шестизвучный аккорд, построенный по терциям на доминанте, в котором верхняя шестая нота отстоит от основного тона на ундециму. В этом аккорде выпускается сильно диссонирующая терция или вводный тон. У.-аккорд, состоящий из нонаккорда с одной прибавленной терцией сверху, разрешается в тоническое трезвучие, причем верхняя нота ундецимы остается на месте. Большой У.-аккорд с большой ноной разрешается в мажорное тоническое трезвучие, малый У.-аккорд с малой ноной — в минорное тоническое трезвучие. В генерал-басе этот большой аккорд обозначается цифрою 11, а при малом ставят еще цифру 9, с обозначением перед ней величины ноны. Применение этих аккордов чрезвычайно редко.
Н. С.
(музыкальный)
аккорд из шести разноимённых звуков, которые при терцовом расположении занимают объём ундецимы (См. Ундецима) (отсюда название). См. Аккорд.
шестизвучие терцовой структуры (напр., d - f - а - с - е - g). Специфич. тон У. - звук ундецимы (отсюда назв.). У. продолжает линию наслоения терций в аккордах: трезвучие - септаккорд - нонаккорд У.; он может пониматься либо как нонаккорд с прибавленной сверху терцией, либо как септаккорд с прибавленными двумя терциями. Обозначается цифрой 11 при знаке ступени, являющейся осн. тоном аккорда, напр. II11, d 11. Употребляется преим. в осн. виде (обращения могут разрушить структуру аккорда и превратить его в др. образования). У. применяется гл. обр. в музыке 20 в. (М. Равель, И. Ф. Стравинский, С. С. Прокофьев и др.; также в джазовой музыке). Наличие в У. нескольких терцовых созвучий (трезвучий, септаккордов), пригодных для того, чтобы существовать в качестве самостоят. аккордов, объективно предрасполагает У. к полигармонич. расслоению (см. Полиаккорд; напр., в отрывке из "Петрушки" Стравинского верхний звук имеет значение органного пункта).
И. Ф. Стравинский. "Петрушка". Картина 1-я.См. Аккорд, Нонаккорд.
Ю. Н. Холопов.