«Автомобильные монополии»

Автомобильные монополии в словарях и энциклопедиях

Значение слова «Автомобильные монополии»

Источники

    Большая Советская энциклопедия

    капиталистических стран. Подавляющая часть производства и сбыта автомобилей сконцентрирована в руках небольшого числа монополий США, ФРГ, Франции, Италии и Англии. В 1966 почти 4/5 мирового капиталистического производства автомобилей приходилось на долю 3 американских и 7 западноевропейских автомобильных монополий, в том числе около 60% — на долю монополий США. С конца 50-х гг. в число ведущих А. м. выдвинулись также компании Японии.

    В каждой стране выпуск автомобилей сосредоточен на предприятиях нескольких компаний. В 1966 в США на долю «большой тройки» [«Дженерал моторс» (General Motors), «Форд мотор» (Ford Motor) и «Крайслер» (Chrysler)] приходилось свыше 90% всего производства автомобилей; 4 фирмы в ФРГ [«Фольксвагенверк» (Volkswagenwerk), «А. Опель» (A. Opel), «Форд-верке» (Ford-Werke) и «Даймлер-Бенц» (Daimler-Benz)], 5 компаний в Англии [«Бритиш мотор холдингс» (British Motor Holdings), «Форд мотор», «Воксхолл моторс» (Vauxhall Motors), «Рутс моторс» (Rootes Motors) и «Лейленд мотор» (Leyland Motor)], 4 фирмы во Франции [«Рено» (Renault), «Пежо отомобиль» (Peugeot Automobiles), «Ситроен» (Citroen) и «СИМКА отомобиль» (SIMCA Automobiles)] практически монополизировали выпуск автомобилей в своих странах. В Италии «ФИАТ» («Фабрика итальяна аутомобили Торино» — FIAT, Fabbrica Italiana Automobili Torino) контролирует 90% производства автомобилей. В Японии свыше 2/3 выпуска автомобилей сосредоточено на предприятиях 4 фирм: «Тоёта мотор» (Toyota Motor), «Ниссан мотор» (Nissan Motor), «Toe когё» (Toyo Kogyo) и «Мицубиси хэви индастрис» (Mitsubishi Heavy Industries). (См. табл. 1.)

    Табл. 1. — Доля крупнейших монополий в производстве автомобилей в 1966

    ------------------------------------------------------------------------------

    |     | Тыс. шт.  | %          |

    |-----------------------------------------------------------------------------|

    США, всего         | 10371      | 100,0     |

    |-----------------------------------------------------------------------------|

    | «Дженерал моторс»      | 5179        | 49,9       |

    |-----------------------------------------------------------------------------|

    | «Форд мотор»      | 2952        | 28,5       |

    |-----------------------------------------------------------------------------|

    | «Крайслер»          | 1599        | 15,4       |

    |-----------------------------------------------------------------------------|

    | «Американ моторс»      | 279   | 2,7  |

    |-----------------------------------------------------------------------------|

    ФРГ, всего          | 3051        | 100,0     |

    |-----------------------------------------------------------------------------|

    | «Фольксвагенверк»      | 1652        | 54,0       |

    |-----------------------------------------------------------------------------|

    | «А. Опель»   | 685   | 22,4       |

    |-----------------------------------------------------------------------------|

    | «Форд-верке»       | 449   | 14,7       |

    |-----------------------------------------------------------------------------|

    | «Даймлер-Бенц»   | 249   | 8,1  |

    |-----------------------------------------------------------------------------|

    Япония, всего     | 2286        | 100,0     |

    |-----------------------------------------------------------------------------|

    | «Тоёта мотор»      | 587   | 25,7       |

    |-----------------------------------------------------------------------------|

    | «Ниссан мотор»           | 517   | 22,6       |

    |-----------------------------------------------------------------------------|

    | «Тое когё»    | 299   | 13,1       |

    |-----------------------------------------------------------------------------|

    | «Мицубиси хэви   | 258   | 11,3       |

    | индастрис»          |         |       |

    |-----------------------------------------------------------------------------|

    | «Дайхацу когё»    | 174   | 7,6  |

    |-----------------------------------------------------------------------------|

    Англия, всего      | 2043        | 100,0     |

    |-----------------------------------------------------------------------------|

    | «Бритиш мотор холдингс»   | 739   | 36,2       |

    |-----------------------------------------------------------------------------|

    | «Форд мотор»      | 580   | 28,4       |

    |-----------------------------------------------------------------------------|

    | «Воксхолл моторс»      | 275   | 13,4       |

    |-----------------------------------------------------------------------------|

    | «Рутс моторс»     | 213   | 10,4       |

    |-----------------------------------------------------------------------------|

    | «Лейленд мотор»         | 147   | 7,2  |

    |-----------------------------------------------------------------------------|

    Франция, всего   | 2025        | 100,0     |

    |-----------------------------------------------------------------------------|

    | «Рено»         | 763   | 37,7       |

    |-----------------------------------------------------------------------------|

    | «Ситроен»    | 535   | 26,4       |

    |-----------------------------------------------------------------------------|

    | «Пежо отомобиль»       | 374   | 18,4       |

    |-----------------------------------------------------------------------------|

    | «СИМКА отомобиль»    | 327   | 16,1       |

    |-----------------------------------------------------------------------------|

    Италия, всего     | 1366        | 100,0     |

    |-----------------------------------------------------------------------------|

    | «ФИАТ»       | 1229        | 90,0       |

    |-----------------------------------------------------------------------------|

    Канада, всего     | 894   | 100,0     |

    |-----------------------------------------------------------------------------|

    | «Дженерал моторс»      | 356   | 40,0       |

    |-----------------------------------------------------------------------------|

    | «Форд»        | 260   | 29,1       |

    |-----------------------------------------------------------------------------|

    | «Крайслер»          | 190   | 21,2       |

    |-----------------------------------------------------------------------------|

    Швеция, всего    | 196   | 100,0     |

    |-----------------------------------------------------------------------------|

    | «Вольво»     | 152   | 77,3       |

    ------------------------------------------------------------------------------

    А. м. относятся к промышленным гигантам капиталистического мира. 7 А. м. входят в число крупнейших капиталистических монополий, обороты по продаже которых превышают 1,5 млрд. долларов. «Дженерал моторс» и «Форд мотор» по объёму продаж занимают 1-е и 2-е места среди промышленных компаний капиталистического мира, а по размеру активов уступают лишь крупнейшему нефтяному тресту «Стандард ойл К° (Нью-Джерси)» [Standard Oil (New Jersey)]. «Фольксвагенверк» занимает по объёму продаж 1-е место среди компаний ФРГ и 4-е — в мире. «ФИАТ» — самая крупная монополия Италии.

    А. м. США значительно превосходят западноевропейские и японские компании. В 1966 число занятых на предприятиях «большой тройки» было почти в 2 раза больше, чем на заводах восьми крупнейших А. м. Западной Европы и Японии. В 1966 «Дженерал моторс» выпустила в 3,3 раза больше автомобилей, чем крупнейшая А. м. Западной Европы «Фольксвагенверк». Иностранные филиалы американских монополий входят в число ведущих автомобильных компаний других стран. В Канаде на долю трёх филиалов «большой тройки» США приходится 90% производства автомобилей. В Англии свыше 50% автомобилестроения находится под контролем филиалов «большой тройки» США: «Воксхолл моторс» — филиал «Дженерал моторс», «Форд мотор» — филиал американской монополии «Форд мотор», «Рутс моторс» контролируется «Крайслером». Свыше 1/3 выпуска автомобилей в ФРГ производится филиалами «Дженерал моторс» («А. Опель») и «Форд мотор» («Форд-верке»). Активность американских монополий в Западной Европе особенно возросла в связи с образованием экономических группировок — Европейского экономического сообщества (ЕЭС) и Европейской ассоциации свободной торговли (ЕАСТ). За период с 1958 по 1965 доля фирм, находящихся под контролем американских монополий, в производстве автомобилей в странах ЕЭС увеличилась с 16% до 25%.

    Под влиянием конкуренции американских А. м., а также в связи с образованием экономических группировок в автомобильной промышленности стран Западной Европы и Японии усилился процесс концентрации производства, возросло число слияний, поглощений, различных соглашений, предусматривающих разнообразные формы сотрудничества между компаниями. В Англии в 1966 «Бритиш мотор» поглотила независимую фирму «Джегуар карс» (Jaguar Cars), образовав «Бритиш моторс холдинг», которая в начале 1968 объединилась с «Лейленд мотор» в «Бритиш Лейленд мотор корпорейшен». Французская компания «Рено» в 1966 заключила соглашение с фирмой «Пежо отомобиль» о координации исследовательских работ, внешнеэкономической политики и т. д. Аналогичные соглашения (1964 и 1966) связывают в ФРГ «Фольксвагенверк» и «Даймлер-Бенц», в Японии «Тоёта моторс» с «Дайхацу когё» и «Хино моторс» (1966 и 1957) и т. д. Имеются соглашения о специализации и кооперировании между «Бритиш Лейленд мотор корпорейшен» (Англия) и «Инноченти» (Innocenti, Италия), «Рено» (Франция) и «Альфа Ромео» (Alfa Romeo, Италия) и др. Западногерманская фирма «НСУ моторенверке» и французская «Ситроен» в 1965 договорились о совместном производстве автомобилей, для которых двигатели будут выпускаться в ФРГ, а кузова — во Франции. Укрепляя свои позиции на национальных рынках, А. м. Западной Европы и Японии одновременно энергично проникают в США, форсируя экспорт туда автомобилей. Доля импортных легковых автомашин в общей продаже легковых автомобилей в США выросла с менее чем 1% в 1955 до 6% в 1965.

    Обострение конкурентной борьбы, рост концентрации и монополизации производства способствуют усилению господства в автомобильной промышленности мощных монополий за счёт поглощения ими или банкротства более мелких фирм. Только в течение десятилетия 1957—66 в странах Западной Европы свыше 10 компаний прекратили своё существование или были поглощены более крупными фирмами. В 1966 среди 20 крупнейших неамериканских промышленных монополий насчитывалось 6 автомобильных компаний против двух в 1956. За это десятилетие «Фольксвагенверк» переместилась в списке крупнейших неамериканских компаний с 25-го на 4-е место, японская «Ниссан мотор» только за 1966 передвинулась с 73-го на 42-е место.

    А. м. США для завоевания новых рынков и вообще для усиления своих позиций за границей широко используют экспорт капитала. В 1966 по размеру новых заграничных капиталовложений (967 млн. долларов) они занимали 3-е место в стране после компаний нефтяной (2500 млн. долларов) и химической (1063 млн. долларов) промышленности. У «Форд мотор» и «Крайслер» соответственно 1/3 и 1/4 производственных мощностей по выпуску автомобилей расположены за границей. «Дженерал моторс» имеет за пределами США предприятия в 24 странах.

    Основным средством внешнеэкономической экспансии А. м. западноевропейских стран служит экспорт автомобилей. Самый крупный экспортёр автомобилей в мире «Фольксвагенверк» вывозит свыше 60% производимых им автомашин, итальянская А. м. «ФИАТ» — почти 30%. Японские фирмы быстрыми темпами расширяют экспорт грузовых автомобилей, их доля в мировом экспорте выросла почти с нулевого уровня в 1957 до 18% в 1965. «Тоёта мотор» с 1962 по 1966 в 3 раза увеличила свой экспорт при росте производства в 2 раза.

    Ведущие А. м. представляют собой мощные машиностроительные концерны, в производственной программе которых видное место занимает также продукция других отраслей машиностроения. А. м. играют важную роль в производстве сельскохозяйственных машин, энергосилового и авиационного оборудования, военной и ракетно-космической техники.

    В годы 2-й мировой войны «Дженерал моторс» и «Форд мотор» по сумме правительственных военных заказов (13,8 млрд. долларов и 5,3 млрд. долларов) занимали 1-е и 3-е места, доля военной продукции в их производстве составляла почти 90% . Несмотря на то, что с появлением новых видов вооружения роль А. м. в производстве военной техники снизилась, стоимость военной продукции, ежегодно выпускаемой такими компаниями, как «Дженерал моторс» и «Форд мотор», в середине 60-х гг. достигала 0,5 млрд. долларов. Западногерманские А. м. производят более 50 типов военных машин, а также выступают основными поставщиками танков для бундесвера. А. м. являются ведущими экспортёрами продукции военного назначения: среди поставщиков вооружения за пределы США «Крайслер» занимает 5-е место по сумме заграничных военных заказов (1966 — 154,2 млн. долларов). Американские А. м. осуществляют крупные поставки автомобилей для армий стран, входящих в агрессивные блоки, возглавляемые США. В 1965 доля этой продукции в американском экспорте автомобилей достигала 10%. А. м. выступают генеральными подрядчиками и субподрядчиками при осуществлении крупных проектов в области производства ракетно-космической техники и космических исследований.

    В автомобильной промышленности сильны государственно-монополистические тенденции. За счёт государственных средств финансируются научно-исследовательские работы А. м. в области военной и ракетно-космической техники. В ряде стран государство непосредственно участвует в автомобильной промышленности, являясь собственником или крупнейшим акционером автомобильных компаний («Рено» во Франции, «Альфа Ромео» в Италии, «Фольксвагенверк» в ФРГ). В западноевропейских странах государство активно способствует реорганизации национальных компаний, стимулируя их к объединению и сотрудничеству. В годы 2-й мировой войны А. м. США и Англии существенно увеличили свои производственные мощности за счёт государственного строительства (например, «Крайслер» — почти в 4 раза).

    Крупнейшие А. м. (см. табл. 2).

    Табл. 2.—Крупнейшие автомобильные монополии капиталистического мира в 19661

    --------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

    |       | Год    | Число     | Активы     | Собств.  | Оборот    | Валовая  | Отношение валовой прибыли   | Чистая     |

    |       | основания | занятых  | (млн.        | капитал  | по    | прибыль  | в %          | прибыль   |

    |       |   | (тыс.      | долл.)       | (млн.      | продаже  | (млн.       | | (млн. |

    |       |   | чел.)       |  | долл.)     | (млн        | долл.)      | | долл.)      |

    |       |   |        |  |        | долл.)      |         | |         |

    |------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------|

    |       |   |        |  |        |         |         | к обороту   | к собственному   |         |

    |       |   |        |  |        |         |         |    | капиталу      |         |

    |------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------|

    США      |   |        |  |        |         |         |    |     |         |

    |------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------|

    | «Дженерал моторс»        | 1916   | 745  | 12916       | 8726       | 20209      | 3424        | 16,9    | 39,2      | 1793        |

    |------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------|

    | «Форд мотор»         | 1902   | 388  | 8090  | 4782       | 12240      | 1188        | 9,7      | 24,8      | 621   |

    |------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------|

    | «Крайслер»     | 1925   | 183  | 3149  | 1701       | 5650        | 377   | 6,7      | 22,2      | 189   |

    |------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------|

    Страны Зап. Европы и      |   |        |  |        |         |         |    |     |         |

    Япония  |   |        |  |        |         |         |    |     |         |

    |------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------|

    | «Фольксвагенверк» (ФРГ)      | 1930   | 125  | 1434  | 661  | 2500        | 1862  | 7,4      | 28,2      | 125   |

    |------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------|

    | «ФИАТ» (Италия)   | 1899   | 135  | 1401  | 495  | 1679        | 772          | 4,6,     | 15,5,     | 40     |

    |------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------|

    | «Даймлер-Бенц» (ФРГ)   | 1926   | 102  | 599    | 249  | 1475        | ...     | 3,04     | 17,74    | 44     |

    |------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------|

    | «Бритиш мотор» (Англия)3    | 1952   | 120  | 818    | 404  | 1473        | 572          | 3,9      | 14,1      | 42     |

    |------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------|

    | «Рено» (Франция)  | 1895   | 95          | 590    | 214  | 1428        | 162          | 1,1      | 7,5       | 6       |

    |------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------|

    | «Пежо отомобиль» (        | 1896   | 54          | 538    | 302  | 935   | ...     | 2,24     | 7,04      | 21     |

    Франция)       |   |        |  |        |         |         |    |     |         |

    |------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------|

    | «Тоёта мотор» (Япония) | 1937   | 34          | 896    | 288  | 930   | ...     | 5,14     | 16,54    | 48     |

    |------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------|

    | «Ниссан мотор» (Япония)     | 1933   | 55          | 1295  | 307  | 921   | ...     | 4,94     | 14,64    | 45     |

    |------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------|

    | «Ситроен» (Франция)     | 1924   | 61          | 406    | 142  | 887   | ...     | 0,44     | 2,84      | 4       |

    |------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------|

    | «Лейленд мотор» (Англия)    | 1919   | 56          | 549    | 264  | 616   | ...     | 3,54     | 10,24    | 27     |

    |------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------|

    | «Вольво» (Швеция)        | 1926   | 24          | 379    | 108  | 589   | 50     | 8,5      | 46,3      | 13     |

    --------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

    1 Расположены по размеру оборота по продаже в убывающем порядке.

    2 Прибыль до вычета подоходного налога и сё отношение к обороту и собственному капиталу.

    3 На 31 июля 1966.

    4 Отношение чистой прибыли к обороту и собственному капиталу.

    Продажи самой крупной А. м. «Дженерал моторс», контролируемой Дюпонами, составили в 1966 свыше 6,7 млн. автомобилей, из которых 1,5 млн. было произведено за границей. Она имеет только в США около 130 заводов и расходует на капиталовложения ежегодно до 1,5—2 млрд. долларов; входит также в число крупнейших производителей в США локомотивов, холодильного оборудования, авиационных двигателей, систем управления, деталей и узлов для ракет. Ею, в частности, осуществлялась разработка подъёмно-транспортного оборудования для системы оружия «Минитмен». Общий объём продаж в 20 млрд. долларов, чистая прибыль в 1,8 млрд. долларов и число занятых 750 тыс. человек делают «Дженерал моторс» крупнейшей промышленной монополией капиталистического мира. Вторая в мире А. м. «Форд мотор» продала в 1966 4,5 млн. автомобилей, из них почти 1,2 млн. выпущены её заграничными заводами. На её долю приходится также 15% американского производства тракторов. Она имеет дочернюю компанию, занимающуюся проектированием и выпуском управляемых снарядов, электронных систем и счётно-решающих устройств военного назначения и т. д.

    Находящаяся в сфере влияния Морганов А. м. «Крайслер» особенно энергично развивает свою деятельность в Западной Европе, скупая ведущие европейские автомобильные компании. Так, в 1965 она увеличила свою долю во французской автомобильной компании «СИМКА» до 77% акционерного капитала (23% акций компании «СИМКА» принадлежит А. м. «ФИАТ»). Из 2,1 млн. автомобилей, реализованных ею в 1966, почти 0,6 млн. выпущено за границей. «Крайслер» играет важную роль в производстве танков и управляемых снарядов, являлся генеральным подрядчиком по строительству первой ступени ракеты-носителя «Сатурн 1 Б».

    На долю «Фольксвагенверк», 40% акционерного капитала которой принадлежит федеральному правительству и правительству земли Нижняя Саксония, приходится свыше 50% выпуска и свыше 60% экспорта автомобилей ФРГ. Из 978 тыс. автомобилей, вывезенных ею в 1966, более 55% было экспортировано в США, где монополия прочно удерживает 1-е место среди иностранных поставщиков автомобилей. Это обусловлено выпуском более доступных широкому потребителю малолитражных автомобилей известной марки «Фольксваген-1200».

    Английская А. м. «Бритиш Лейленд мотор корпорейшен», возникшая в начале 1968 в результате серии слияний и поглощений, имевших место в 60-х гг. среди национальных английских автомобильных компаний, является одним из крупнейших производителей автомобилей в капиталистическом мире. По объёму выпуска продукции она занимает 1-е место в Англии и 7-е место в мире. Её предприятия выпускают разнообразные типы автомобилей, более 35% из них экспортируется. На долю легковых автомобилей приходится почти 3/4 оборота итальянской А. м. «ФИАТ», которая входит в сферу влияния семьи Аньелли-Нази, крупнейших представителей финансовой олигархии Италии. Монополия производит также тракторы, самолёты, железнодорожный подвижной состав, судовые двигатели, холодильники, станки, сталь и т. д.

    Соглашение 1966 о сотрудничестве между французской государственной компанией «Рено» и частной фирмой «Пежо» положило начало созданию во Франции мощного автомобильного объединения, под контролем которого будет находиться свыше 60% производства и 65% экспорта автомобилей Франции. На долю «Ситроен» в результате присоединения ею в 1967 фирмы «Отомобиль М. Берлье» (Automobiles М. Berliet) приходится половина французского производства грузовых автомобилей грузоподъёмностью более 6 т. «Ситроен» занимает 2-е место во Франции также по производству легковых автомобилей (после «Рено»).

    Самая крупная А. м. Японии «Тоёта мотор» по темпам роста значительно обгоняет своих конкурентов; в 1967 она выпустила более 800 тыс. автомашин.

    И. М. Резникова.

  1. Источник: Большая советская энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия. 1969—1978.