Большая Советская энциклопедия

    Симонов Рубен Николаевич [20.3(1.4).1899, Москва, ‒ 5.12.1968, там же], советский актёр и режиссёр, народный артист СССР (1946). Учился на юридическом факультете Московского университета. В 1919 поступил в драматическую студию им. Ф. И. Шаляпина, в 1920 перешёл в 3-ю студию МХАТа (с 1926 ‒ Театр им. Вахтангова). Сначала актёр, с 1924 режиссёр, с 1939 главный режиссёр Театра им. Вахтангова. В творчестве С. многогранно и ярко проявилось связанное с традицией Вахтангова восприятие сценического искусства как праздника, что отразилось в артистизме и изяществе его актёрских работ, в их поэтической одухотворённости. Для ранних ролей С. ‒ Дымба («Свадьба» Чехова), Труффальдино и Панталоне («Принцесса Турандот» Гоцци) ‒ характерны гротесковая манера, подчёркнутая театрализация образов. Впоследствии С., значительно углубив психологическую разработку ролей, сохранил остроту сценического рисунка, отточенность внешней формы. Комедийное начало таланта С. блестяще раскрылось в ролях Вице-короля («Карета святых даров» Мериме), Бенедикта («Много шума из ничего» Шекспира), Доменико Сориано («Филумена Мартурано» Де Филиппо). Трагический колорит приобрела в его исполнении роль Кости-капитана («Аристократы» Погодина); образам Сирано («Сирано де Бержерак» Ростана) и Олеко Дундича («Олеко Дундич» Ржешевского и Каца) актёр при давал героико-романтическую окраску. Глубокой гражданственностью, целостностью раскрытия идейного содержания, выразительностью режиссёрского построения отличались его постановки: «Интервенция» Славина (1933), «Фронт» Корнейчука (1942), «Фома Гордеев» по Горькому (1956), «Живой труп» Л. Н. Толстого (1962), «Правда и кривда» Стельмаха (1964) и др. Значительной вехой в развитии сов. театра стал спектакль «Человек с ружьем» Погодина (1937). Ставил комедии: «Мадемуазель Нитуш» Эрве (1944), «Стряпуха» Софронова (1959) и др. В 1928‒37 возглавлял студию (Театр-студия под руководством Р. Н. Симонова). В Большом театре поставил оперы «Абессалом и Этери» Палиашвили (1938), «Кармен» Бизе (1945) и др. Руководил 1-й, 2-й и 3-й Армянской студиями и Узбекской студией в Москве. Преподавал в Театральном училище им. Щукина (с 1946 профессор). Ленинская премия (1967). Государственная премия СССР (1943, 1947, 1950). Награжден 2 орденами Ленина, 2 другими орденами, а также медалями.

    Соч.: С Вахтанговым, М., 1959.

    Лит.: Марков П. А., Театральные портреты, М. ‒ Л., 1939; его же, Р. Н. Симонов в «Аристократах» Погодина, в его кн.: Правда театра, М., 1965.

    Б. И. Ростоцкий.

  1. Источник: Большая советская энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия. 1969—1978.



  2. Большой энциклопедический словарь

    СИМОНОВ Рубен Николаевич (1899-1968) - российский актер и режиссер, народный артист СССР (1946). Ученик и продолжатель традиций Е. Б. Вахтангова. С 1920 в студии Вахтангова (с 1926 Театр им. Вахтангова; с 1939 главный режиссер). Тяготел к поэтической импровизационной форме спектакля-игры. Как исполнитель отличался артистизмом, отточенностью внешнего рисунка, праздничностью тона. Среди ролей: Бенедикт ("Много шума из ничего" У. Шекспира, 1936), Олеко Дундич ("Олеко Дундич" М. А. Каца и А. Г. Ржешевского, 1942), Доменико ("Филумена Мартурано" Э. Де Филиппо, 1956). Поставил: "Человек с ружьем" Н. Ф. Погодина (1937); "Фронт" А. Е. Корнейчука (1942), "Живой труп" Л. Н. Толстого (1962) и др. Профессор Театрального училища им. Щукина (с 1946). Ленинская премия (1967), Государственная премия СССР (1943, 1947, 1950).

  3. Источник: Большой Энциклопедический словарь. 2000.



  4. Энциклопедический словарь

    Си́монов Рубен Николаевич

    (1899—1968), актёр и режиссёр, народный артист СССР (1946). Ученик и продолжатель традиций Е. Б. Вахтангова. С 1920 в студии Вахтангова (с 1926 Театр им. Вахтангова; с 1939 главный режиссер). Тяготел к поэтической импровизационной форме спектакля-игры. Как исполнитель отличался артистизмом, отточенностью внешнего рисунка, праздничностью тона. Среди ролей: Бенедикт («Много шума из ничего» У. Шекспира), Олеко Дундич («Олеко Дундич» М. А. Каца и А. Г. Ржешевского), Доменико («Филумена Мартурано» Э. Де Филиппо). Постановки: «Человек с ружьём» Н. Ф. Погодина (1937), «Фронт» А. Е. Корнейчука (1942), «Живой труп» Л. Н. Толстого (1962) и др. Профессор Театрального училища им. Б. В. Щукина (с 1946). Государственная премия СССР (1943, 1947, 1950), Ленинская премия (1967).

    * * *

    СИМОНОВ Рубен Николаевич

    СИ́МОНОВ Рубен Николаевич [20 марта (1 апреля) 1899, Москва — 5 декабря 1968, там же], российский актер и режиссер; народный артист СССР (1946), лауреат Ленинской и Государственных премий СССР; один из самых ярких талантов отечественной сцены.

    В течение тридцати лет был главным режиссером Вахтанговского театра (1938—1968) — именно ему вахтанговцы обязаны всеми своими успехами 1940—1960-х гг. На его счету более пятидесяти постановок, множество комедийных, драматических и героических ролей; он создал целый ряд театральных студий и как режиссер и профессор Высшего театрального училища им. Щукина воспитал не одно поколение актеров.

    Первые шаги на сцене

    С детских лет у Симонова обнаружилась его природная музыкальность. Развитию слуха и чувства ритма у мальчика способствовала окружающая его обстановка: в доме постоянно звучала музыка. Маленький Рубен писал стихи, пел, играл на рояле и скрипке.

    Учился на юридическом факультете Московского университета. В 1919 поступил в студию Ф. И. Шаляпина(см. ШАЛЯПИН Федор Иванович), где на него великий певец обратил внимание. Именно в этой студии и произошла его знаменательная встреча с режиссером и актером Художественного театра(см. МОСКОВСКИЙ ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ АКАДЕМИЧЕСКИЙ ТЕАТР) Е. Б. Вахтанговым(см. ВАХТАНГОВ Евгений Багратионович). Встреча эта определила окончательный выбор Симонова, отныне он связал свое имя и жизнь с вахтанговским направлением в искусстве, сначала с Мансуровской студией, а затем и с театром. «Из него получится прекрасный комедийный актер», — воскликнул Вахтангов, увидев Симонова в сугубо драматической роли на одном из спектаклей Шаляпинской студии. И действительно, это предсказание вскоре сбылось. В яркой, задорной «Принцессе Турандот» в мире шуток и импровизаций блистал Симонов в роли Труффальдино, одной из самых веселых и заразительных масок комедии дель арте(см. КОМЕДИЯ ДЕЛЬ АРТЕ). Вахтангов, ставя «Турандот», пригласил Симонова быть его ассистентом по ритму и движению. Репетиции и уроки Вахтангова, участие в трех крупнейших постановках старшего товарища в начале 1920-х гг. — в «Свадьбе» А. П. Чехова(см. ЧЕХОВ Антон Павлович) (1921), «Чуде святого Антония» М. Метерлинка(см. МЕТЕРЛИНК Морис) (1921) и, наконец, в «Принцессе Турандот» К. Гоцци(см. ГОЦЦИ Карло) (1922) — сформировали талант Симонова, заложили основы его дальнейшего развития.

    Мастерство актера

    Широчайшим сценическим диапазоном владел в своих работах Симонов. Романтической приподнятостью, проникновенным лиризмом, острой комедийной характерностью были отмечены его самые разноплановые роли: Труффальдино и Панталоне («Принцесса Турандот», 1922 и 1924), Вице-король («Комедии Мериме», 1924), Аметистов («Зойкина квартира», 1926), Костя-Капитан («Аристократы», 1935), Бенедикт («Много шума из ничего», 1936), Дон Кихот («Дон Кихот», 1941), Дундич («Олеко Дундич», 1942), Сирано («Сирано де Бержерак», 1942), Царь Дормидонт («Горя бояться — счастья не видать», 1954), Доменико Сориано («Филумена Мартурано», 1956) и многие другие. В спектаклях, в которых был занят Симонов, он доминировал, демонстрируя неограниченные актерские возможности — пластику, голос, музыкальность. Великолепный Доменико Сориано, сотканный из противоречий злого и доброго, фальшивого и истинного был одной из последних работ артиста. Мгновенны его переключения из одного ритма в другой, поразительны переходы от остро комедийного к сугубо драматическому плану. Казалось, этой ролью артист прощается со сценой. Нельзя было без душевного волнения смотреть его встречу с сыновьями и слушать исполняемую им под гитару печальную итальянскую песню «Ах, как мне грустно, грустно, грустно мне...», звучащую рефреном в спектакле и ставшую как бы девизом роли. В дуэте с Симоновым в этом спектакле блистала неповторимая Ц. Л. Мансурова(см. МАНСУРОВА Цецилия Львовна). Это была их последняя встреча на сцене.

    Симонов-режиссер

    Не менее увлекателен и путь Симонова-режиссера. Во главу угла своей режиссуры он поставил не самовыявление, а выявление способностей актера, раскрытие и наиболее полное использование его творческой индивидуальности. Симонов был, подобно своим учителям К. С. Станиславскому(см. СТАНИСЛАВСКИЙ Константин Сергеевич) и Вахтангову, режиссером-актером, чувствующим как бы изнутри органику и технику актерского мастерства. Актер в спектаклях, поставленных Симоновым, становился соавтором его исканий и находок. Не случайно в его спектаклях, отмеченных многочисленными актерскими удачами, открывались все новые и новые имена: Николай Гриценко(см. ГРИЦЕНКО Николай Олимпиевич), Галина и Лариса Пашковы, Людмила Целиковская(см. ЦЕЛИКОВСКАЯ Людмила Васильевна), Юлия Борисова(см. БОРИСОВА Юлия Константиновна), Михаил Ульянов(см. УЛЬЯНОВ Михаил Александрович), Юрий Яковлев(см. ЯКОВЛЕВ Юрий Васильевич) и другие.

    Все жанры были ему покорны

    Симонов-режиссер стремился раздвинуть тематические и жанровые рамки. Как никто другой он умел придать жизненной достоверности романтический оттенок, а романтической мечте — жизненную целесообразность. Вынужденный быть чутким к политической конъюнктуре, Симонов, выдавая идеологически выдержанные спектакли «Человек с ружьем» Н. Ф. Погодина(см. ПОГОДИН Николай Федорович) (1937), «Фронт» А. Е. Корнейчука(см. КОРНЕЙЧУК Александр Евдокимович) (1942), «Правда и кривда» М. А. Стельмаха(см. СТЕЛЬМАХ Михаил Афанасьевич) (1964), умел во время вставить не очень проходные спектакли «Мадемуазель Нитуш» Ф. Эрве(см. ЭРВЕ Флоримон) (1944), «Филумена Мартурано» (1956) и др., которые и составили славу Вахтангова-режиссера. Нарочитое сочетание жанровых крайностей могло быть противоестественным для другого художника, но не для Симонова, поставившего к тому же на сцене Большого театра оперы «Черевички», «Абессалом и Этери», «Кармен», «Фауст».

    Возобновление «Турандот»

    Последние работы Симонова — также жанровые полюса: бурлескная, легкая, изящная «Принцесса Турандот» (1963), исполненный философских раздумий, психологической глубины трагедийный «Живой труп» (1962), мажорная романтическая «Конармия» (1961) и грустная, лирическая «Варшавская мелодия» (1967).

    Мысль восстановить «Принцессу Турандот» все время преследовала Симонова и окончательно оформилась в его сознании к середине 1950-х гг. Но он желал действовать наверняка. В памяти еще была жива «космополитическая кампания» с закрытием театров (в том числе Камерного в 1950, после его расформирования Симонов приютил А. Я. Таирова(см. ТАИРОВ Александр Яковлевич) и А. Г. Коонен(см. КООНЕН Алиса Георгиевна) у себя в театре), с нападками на так называемый формализм Вахтангова с его «Принцессой Турандот» и вахтанговское направление в искусстве в целом, с запрещением играть уже готовый к выпуску спектакль «Все мои сыновья» А. Миллера(см. МИЛЛЕР Артур), с угрозой «высылки» театра в другой город.

    Возобновление «Принцессы Турандот» в это время могло быть чревато самыми непредсказуемыми последствиями. При всем своем кажущемся легкомыслии он был фигурой трагической. Гениальный режиссер, он не позволял себе ставить классическую пьесу (за исключением «Живого трупа»), отводя от театра обвинения в отрыве от жизни, формализме. В конце концов, в начале 1960-х гг. он решился отметить 80-летний юбилей Вахтангова возобновлением «Принцессы Турандот». Симонов работал вдохновенно, творчески, не боясь нарушить старый вахтанговский строй спектакля, прекрасно понимая, что существо «Принцессы Турандот» в ее созвучности времени. И вскоре на сцене Вахтанговского театра вновь в буйном вихре театрального празднества засверкал этот спектакль, славящий радость бытия, зазвучав молодо и свежо.

    «Лебединая песнь»

    Своеобразный итог творчеству подвела «Варшавская мелодия», спектакль, поставленный в 1967 по пьесе Л. Г. Зорина(см. ЗОРИН Леонид Генрихович). Это — трехчастный дуэт двух героев на разных этапах их жизни в исполнении Ю. К. Борисовой и М. А. Ульянова. Пьеса эта, повествующая о недавних позорных временах запрета на браки между людьми разной государственной принадлежности, неизбежно заставила постановщика обратить внимание на политические и нравственные проблемы. Пьеса решена им с такой мерой прозрения и с такой силой поэтической образности, что разрушенная связь двух сердец читается как беспощадная правда о времени. Симонов не изменил поэтическому настрою своего дарования, но мучительные размышления о моральной деградации общества не могли не привести его к горькому осознанию неправедности происходящего.

    Вахтанговский театр обязан Симонову не только своим прошлым. Художник осветил своим огромным талантом путь театра в будущее.

  5. Источник: Энциклопедический словарь



  6. Энциклопедия кино

    СИМОНОВ Рубен Николаевич (1 апреля 1899, Москва — 5 декабря 1968, там же), российский актер и режиссер, народный артист СССР (1946), лауреат Ленинской премии (1967), Сталинских премий (1943, за театральные роли Олеко Дундича и Сирано де Бержерака; 1947, «Адмирал Нахимов»; 1950, спектакль «Заговор обреченных»).

    С 1918 года Рубен Симонов учился на юридическом факультете Московского университета, участвовал в спектаклях университетского клуба «Наука и искусство». Учился в драматической студии имени Шаляпина (1919), в 1920 году поступил в Третью студию МХАТа. С 1924 года — режиссер, с 1939 — главный режиссер театра имени Вахтангова (в 1928—1937 параллельно руководил театром-студией). В Большом театре СССР поставил несколько оперных спектаклей. Педагог театрального училища имени Щукина, с 1946 — профессор.

    1934 ВЕСЕННИЕ ДНИ актер, режиссер, автор сценария

    1946 АДМИРАЛ НАХИМОВ актер

    1949 ПАДЕНИЕ БЕРЛИНА актер

    1955 ОВОД (см. ОВОД (1955)) актер

  7. Источник: Энциклопедия кино



  8. Москва (энциклопедия)

  9. Источник:



  10. Большой Энциклопедический словарь

    СИМОНОВ Рубен Николаевич
    СИМОНОВ Рубен Николаевич (1899-1968) - российский актер и режиссер, народный артист СССР (1946). Ученик и продолжатель традиций Е. Б. Вахтангова. С 1920 в студии Вахтангова (с 1926 Театр им. Вахтангова; с 1939 главный режиссер). Тяготел к поэтической импровизационной форме спектакля-игры. Как исполнитель отличался артистизмом, отточенностью внешнего рисунка, праздничностью тона. Среди ролей: Бенедикт ("Много шума из ничего" У. Шекспира, 1936), Олеко Дундич ("Олеко Дундич" М. А. Каца и А. Г. Ржешевского, 1942), Доменико ("Филумена Мартурано" Э. Де Филиппо, 1956). Поставил: "Человек с ружьем" Н. Ф. Погодина (1937); "Фронт" А. Е. Корнейчука (1942), "Живой труп" Л. Н. Толстого (1962) и др. Профессор Театрального училища им. Щукина (с 1946). Ленинская премия (1967), Государственная премия СССР (1943, 1947, 1950).

    Большой Энциклопедический словарь. 2000.

  11. Источник: