Словарь Брокгауза и Ефрона

    шестизвучный аккорд, построенный по терциям на доминанте, в котором верхняя шестая нота отстоит от основного тона на ундециму. В этом аккорде выпускается сильно диссонирующая терция или вводный тон. У.-аккорд, состоящий из нонаккорда с одной прибавленной терцией сверху, разрешается в тоническое трезвучие, причем верхняя нота ундецимы остается на месте. Большой У.-аккорд с большой ноной разрешается в мажорное тоническое трезвучие, малый У.-аккорд с малой ноной — в минорное тоническое трезвучие. В генерал-басе этот большой аккорд обозначается цифрою 11, а при малом ставят еще цифру 9, с обозначением перед ней величины ноны. Применение этих аккордов чрезвычайно редко.

    Н. С.

  1. Источник: Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона



  2. Большая Советская энциклопедия

    (музыкальный)

    аккорд из шести разноимённых звуков, которые при терцовом расположении занимают объём ундецимы (См. Ундецима) (отсюда название). См. Аккорд.

  3. Источник: Большая советская энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия. 1969—1978.



  4. Музыкальная энциклопедия

    шестизвучие терцовой структуры (напр., d - f - а - с - е - g). Специфич. тон У. - звук ундецимы (отсюда назв.). У. продолжает линию наслоения терций в аккордах: трезвучие - септаккорд - нонаккорд У.; он может пониматься либо как нонаккорд с прибавленной сверху терцией, либо как септаккорд с прибавленными двумя терциями. Обозначается цифрой 11 при знаке ступени, являющейся осн. тоном аккорда, напр. II11, d 11. Употребляется преим. в осн. виде (обращения могут разрушить структуру аккорда и превратить его в др. образования). У. применяется гл. обр. в музыке 20 в. (М. Равель, И. Ф. Стравинский, С. С. Прокофьев и др.; также в джазовой музыке). Наличие в У. нескольких терцовых созвучий (трезвучий, септаккордов), пригодных для того, чтобы существовать в качестве самостоят. аккордов, объективно предрасполагает У. к полигармонич. расслоению (см. Полиаккорд; напр., в отрывке из "Петрушки" Стравинского верхний звук имеет значение органного пункта).

    И. Ф. Стравинский. "Петрушка". Картина 1-я.

    См. Аккорд, Нонаккорд.

    Ю. Н. Холопов.

  5. Источник: Музыкальная энциклопедия