. Пастернак). Наиболее употребительные размеры русского силлабо-тонического хорея — 4-, 6-стопный, с сер. 19 в. — 5-стопный.
(греч. xoreios, букв. - плясовой), трохей (греч. troxaios, букв. - бегущий), - двусложная стопа, в к-рой в антич. стихе и музыке 1-й слог долгий, 2-й краткий; в силлабо-тонич. стихе 1-й слог несёт метрич. ударение. Поскольку в этом стихе между стопами нет реальных границ, X. - размер стиха, в к-ром нечётные слоги сильные. В музыке, отделившейся от поэзии, хореическими называют группы и мотивы, начинающиеся с сильного времени, фразы, начинающиеся с сильного такта. В отличие от ямба, подчёркивающего окончания муз. единиц (т. е. в какой-то мере остановки), X. создаёт впечатление непрерывности развёртывания. Этим обусловлено широкое применение X. в общих формах движения и аккомпанементе, а в нотном письме - деление на такты и нормальная группировка нот. Г. Л. Катуар, называвший трохеическими построения с сильными нечётными тактами, выделил "трохей 2-го рода" с ямбической фразировкой внутри построения. В этом типе структуры "скелетные" границы (смена гармонии, фактуры, динамики и т. п.) приходятся на сильные нечётные такты, а фразировочные - на слабые чётные. В классич. и романтич. музыке он получил наибольшее распространение.
М. Г. Харлап.Большой Энциклопедический словарь. 2000.