Большая Советская энциклопедия

    якутский героический эпос. Состоит из многих сказаний, близких в сюжетном и стилистическом отношениях; объём их различен — 10—15, а иногда и более тыс. стихотворных строк, перемежаемых ритмической прозой и прозаическими вставками. Исполняется народными сказителями — олонхосутами, среди которых наиболее известны Т. В. Захаров-Чээбий (умер в 1931), Н. А. Абрамов-Кынат (умер в 1941), Д. М. Говоров (умер в 1943) и др. Речи персонажей поются, остальной текст исполняется говорком, часто без инструментального сопровождения. Возникшие в глубокой древности сказания О. отражают черты патриархально-родового строя, межродовые и межплеменные отношения якутов. Каждое сказание обычно называется по имени главного героя-богатыря: «Нюргун Боотур Стремительный», «Кулун Куллустуур» и др. В основе сюжетов — борьба богатырей из племени айыы аймага со злыми однорукими или одноногими чудовищами абаасы или адьарай, защита справедливости и мирной жизни. Для О. характерны фантастика и гиперболы в изображении богатырей в сочетании с реалистическими описаниями быта, многочисленные мифы древнейшего происхождения. Стих О. аллитерационный. Размер стиха свободный, количество слогов в строке колеблется от 6—7 до 18. Стиль и образная система близки эпосу алтайцев, хакасов, тувинцев, бурятским Улигерам.О. широко бытует среди якутского народа, имена и образы любимых богатырей стали нарицательными.

    Тексты: Говоров Д. М., Бюдюрюй-бэт мюльджю-бёгё, М. — Якутскай, 1938; Образцы народной литературы якутов, изд. под ред. Э. К. Пекарского. Тексты, [ч. 1], в. 1—5, СПБ, 1907—11; [ч. 2], в. 1, СПБ, 1913; [ч. 3], в. 1, П., 1916; Ястремский С. В., Образцы народной литературы якутов, Л., 1929; Якутский фольклор. Тексты и пер. А. А. Попова, [М. — Л.], 1936; Нюргун-Боотур Стремительный, ред. текста, пер. и комментарии Г. У. Эргиса, Якутск, 1947.

    Лит.: Ойунский П. А., Якутская сказка (олонхо), её сюжет и содержание, Соч., т. 7, Якутск, 1962; Пухов И. В., Якутский героический эпос олонхо, М., 1962; Очерки истории якутской советской литературы, М., 1970, с. 13—22.

    Ю. Б. Розенблюм.

  1. Источник: Большая советская энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия. 1969—1978.



  2. Большой энциклопедический словарь

    ОЛОНХО - якутский героический эпос. Состоит из многих сказаний, называемых обычно по имени героя ("Нюргун Боотур", "Мэлдью Сильный" и др.). Исполняется народными сказителями - олонхосутами. Речи персонажей поются, остальной текст исполняется говорком, обычно без инструментального сопровождения.

  3. Источник: Большой Энциклопедический словарь. 2000.



  4. Современная энциклопедия

    ОЛОНХО, якутский героический эпос. Цикл из многих сказаний (10 - 15 тыс. стихотворных строк каждое), называемых обычно по имени главного героя: "Нюргун Боотур", "Мэлдью Сильный" и т.д. Исполняется сказителями-олонхосутами без музыкального сопровождения; речи персонажей поются для каждого в особой тональности, остальной текст сказывается говорком. Записи олонхо неоднократно издавались начиная с 1907 на якутском языке, ряд эпизодов в переводе на русский язык впервые издан в книге "Якутский фольклор" (1936).

  5. Источник: Современная энциклопедия. 2000.



  6. Энциклопедический словарь

    Олонхо́

    якутский героический эпос. Состоит из множество сказаний, называется обычно по имени героя («Нюргун Боотур», «Мэлдью Сильный» и др.). Исполняется народными сказителями — олонхосутами. Речи персонажей поются, остальной текст исполняется говорком, обычно без инструментального сопровождения.

    * * *

    ОЛОНХО

    ОЛОНХО́, якутский героический эпос. Состоит из многих сказаний, называемых обычно по имени героя («Нюргун Боотур», «Мэлдью Сильный» и др.). Исполняется народными сказителями — олонхосутами. Речи персонажей поются, остальной текст исполняется говорком, обычно без инструментального сопровождения.

  7. Источник: Энциклопедический словарь



  8. Музыкальная энциклопедия

    общее название якутского героич. эпоса. Возник примерно в 14-15 вв., является ценнейшим памятником культуры якут. народа. Отд. произв. эпоса названы по именам героев - "Ньюргун-богатырь", "Эрбехей", "Молдью Сильный" и др. Гл. идеи О.- утверждение справедливости в отношениях между людьми, защита мирной жизни народа от завоевателей. Герои-богатыри О. борются с мифич. чудовищами, к-рые разоряют мирную страну, похищают женщин, уводят скот и т. д., и побеждают их. Для О. характерны сказочная фантастика, контрасты и гиперболы, сложные эпитеты и сравнения. О. содержат до 10- 15 тыс. и более стихотворных строк; обычно произв. исполнялось в течение 2 вечеров. Исполнитель О. - олонхосут. Речи героев и др. персонажей пелись, остальной текст (описание природы, подробностей быта и др.) исполнялся речитативом (говорком), муз. сопровождение отсутствовало. Партию положит. героев пели в протяжной манере, отрицат. персонажей - в манере размеренной песни. Среди известных исполнителей О.- Д. М. Говоров, Т. В. Захаров и др. На основе О. создана первая якут. опера "Ньюргун Боотур".

    Литература: Окладников А. П., Якутия до присоединения к русскому государству. Ранняя история якутского народа, гл. 4- Якутский эпос (олонхо) и его связь с югом, в кн.: История Якутии, т. 1, М.-Л., 1955.

  9. Источник: Музыкальная энциклопедия



  10. Советская историческая энциклопедия

    якут. богатырский героич. эпос. Отдельные произв. О. называются по имени их героев: "Нюргун Боотур", "Эрбэхтэй Бэргэн", "Мюлдью Сильный" и т. д. Нек-рые из них содержат 10-15 тыс. и более стихотворных строк. Осн. содержание эпоса отражает период разложения родового строя у якутов, межплеменные и межродовые отношения. Защита рода-племени, утверждение мирной и изобильной жизни, справедливых отношений людей являются осн. идеями О. В эпосе подробно описаны природа, жилища, одежда, орудия труда. О. - ценнейший памятник духовной культуры якут. народа.

    Публ.: Верхоянский сб. Якутские сказки, песни, загадки и пословицы, а также рус. сказки и песни, записанные в Верхоянском округе И. А. Худяковым, Иркутск, 1890; Образцы нар. лит-ры якутов, т. 1-3, СПБ, 1911-16; Ястремский С. В., Образцы нар. лит-ры якутов, Л., 1929; Якут. фольклор, тексты и пер. А. А. Попова, М.-Л., 1936; Нюргун Боотур Стремительный, текст К. Г. Оросина, ред. текста, пер. и комментарии Г. У. Эргиса, Якутск, 1947.

    Лит.: Окладников А. П., Якут. эпос (олонхо) и его связь с югом, в кн.: История Якут. АССР, т. 1, М.-Л., 1955; Пухов И. В., Якут. героич. эпос олонхо, М., 1962.

  11. Источник: Советская историческая энциклопедия



  12. Этнографический словарь

  13. Источник:



  14. Большой Энциклопедический словарь

  15. Источник: