Большая Советская энциклопедия

    в диатонической системе мажора и минора две тональности противоположного наклонения, имеющие один и тот же звукоряд (одинаковые знаки при ключе); тонические трезвучия П. т. включают общую большую терцию. П. т. находятся в ближайшем родстве друг с другом. На основе общности звукового состава П. т. могут объединяться в параллельно-переменный лад (например, в русской народной песне). В современной музыке в результате развития гармонической системы соотношение П. т. усложняется (в частности, в рамках смешанной мажоро-минорной и хроматической систем).

    Лит.: Способин И. В., Элементарная теория музыки, 6 изд., М., 1973.

  1. Источник: Большая советская энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия. 1969—1978.



  2. Большой энциклопедический словарь

    ПАРАЛЛЕЛЬНЫЕ ТОНАЛЬНОСТИ - в музыке - две тональности противоположного ладового наклонения, имеющие один и тот же состав основных ступеней (одинаковые знаки при ключе, напр. ре минор и фа мажор). Параллельные тональности могут объединяться в параллельно-переменный лад или параллельный мажоро-минор.

  3. Источник: Большой Энциклопедический словарь. 2000.



  4. Энциклопедический словарь

    паралле́льные тона́льности

    (муз.), две тональности противоположного ладового наклонения, имеющие один и тот же состав основных ступеней (одинаковые знаки при ключе, например ре минор и фа мажор). Параллельные тональности могут объединяться в параллельно-переменный лад или параллельный мажоро-минор.

    * * *

    ПАРАЛЛЕЛЬНЫЕ ТОНАЛЬНОСТИ

    ПАРАЛЛЕ́ЛЬНЫЕ ТОНА́ЛЬНОСТИ, в музыке — две тональности противоположного ладового наклонения(см. НАКЛОНЕНИЕ (в музыке)), имеющие один и тот же состав основных ступеней (одинаковые знаки при ключе, напр. ре минор и фа мажор). Параллельные тональности могут объединяться в параллельно-переменный лад или параллельный мажоро-минор(см. МАЖОРО-МИНОР).

  5. Источник: Энциклопедический словарь



  6. Музыкальная энциклопедия

    в диатонич. системе мажора и минора пара тональностей противоположного наклонения, имеющих один и тот же состав осн. ступеней (одинаковые знаки при ключе); тонич. трезвучия П. т. включают общую большую терцию. П. т. находятся в ближайшем родстве друг с другом. На основе общности ступенного состава П. т. могут объединяться в параллельно-переменный лад (см. Переменный лад). Развитие гармонии во 2-й пол. 19 и в 20 вв. расширило систему тональных связей на основе принципа П. т. Эмансипация особых диатонич. ладов (дорийского, фригийского и др.) привела нек-рых исследователей к мысли считать П. т. все гептатоники противоположного наклонения, если их звуковой состав одинаков (А. Н. Должанский), напр. С ионийский и е фригийский, С ионийский и d дорийский. Исследуя у Д. Д. Шостаковича лады с пониженными ступенями, Должанский усматривает (во 2-й фп. сонате) отношение П. т. между h-moll (с пониж. II, IV и VIII ступенями:

    и Es-dur (с повышенными II и IV ступенями:

    однако подобные связи носят частный, индивидуализиров. характер. Соотношение П. т. в объединённой мажоро-минорной и хроматич. системах усложняется. Так, к одноимённому C-dur-moll П. т. будут одновременно и а-mоll(либо A-dur-moll) и Es-dur (соответственно, Es-dur-moll). Отсюда тенденция к образованию цепных малотерцовых систем П. т. (по Э. Лендваи, в дальнейшем и малотерцовых однофункциональных "осей").

    Литература: Должанский А. Н., О ладовой основе сочинений Шостаковича, "СМ", 1947, No 4, в сб.: Черты стиля Д. Шостаковича, М., 1962; Способин И. В., Элементарная теория музыки, М. - Л., 1951, 1973; Холопова В. Н., О теории Эрнё Лендваи, в сб.: Проблемы музыкальной науки, вып. 1, М., 1972; Lendvai E., Einfьhrung in die Formen- und Harmonienwelt Bartуks, в кн.: Bйla Bartуk. Weg und Werk. Schriften und Briefe, Bdpst, 1957.Ю. H. Холопов.

  7. Источник: Музыкальная энциклопедия



  8. Большой Энциклопедический словарь

  9. Источник: