Большая Советская энциклопедия

    (приблизительно 179—104 до н. э.)

    китайский философ, по предложению которого Конфуцианство в 136 до н. э. было провозглашено официальной идеологией. В сочинении «Чуньцю фаньлу» («Обильная роса летописи Чуньцю») Д. Ч.-ш. наделяет небо (тянь) атрибутами обладающего моральным сознанием бога, который карает за преступное управление, насылая стихийные бедствия, и указывает на неправильности в поведении правителя и его приближённых при помощи необычных явлений природы, нарушающих естественный порядок. Чиновники-конфуцианцы пытались воспользоваться этой теорией для ограничения императорского деспотизма. В космологических спекуляциях Д. Ч.-ш. осуществляется слияние конфуцианства с теориями инь-ян и пяти первоэлементов (см. Китай, раздел Общественные науки).

    Лит.: Franke О., Studien zur Geschichte des Konfuzianischen Dogmas und der chinesischen Staatsreligion: Das Problem des Tsch'un-ts' iu und Tung Tschung-schu's Tsch'un-ts'iu fan Iu, Hamb., 1920; Shryock J. K., The origin and development of the state cult of Confucius, N. Y., 1966.

  1. Источник: Большая советская энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия. 1969—1978.



  2. Философская энциклопедия

    ДУН ЧЖУН-ШУ

    (187–120 до н.э.) – кит. философ-идеалист, метафизик, последователь Конфуция. Сыграл видную роль в процессе превращения конфуцианства в офиц. религ. идеологию. Получил прозвище "Конфуция эпохи Хань". Д. Ч.-ш. утверждал, что небо, обладающее человеч. свойствами и волей, есть верховное начало, к-рое распоряжается всей Вселенной. Природа и обществ. порядок являются продуктами его целенаправл. деятельности. Воля неба, по Д. Ч.-ш., есть моральный закон, к-рый должен уважать и блюсти мудрый человек. Т.о., в учении Д. Ч.-ш. феод. этика становилась внутр. сущностью мира.

    Согласно Д. Ч.-ш., цель познания состоит не в открытии сущности вещей, не в приведении понятий в соответствие с объективным миром, а, напротив, в подчинении вещей своим "именам". Тот, кто идет наперекор "именам", тот "идет против неба". Для историч. взглядов Д. Ч.-ш. характерна идея круговращения: "Закон неба кончается и вновь начинается". Согласно Д. Ч.-ш., существуют три типа обществ. строя, к-рые циклически повторяются в истории. Признавая смену типов обществ. порядка, Д. Ч.-ш. стремился доказать неизменность осн. принципа феод. строя. Положение Д. Ч.-ш.: "Небо неизменно, неизменно и дао" – является классическим положением др.-кит. метафизики (см. Мао Цзэ-дуп, Избр. произв., т. 2, М., 1953, с. 412).

    В учении о природе человека Д. Ч.-ш. синтезировал положения Сюнь-цзы и Мэн-цзы. Он утверждал, что классовое и сословное деление общества соответствует вечным "законам неба и земли" и в связи с этим различал 3 категории человеч. природы: высшую, среднюю и низшую. Согласно его учению, понятием "добра" характеризуется лишь человеч. природа "больших людей", а природа "малых людей" – понятием зла. Приписывая императорской власти божеств. характер, выступал с защитой феод. строя Древнего Китая. Соч. Д. Ч.-ш. собраны в кн. "Чуньцю фань лу".

    Лит.: Xоу Вай-лу [и др:], Чжунго сысян тунши (История китайских идеологий), т. 2, Пекин, 1957, с. 84–125; Franke О., Studien zur Geschichte des Konfuzianischen Dogmas und der chinesischen Staatsreligion: Das Problem des Tsch'un-ts' in und Tung Tschung-schu's Tsch'un-ts'in fan lu, Hamb., 1920; Fung Ju-lan, Α history of Chinese philosophy, v. 1–2, Princeton, 1952–53.

    Ши Цзюнь. КНР.

  3. Источник: Философская энциклопедия



  4. Советская историческая энциклопедия

    (ок. 180 - ок. 120 до н. э.) - философ и политич. деятель Древнего Китая. Играл значит. роль в политич. жизни страны, особенно в период правления имп. У-ди (140-87 до н. э.). По инициативе Д. Ч.-ш. во времена У-ди были предприняты попытки осуществления таких реформ, как ограничение крупного частного землевладения, введение гос. монополии на выплавку железа и добычу соли и т. п. Д. Ч.-ш. - автор мн. филос. произв., часть к-рых не дошла до наших дней, наибольшей известностью пользуется трактат "Чуньцю фаньлу". В своих соч., наряду с разработкой натурфилос. основ, Д. Ч.-ш. уделял значит. внимание обоснованию сильной императорской власти. Д. Ч.-ш. способствовал превращению конфуцианства в официальную идеологию, в истории кит. философии он известен под именем "Конфуция эпохи Хань".

    Лит.: Быков Ф. С., Учение о первоэлементах в мировоззрении Дун Чжун-шу, в кн.: Китай. Япония. История и филология, M., 1961; Хоу Вай-лу и др., Чжунго сысян тунши (История китайских идеологий), Пекин, 1957; Ван Мин, Дун Чжун-шу цзи ци чжэнижи сысян (Дун Чжун-шу и его политич. взгляды), "Лиши цзяосюэ", 1958, No 3; Чжоу Фу-чэн, Лунь Дун Чжун-шу сысян (Об идеологии Дун Чжун-шу), Шанхай, 1962; Franke O., Studien zur Geschichte des Konfucianischen Dogmas und der chinesischen Staatsreligion: das Problem des Tsch'un-ts'in und Tung Tschung-schu's Tsch'un-ts'in fan lu, Hamb., 1920; Dubs H., The attitude of Han Kao-tsu to Confucianism, "J. Amer. Oriental Soc", 1937, v. 57, No 2; его же, The victory of Han Confucianism, там же, 1938, v. 58, No 3.

    Л. С. Переломов. Москва.

  5. Источник: Советская историческая энциклопедия