Дисней, Дисни (Disney) Уолт (5.12.1901, Чикаго, ‒ 15.12.1966, Бербанк), американский кинорежиссёр, продюсер. Учился в Академии изящных искусств в Чикаго. В 1919‒22 работал художником, затем начал деятельность в кино. Снимал короткометражные мультипликационные фильмы с главными персонажами Алисой (1923‒26) и Освальдом (1926‒28), звуковые (с 1928) мультфильмы о мышонке Микки и утёнке Дональде Даке, полнометражные фильмы «Белоснежка и семь гномов» (1938), «Пиноккио» (1939), «Бэмби» (1942), «Алиса в стране чудес» (1951), «Спящая красавица» (1958) и др. Большинство работ Д. отличалось остроумными характеристиками героев, выразительным ритмом, включением в ткань фильма музыкальных лейтмотивов, колоритным цветовым решением. В годы 2-й мировой войны 1939‒45 выпустил несколько фильмов (по заказу Государственного департамента), пропагандирующих «американский образ жизни». С 1950 выступал также как продюсер документальных и художественных кинокартин (в том числе для телевидения). В 1955 в г. Анахайм (Калифорния) открыл парк «Диснейленд», где ряд технических аттракционов воспроизводит образы его фильмов.
Лит.: Арнольди Э. М., Жизнь и сказки У. Диснея, [Л., 1968]; Jacobs L., Walt Disney: virtuoso, в его кн.: The rise of the American film, N. Y., 1941; Schickel R., The Disney version, N. Y., [1968].
В. А. Утилов.
(Disney, Walt), полное имя - Уолтер Элайас (1901-1966), американский режиссер, художник и продюсер. Родился 5 декабря 1901 в Чикаго. Образование получил в Канзас-Сити и Чикагской академии искусств. Поработав художником в рекламной компании в Канзас-Сити, отправился в Голливуд, где создал несколько анимационных персонажей, в том числе кролика Освальда. Известность пришла к Диснею после выхода на экран мультфильма Пароходик Вилли (Steamboat Willie), героем которого был мышонок Микки Маус. С появлением в кино звука мультфильмы Диснея обрели большую жизненность за счет синхронизации диалога, музыки и звуковых эффектов с изображением. Семейство рисованных персонажей пополнили пес Плуто, утенок Дональд, Гуффи, вышла новая серия мультфильмов под названием Забавные симфонии (Silly Symphonies). Из внесерийных мультфильмов Диснея наибольшим успехом пользовались Три поросенка (The Three Little Pigs, 1933), пока в 1937 не вышел первый полнометражный мультфильм Белоснежка и семь гномов (Snow White and the Seven Dwarfs); успех закрепил Пиноккио (Pinocchio, 1940). В развитие замысла Забавных симфоний была создана Фантазия (Fantasia, 1940), где средствами анимационного кино иллюстрировалась музыка И.С.Баха, П.И.Чайковского, П.Дюка, И.Стравинского, Л.Бетховена, А.Понкьелли и Ф.Шуберта, записанная на пяти звуковых дорожках оркестром под управлением Л.Стоковского. В дальнейшем Дисней совмещал выпуск таких традиционных мультфильмов, как Бэмби (Bambi) и Дамбо (Dumbo), с экспериментальными лентами (Неуступчивый дракон - The Reluctant Dragon, Салюдос, амигос! - Saludos, Amigos, Три кабальеро - The Three Caballeros), где наряду с рисованными персонажами действовали живые актеры. К числу особых проектов Диснея относится мультипликационный сборник Сыграй мою музыку (Make Mine Music), куда вошли диснеевская версия оперы С.Прокофьева Петя и волк (Peter and the Wolf) и сюжет Кит, который хотел петь (The Whale Who Wanted to Sing) - шедевр, в котором Н.Эдди (1901-1967) не только читал авторский текст, но и пел все партии. Среди других полнометражных мультфильмов Диснея - Приключения Ихабода и мистера Тоуда (Adventures of Ichabod and Mr. Toad, 1949), Золушка (Cinderella, 1950), Алиса в стране чудес (Alice in Wonderland, 1951), Питер Пэн (Peter Pan, 1953) и Спящая красавица (Sleeping Beauty, 1959). Кроме игровых картин с реальными актерами (Остров сокровищ - Treasure Island, 1950, и Мэри Поппинс - Mary Poppins, 1964), Дисней выпустил серию документальных видовых фильмов Пол-акра природы (Natures Half Acre), Живая пустыня (The Living Desert) и Исчезающая прерия (The Vanishing Prairie). Во время Второй мировой войны по заказу правительства Дисней выпускал учебные и пропагандистские мультфильмы. С 1954 начал делать фильмы для телевидения. Умер Дисней в Лос-Анджелесе 15 декабря 1966.
ЛИТЕРАТУРА
Арнольди Э.М. Жизнь и сказки Уолта Диснея. Л., 1968
Ди́сне́й Уолт
Дисни (Disney) (1901—1966), американский кинорежиссёр-аниматор, художник и продюсер. Снял серии короткометражных фильмов с постоянными персонажами (утёнок Дональд, мышонок Микки и др.), полнометражные — «Белоснежка и семь гномов» (1938), «Бэмби» (1942) и др. Создатель «Диснейленда» — увеселительного детского парка в Калифорнии.
* * *
ДИСНЕЙ УолтДИ́СНЕ́Й (Дисни) (Disney) Уолт (1901—66), американский кинорежиссер-мультипликатор, художник и продюсер. Снял серии короткометражных фильмов с постоянными персонажами (утенок Дональд, мышонок Микки и др.), полнометражные — «Белоснежка и семь гномов» (1938), «Бэмби» (1942) и др. Создатель «Диснейленда» — увеселительного детского парка в Калифорнии.
* * *
ДИ́СНЕЙ (Disney) Уолт (полное имя Уолтер Элайс Дисней) (5 декабря 1901, Чикаго — 15 декабря 1966, Лос-Анджелес), американский режиссер, художник-мультипликатор, продюсер, организатор производства.
Родился в бедной ирландской семье. Окончил Канзасский художественный институт. Счастливая звезда Уолтера Диснея взошла в конце 1920-х годов. К этому времени у него за плечами уже было участие в Первой мировой войне, работа в рекламной студии в Канзасе, знакомство с талантливым художником Айбом Айверксом, в дальнейшем ставшим для него источником многих новаторских идей. Именно он и жена Диснея — тоже художница-карикатуристка — подсказали Уолту образ Мортимера Мауса — забавного мышонка с большими ушами и нахальной мордашкой. Сам же Дисней был весьма склонен ко всяким техническим новинкам. Ему пришла в голову мысль в фильме из этой серии «Пароходик Вилли» (1928) использовать только начинавший входить в обиход кино звук. Успех оказался ошеломляющим. Фильм создал имя режиссеру и положил начало триумфальному шествию Микки-Мауса (так сократили имя главного персонажа) по экранам всего мира. В 1932 за создание этого персонажа Дисней удостоился «Оскара».
Однако уже во второй половине 1930-х годов ему на смену приходит новый персонаж — утенок Дональд — крикун, насмешник и неудачник, олицетворявший собой уже нового героя в изменившейся исторической обстановке. Фильмы с Дональдом-Даком входили в цикл «Наивные симфонии», которую Дисней начал выпускать еще в 1929. Первым фильмом этой серии был «Танец скелетов», который исполнялся под музыку К. Сен-Санса. В 1932 появились «Три поросенка» (премия «Оскар»), также вошедшие в «Наивные симфонии». В разгар экономической депрессии, когда только что был провозглашен «Новый курс» Рузвельта, режиссер извлек из старой народной сказки отвечавшую запросам времени мораль.
Серии «Микки-Маус» и «Наивные симфонии» — апогей творческой деятельности Диснея. Именно здесь он проявил наибольшую изобретательность, выдумку и остроумие. Короткометражные фильмы, в них входившие, были образцами точного и динамичного построения сюжета, умелого применения графических средств для создания характеров героев, органичного слияния изображения, звука и цвета.
В 1937 выходит первый полнометражный фильм его студии «Белоснежка и семь гномов», ставший вершиной ее коммерческого успеха (премия «Оскар», премия Венецианского кинофестиваля). Эта картина вобрала в себя все достоинства предыдущих короткометражек: богатое воображение, юмор в обрисовке характеров, умелое применение звука и цвета, ритмический монтаж, операторские эффекты. Окрыленный успехом, Дисней финансирует выпуск таких полнометражных лент, как «Пиноккио» (1940), «Дамбо» (1941), «Фантазия» (1940).
Пожалуй, самым теплым и человечным из всех полнометражных фильмов студии Диснея был фильм «Бэмби» (1942), поставленный по сказке австрийского писателя Ф. Зальтена. Поэтический рассказ о детстве и юности олененка, о его познании мира и постепенном приходе к зрелости особенно отчетливо показал умение режиссера и его сотрудников очеловечивать зверюшек, придавать им черты человеческих характеров.
В годы Второй мировой войны студия Диснея активно участвовала в пропагандистской кампании, поставив средствами мультипликации фильм «Победа с помощью воздушных сил» (1943), излагавший историю военной авиации в США. Отношения же главы студии с коллективом все более осложнялись. В 1941 дело дошло даже до забастовки работников, недовольных авторитаризмом босса и натуралистичностью диктуемой им стилистики. А в 1947, во времена маккартизма, Дисней уволил всех «инакомыслящих», среди которых оказались наиболее талантливые мультипликаторы.
Стремясь вернуть прежнюю популярность, он пробует различные приемы: выпускает полнометражные мультипликации с живыми актерами («Мэри Поппинс», 1965); документальные видовые фильмы о природе («Остров тюленей», 1948, «Кошка джунглей», 1960); просто игровые приключенческие ленты («Остров сокровищ», 1950, «20000 лье под водой», 1954). Мультипликации же этого периода лишь повторяли пройденное. Однако завоеванный за три с лишним десятилетия авторитет уже работал на Диснея. Фильмы его студии стали главным «семейным развлечением» не только в США, но и во всем мире.
(наст. имя Уолтер Элайас; 1901–1966) – амер. кинорежиссер-мультипликатор, художник, продюсер. Снял серии короткометражных ф. с пост. персонажами (утенок Дональд, мышонок Микки и др.), полнометражные – «Белоснежка и семь гномов» (1938), «Бэмби» (1942) и др. Создатель «Диснейленда» – увеселит. дет. парка в Калифорнии.
ДИСНЕЙ (Disney) Уолт (05 декабря 1901 — 15 декабря 1966), американский режиссер, художник, продюсер. Настоящее имя — Уолтер Элайос.
С 1919 года рисует рекламные диапозитивы. Вместе с У. Айверксом выпускает серию рисованных фильмов-комиксов, пытается создать собственную фирму, но терпит неудачу. Переехав в Голливуд в 1923, выпускает серию «Алиса в стране мультипликации» вместе с братом Р. Диснеем и У. Айверксом. В 1927 начинает новую серию — «Освальд — счастливый кролик», а год спустя выпускает звуковой мультфильм «Пароходик Вилли», где впервые появляется Микки Маус. Продолжая серию лент о мышонке Микки, Дисней начинает работу над новым циклом «Забавные симфонии». Первая картина этой серии «Танец скелетов» пользуется огромной популярностью (решение подчинить движение ритму заранее записанной музыки оказалось на редкость удачным). Один из персонажей следующих выпусков вспыльчивый крикун, насмешник и неудачник, утенок Дональд завоевывает еще большую любовь публики, чем Микки Маус. Будучи великолепным художником, Дисней сам находит темы и сюжеты, предлагает внешний облик персонажей, придумывает оригинальные и смешные трюки, вокруг которых и строится действие. Фактически Дисней использует принципы эксцентриады М. Сеннета, где основой успеха служат комедийные маски героев, визуально неповторимые гэги и стремительный ритм. В 1932 Дисней получает специальную премию «Оскар» за своего Микки Мауса (тогда же во впервые созданной отдельной категории анимационных картин был отмечен фильм «Цветы и деревья» — всего студия Диснея получила 12 «Оскаров» за короткометражки). А год спустя переходит к выпуску трехцветных фильмов, первым применив разработанную в США систему «Техниколор» и усовершенствовав технологию производства рисованной анимации. Наиболее известной из «Наивных симфоний» становится лента «Три поросенка» (1933, премия «Оскар»), успех которой объясняется, помимо прочего, социологическим фактором — призывом к оптимизму в годы Великой депрессии. Раньше других осваивая звук и цвет, Дисней отвергает их натуралистическое использование: цветовая гамма и звуковое сопровождение меняются в соответствии с сюжетными поворотами и настроением героев.
Во второй половине 30-х годов Дисней, чья студия выросла в мощную фабрику по производству фильмов, реализует мечту о создании полнометражной мультипликации. В 1938 выходит «Белоснежка и семь гномов» (Snow White And The Seven Dwarfs, специальная премия «Оскар», Большой приз МКФ в Венеции). Найденный в «Наивных симфониях» принцип очеловечивания сказочных персонажей, трактованных в духе представлений среднего американца, доведен здесь до совершенства, а четкая драматургия, выразительная музыка и «игра» участников анимационного действа делают эту картину подлинным шедевром. Последующие работы Диснея такие как: «Пиноккио» (Pinocchio, 1939); «Фантазия» (Fantasia, 1940), специальный диплом «Оскар» за звук; «Дамбо» (Dumbo, 1941, приз на МКФ в Канне—47) пользовались меньшим успехом, хотя в «Фантазии» Дисней экспериментирует со звуком, цветом и изображением, пытаясь передать музыку в линии и цвете, подчиняя рисунок музыкальному контексту.
Среди фильмов, выпущенных Диснеем в дальнейшем, выделяется поэтичная экранизация книги Ф. Зальтена «Бэмби»( Bambi, 1942). Чаще всего его новые картины повторяют находки 30-х годов, и Дисней вполне закономерно в 40-е годы переходит к выпуску документальных лент из жизни природы (удостоены 10 «Оскаров»), пытается совместить игровой фильм и мультипликацию, открывает в 1955 детский увеселительный парк «Диснейленд» в Лос-Анджелесе, создает специальные программы для ТВ. Получил на оскаровской церемонии в 1942 премию имени продюсера Эрвинга Г. Талберга. В 1953 жюри МКФ в Канне создало Диснею особые почести за вклад в киноискусство. Традиции мастера анимации развиваются на его студии, которая продолжает выпуск полнометражных лент, имеющих большой успех во всем мире.
Владимир Утилов
1934 Hollywood Party исполнитель
1938 Snow White And The Seven Dwarfs продюсер
1939 Пиноккио / Pinocchio продюсер
1940 Фантазия / Fantasia продюсер, режиссер
1941 Dumbo продюсер
1941 The Reluctant Dragon продюсер
1942 Bambi продюсер
1942 The Grain That Built A Hemisphere продюсер
1942 New Spirit продюсер
1943 Saludos Amigos продюсер
1943 Victory Through Air Power продюсер
1945 The Three Caballeros продюсер
1946 Make Mine Music продюсер
1946 Song Of The South продюсер
1947 Fun And Fancy Free продюсер
1948 Melody Time продюсер
1948 Seal Island продюсер
1948 So Dear To My Heart продюсер
1949 The Adventures Of Ichabod And Mr. Toad продюсер
1950 Cinderella продюсер
1950 In Beaver Valley продюсер
1950 Treasure Island продюсер
1951 Alice In Wonderland продюсер
1951 Nature"s Half Acre продюсер
1952 The Story Of Robin Hood And His Merrie Men продюсер
1952 Waterbirds продюсер
1953 The Alaskan Eskimo продюсер
1953 Bear Country продюсер
1953 Ben And Me продюсер
1953 The Living Desert продюсер
1953 Peter Pan продюсер
1953 The Sword And The Rose продюсер
1954 20,000 Leagues Under The Sea продюсер
1954 Rob Roy, The Highland Rogue/Rob Roy продюсер
1954 Siam продюсер
1954 The Vanishing Prairie продюсер
1955 The African Lion продюсер
1955 Davy Crockett, King Of The Wild Frontier продюсер
1955 Lady And The Tramp продюсер
1955 The Littlest Outlaw продюсер
1955 Men Against The Artic продюсер
1955 Switzerland продюсер
1956 Davy Crockett And The River Pirates продюсер
1956 The Great Locomotive ChaseE продюсер
1956 Samoa продюсер
1956 Secrets Of Life продюсер
1956 Westward Ho, The Wagons продюсер
1957 Johnny Tremain продюсер
1957 Old Yeller продюсер
1957 Perri продюсер
1958 Grand Canyon продюсер
1958 The Light In The Forest продюсер
1958 Tonka/A Horse Named Comanche продюсер
1958 White Wilderness продюсер
1959 Darby O"Gill And The Little People продюсер
1959 Donald In Mathmagic Land продюсер
1959 Mysteries Of The Deep продюсер
1959 The Shaggy Dog продюсер
1959 Sleeping Beauty продюсер
1959 Third Man On The Mountain продюсер
1960 Islands Of The Sea продюсер
1960 Jungle Cat продюсер
1960 Kidnapped продюсер
1960 Pollyanna продюсер
1960 The Sign Of Zorro продюсер
1960 Swiss Family Robinson продюсер
1960 Ten Who Dared продюсер
1960 Toby Tyler, Or Ten Weeks With A Circus продюсер
1961 The Absent Minded Professor продюсер
1961 Babes In Toyland продюсер
1961 Greyfriars Bobby продюсер
1961 Nikki, Wild Dog Of The North продюсер
1961 One Hundred And One Dalmatians продюсер
1961 The Parent Trap продюсер
1962 Almost Angels продюсер
1962 Big Red продюсер
1962 Bon Voyage! продюсер
1962 Dr. Syn, Alias The Scarecrow продюсер
1962 Heureux Anniversaire продюсер
1962 In Search Of The Castaways продюсер
1962 The Legend Of Lobo продюсер
1962 Moon Pilot продюсер
1963 The Incredible Journey продюсер
1963 Miracle of TheWhite Stallions продюсер
1963 Savage Sam продюсер
1963 Son Of Flubber продюсер
1963 Summer Magic продюсер
1963 The Sword In The Stone продюсер
1964 Emil And The Detectives продюсер
1964 Mary Poppins продюсер
1964 The Misadventures Of Merlin Jones продюсер
1964 The Moon-Spinners продюсер
1964 The Three Lives Of Thomasina продюсер
1964 A Tiger Walks продюсер
1965 The Monkey"s Uncle продюсер
1965 That Darn Cat продюсер
1965 Those Calloways продюсер
1966 The Fighting Prince Of Donegal продюсер
1966 Follow Me, Boys! продюсер
1966 Lt. Robin Crusoe, USN продюсер
1966 The Ugly Dachshund продюсер
1967 The Adventures Of Bullwhip Griffin продюсер
1967 The Gnome-Mobile продюсер
1967 The Happiest Millionaire продюсер
1967 The Jungle Book продюсер
1967 Мonkeys Go Home! продюсер
1968 Charlie, The Lonesome Cougar продюсер