Словарь Брокгауза и Ефрона

    I(Зденко, 1850—1900) — известный чешский композитор. С 1878 г. заведовал хором при русской церкви в Праге. Ф. как композитор пользовался большим значением в Праге. Написал симфонические поэмы "Отелло", "Забой и Славой", "Томан и Нимфа", несколько симфоний и увертюр, два струнных квартета, балладу для хора "Невеста ветра", симфоническую картину "Весна", три оперы — "Буковин", "Бланик" (1877), "Мессинская невеста" (1883), фортепианные сочинения, а также школу фортепианной игры.

    Н. С.

    II (дополнение к статье)чешский композитор; см. Richter, "Zd. F." (Прага, 1899).

  1. Источник: Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона



  2. Большая Советская энциклопедия

    I

    Фи́бих (Fibich)

    Зденек (21.12.1850, Вшеборжице, – 15.10.1900, Прага), чешский композитор, пианист, хормейстер. Учился у И. Мошелеса (фортепиано), С. Ядассона (композиция) в Лейпцигской консерватории (1865–67). Совершенствовался в Париже и Мангейме. С 1871 до конца жизни работал в Праге (лишь в 1873–74 преподавал пение в школе в Вильнюсе). Был 2-м дирижёром и хормейстером «Временного театра» (1875, 1877), возглавлял русский хор в православной церкви (1878–81). Преподавал главным образом фортепианную игру (среди учеников – К. Коваржовиц, О. Острчил, З. Неедлы). Крупнейший (после Б. Сметаны и А. Дворжака) представитель национальной школы, Ф. был носителем романтических традиций в чешской музыке. Стиль Ф. сформировался под влиянием нем. музыкального романтизма (главным образом сочинения Р. Шумана), а также чеш. романтической поэзии (многие вокальные сочинения Ф. написаны на стихи Я. Врхлицкого). Произведения Ф. отличаются драматизмом, поэтичностью, лирической взволнованностью, патриотическими устремлениями (некоторые основаны на чеш. народном эпосе); в них используется национальный музыкальный фольклор. Среди сочинений – оперы «Бланик» (1877), «Мессинская невеста» (по Шиллеру, 1883), «Буря» (по Шекспиру, 1894), «Геды» (по Байрону, 1896), «Шарка» (1897), трилогия мелодрам «Ипподамия» (слова Врхлицкого, 1889–91), близкая к музыкальным драмам Р. Вагнера; 3 симфонии, симфонические поэмы, камерно-инструментальные ансамбли, песни, циклы фортепианных пьес.

    Лит.: Бэлза И., Очерки развития чешской музыкальной классики, М. – Л., 1951, с. 310–16, 422–36.

    З. К. Гулинская.

    II

    Фи́бих (Viebig)

    Клара (17.7.1860, Трир, – 31.7.1952, Зап. Берлин), немецкая писательница. Получила музыкальное образование. От натуралистических романов, рисующих картины диких нравов нем. деревни («Дети Эйфеля», 1897, и др.), трагическую судьбу женщины («Женская деревня», 1900), пришла к произведениям, реалистически изображающим тяжёлую жизнь городской бедноты – «Хлеб насущный» (1910), «Горсть земли» (1915). Позднее творчество Ф. несёт черты мелодраматизма, ослабления социальной критики.

    Соч.: Ausgewähite Werke, Bd 1–8, Stuttg., 1922; Der Vielgeließte und die Vielgehate, Stuttg. – B., 1935.

  3. Источник: Большая советская энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия. 1969—1978.



  4. Литературная энциклопедия

    Фибих

    ФИБИХ Клара (Clara Viebig, 1860—) — немецкая писательница, виднейшая представительница «Heimatskunst (областнической провинциальной литературы). В 90-х годах примкнула к натуралистическому направлению. В целом ряде произведений — романов и повестей — Ф. изображала гл. обр. быт и нравы немецкой деревни и провинции (Kinder der Eifel, 1897), немецкое бюргерство (Rheinlangetochter, 1897), тяжелую борьбу за существование в условиях городской буржуазной культуры, в особенности — тяготы и жалкое прозябание столичной прислуги (Das tagliche Brot, 1901), бедственное положение крестьянок (Dorfsfrauen, 1900). В некоторых романах Фибих затрагивает вопросы воспитания молодого поколения (Die Passion, 1925, и др.). Особое внимание Фибих привлекали: борьба национальностей в Прусской Польше, польско-прусские и прусско-рейнские отношения (Die Wacht am Rhein, 1902; Das schlafende Heer, 1904). Небольшой роман «Красное море» (1923) на тему об империалистической войне и отчасти о первых днях революции в Германии совершенно беспомощен в идейно-художественном отношении. Он проникнут столь характерным для Ф. сентиментализмом и пацифизмом.Библиография:

    I. Ausgewahlte Werke, 8 Bde, Stuttgart, 1922. Русск. пер.: Собрание сочинений, изд. В. М. Саблина, 9 тт., М., 1911—1912; Бабья деревня, изд. ВЦИК, Москва, 1919; Красное море, Госиздат, П., 1922; Железо в огне, изд. «Мосполиграф», М., 1924; Совиное гнездо, изд. «Петроград», Л. — М., 1924; Одинокий, изд. «Мысль». Распятые, изд. «Пролетарий», Харьков, 1926; Дочери Гекубы, изд. «Мысль», Ленинград, 1926; и др.

    II. Веселовский Ю., Польско-еврейский мир в романе Клары Фибих (в кн. Веселовского «Этюды по русской и иностранной литературе», т. II, изд. «Звезда», М., без года).

  5. Источник: Литературная энциклопедия