Большая Советская энциклопедия

    Кузьма Петрович [15(27).10.1888, село Гатища, ныне Воловского района Липецкой области, — 16.1.1974, Москва], советский военачальник, генерал-полковник (1945). Член КПСС с 1938. В 1915 окончил школу прапорщиков. Участвовал в 1-й мировой войне 1914—18 — командир роты, начальник полковой учебной команды. С 1918 в Красной Армии. В Гражданскую войну 1918—20 командовал полком и стрелковой бригадой. Окончил курсы усовершенствования «Выстрел» (1925) и Высшие академические курсы при Военной академии им. М. В. Фрунзе (1927). В Великую Отечественную войну 1941—45 командовал стрелковой дивизией (1941—42), был заместителем командующего войсками 16-й армии (июнь—сентябрь 1942), Донского и Центрального фронтов (1942—43), командовал 10-й гвардейской армией на Западном фронте (май—сентябрь 1943), был помощником и заместителем командующего войсками Белорусского, 1-го и 2-го Белорусского фронтов (1943—45). После войны заместитель и помощник главнокомандующего войсками Северной группы войск (1945—50). С 1951 в отставке. Награжден 2 орденами Ленина, 5 орденами Красного Знамени, орденами Кутузова 1-й и 2-й степени, Суворова 2-й степени, 2 орденами Красной Звезды, медалями, а также иностранными орденами и медалями.

  1. Источник: Большая советская энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия. 1969—1978.



  2. Философская энциклопедия

    ТРУБНИКОВ

    ТРУБНИКОВ Николай Николаевич (14 февраля 1929, Москва — 19 мая 1983, там же) — отечественный специалист по философский антропологии, теории познания. Окончил философский факультет МГУ (1960) и аспирантуру Института философии АН СССР (1963). С 1963 до конца жизни работал в Институте философии АН СССР, с 1968 — ст. научным сотрудником. Исследуя феномен целеполагания, различил “конкретные цели деятельности” и “абстрактные цели-идеалы”. Анализу первых были посвящены его кандидатская диссертация и примыкающие к ней работы, а в дальнейшем Трубников сконцентрировал свое внимание на целях второго типа — на проблемах цели, времени и смысла человеческого бытия. Философия, по его мнению, исследует проблему смысла человеческой жизни, а все остальные вопросы становятся философскими лишь постольку, поскольку приводятся в связь с ней. Навсегда заданного смысла жизни нет. Человек — посредством своих замыслов и деяний — придает (или не придает) своей жизни определенный смысл. Общей же предпосылкой смыслополагания является существование феномена смерти, ибо только благодаря ему человек способен по-настоящему оценить значимость жизни. Исследовал вопрос о судьбах развития цивилизации. Свои идеи излагал помимо философских трактатов в художественных произведениях.

    Соч.: Отношение цели, средства и результата деятельности.— “ВФ”, 1964, № 6; О категориях “цель”, “средство”, “результат”. М., 1967; Проблема времени в ее философско-мировоззренческом понимании.— “ВФ”, 1978, № 2; Познание в трехмерном измерении и проблема человека.— В кн.: Гносеология в системе философского мировоззрения. М., 1983; Время человеческого бытия. М., 1987; Пределы философской проблемы (к вопросу о соотношении философии и науки).— В кн.: Философия и разум. М., 1990; Наука и нравственность (о духовном кризисе европейской культуры).— В кн.: Заблуждающийся разум? Многообразие вненаучного знания. М., 1990; [Проспект книги о смысле жизни].— В кн.: Квинтэссенция. Философский альманах. М., 1990; Философия и методология науки (О сегодняшнем понимании предмета и специфики философского знания).— В кн.: Эстетический логос. М., 1990; Без четверти двенадцать (к вопросу о преодолении духовного кризиса европейской культуры).— “ВФ”, 1993, № 1; [От Зверя к Богу (читая “Смысл истории” Н. А. Бердяева)].— “Общественные науки и современность”, 1995, № 5; Кризис европейского научного разума. Философия науки и философия жизни.— В кн.: Рациональность как предмет философского исследования. М., 1995; О смысле жизни и смерти. М., 1996.

    Ε. Π. Никитин

  3. Источник: Философская энциклопедия